СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

24 марта-День рождения паровоза

Нажмите, чтобы узнать подробности

День рождения паровоза Самоходные повозки, которые двигаются по рельсам и катят за собой тележки, появились раньше, чем автомобили. Первый паровоз был придуман Ричард Тревитиком и его двумя родственниками в 1802 г. Устройство использовалось для перевозки по "чугунным колесопроводам" руды, добываемой английской компанией "Колбрукдейл". До изобретения паровоза Тревитиком были сконструированы экипаж, названный жителями городка Кэмборн Puffing devil ("Пытхтящий дьявол"), и самоходный кэб, на котором инженер добрался до самого Лондона. В столице Англии он рассчитывал найти деньги на развитие своего перспективного проекта. Уникальность конструкции Тревитика состояла в том, что до этого паровые двигатели использовались исключительно на воде. Инженеру шахты Ding Dong Mine пришла в голову мысль поставить на рельсы агрегат, работающий от пара высоко давления. То есть создать сухопутное устройство. "Пенидаррен", состав из пяти вагонов, вмещался в себя 10 т железа и 70 пассажиров. Конструкция изобретенного Тревитиком с помощью Джона Стила в 1804 г. двигателя для узкоколейных паровозов оставалась неизменной вплоть до 1980-х гг. — периода прекращения их использования из-за перехода на электричество.

В 1808 г. инженер построил новый паровоз, называемый "Поймай меня, кто сможет". Локомотив развивал скорость до 30 км/ч. Он катал людей в парке по кольцевой железной дороге, построенной на окраине Лондона. Появление локомотива способствовало развитию добывающей промышленности и ж/д транспорта, увеличению объемов грузовых и пассажирских перевозок. На 24 марта, дату получения Р. Тревитиком в 1802 г. патента на изобретение, приходится День рождения паровоза. Развитие эры ж/д транспорта в России связано с отцом и сыном Ефимом и Мироном Черепановыми. Крепостные промышленника И. Демидова побывали в Англии в 1821 г. и увидели новинки техники, в т.ч. паровую машину. Однако конструкторская документация для ее изготовления Черепановым показана не была. Несмотря на это, в 1833 г. ими был создан первый русский паровоз, который возил по чугунной железной дороге сырье от местного рудника до завода. За это И. Демидов даровал отцу и сыну вольную. Уральские механики определили немецких инженеров на 2 года. В Германии первый паровоз появился в 1835 г. Черепановы самостоятельно сконструировали многотрубчатый котел парораспределения и придумали реверс хода, предложили для использования более удобную и экономичную широкую колею. Первая машина могла перевозить до 3,2 т груза со скоростью 16 км/ч. Изобретение механиков способствовали технической модернизации заводов И. Демидова. "Сухопутный пароход", как была названа машина Черепановых в "Горном журнале", и принцип его действия послужил толчком к развитию многих отраслей промышленности, в первую очередь — металлургической, стало локомотивом для перехода экономки к индустриализации. Прокладка Петербурго-Московской железной дороги, начатая в 1843 г., положила начало развитию русского паровозостроения. Первые пассажирские и товарные машины, связывающие два города, были изготовлены на Александровском заводе в 1845 г. В середине XIX в. в России началось активное строительство железных дорог и паровозов. Страна полностью освободилась от зависимости в этой сфере от зарубежных поставок. С 1898 по 1917 гг. в Российской империи было построено 16 064 паровоза. Ж/д транспорт стал символом развития экономики и научно-технического прогресса во всем мире. Его воспевали в стихах, использовали в сюжетах прозаических произведений. Прибытие поезда на парижский вокзал показали братья Люмьер. Под его колесами заканчивает жизнь главная героиня романа Л. Толстого "Анна Каренина". "Наш паровоз, вперед лети! В Коммуне остановка", — пели рабочие на демонстрациях в лихие послереволюционные годы. Переход к электрической и тепловозной тяге привел к прекращению строительства машин, сконструированных Черепановыми. В 1956 г. в СССР производство паровозов было завершено. Всего в Советском Союзе было разработано, построено и введено в эксплуатацию до 400 видов машин этого типа. Вспомнить старые времена и славные страницы истории призывает День рождения паровоза.

23.03.2025 12:50


Рекомендуем курсы ПК и ПП