СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
2023 год указом президента РФ объявлен «Годом педагога и наставника». Наставник… Кто он такой? Какой смысл скрыт за этим, казалось бы, простым словом? Когда мы делаем первые шаги, нашими наставниками становятся родители. Именно они помогают в трудную минуту, протягивают руку, подставляют плечо. Настало время- родители привели нас в школу, и теперь, нашими наставниками становятся учителя. Кто же ты, учитель, наставник, педагог? По определению К, Д. Ушинского: «Учитель - самый важный элемент в педагогическом процессе». От личности учителя, его педагогического мастерства, профессиональных знаний зависит не только уровень знаний учащихся, но и их желание учиться. Почему я обратилась именно к педагогической концепции Ушинского? С его теорией педагогического воспитания я познакомилась, еще будучи студенткой педагогического вуза. Она стала мне близка и понятна своим до гениальности простым изложением педагогических идей и средств воспитания; теория Ушинского изменила отечественную педагогическую практику, он основал новую науку, ранее неизвестную в России. Насколько просты и понятны идеи педагогической теории К.Д. Ушинского: 1.Идея народности воспитания Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» 2.Реформирование народной школы Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» 3.Труд - основа воспитания «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека» 4.Родной язык как средство воспитания «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь». 5.Женское образование Если смотреть на женщину по-другому, утверждал наш великий педагог, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества». Не менее просты и понятны средства нравственного воспитания, которые предлагает Ушинский: 1) обучение, которое неразрывно связано с воспитанием; 2) личный пример учителя; 3) убеждение; 4) педагогический такт; 5) меры предупреждения; 6) поощрения и наказания. Первые учебники для детей Константин Ушинский написал в 1864 году. Они получили название «Родное слово» и «Детский мир». В первой книге имелись и методические материалы по предмету «словесность», специально для учителей и родителей. Эти книги стали настоящей сокровищницей литературы в области педагогики, их переиздавали сотни раз. Вклад выдающегося педагога в развитие российской педагогики просто огромный. Он всю свою жизнь стремился к тому, чтобы образование мог получить любой желающий, а не только избранные слои населения. Это его стремление дало свои плоды, следующие воспитательные системы базировались именно на фундаментальных трудах Ушинского. Народные школы, только начинающиеся зарождаться в те годы, пользовались его учебниками, простыми и доступными до гениальности. Великий педагог считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций – либо готовит счастье своей Родине, либо несчастье. Итогом всей педагогической деятельности Ушинского стал труд «Человек как предмет воспитания». К сожалению, он так и не смог завершить работу над книгой. При жизни Константина Дмитриевича издали два тома антропологических исследований, отрывки из которых часто встречаются в виде цитат в научных работах современных педагогов
© 2023, Парталян Оксана Степановна 170