© 2025, Скурихина Тамара Петровна 80
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Его главное творение Хрустальный дворец. Революционное сооружение для середины XIX века. Павильон был построен из стекла, металла и бетона в лондонском Гайд-парке для Всемирной выставки 1851 года.
Пэкстон приступил к работе над проектом Хрустального дворца, когда узнал, что Выставочный комитет отверг все 233 проекта, представленные на конкурс в апреле 1850 года. Первый набросок он сделал 11 июня 1850 года, после посещения места будущего строительства.
Проект был одобрен Выставочным комитетом. Идея Пакстона использовать модульные конструкции из железных и деревянных элементов позволила выстроить Дворец в срок менее одного года. В постройке было занято 5000 человек (не более 2000 единовременно).
Внутренних перегородок дворец не имел, и его интерьер представлял собой один огромный зал. Архитектор очень бережно отнесся к деревьям Гайд-парка, рубить которые было запрещено парламентом: два столетних вяза оказались просто накрытыми зданием дворца. Известный русский философ, историк и литератор А.С. Хомяков, посетивший выставку, написал по этому поводу: "То, что строится, обязано иметь почтение к тому, что выросло".
Посетил Хрустальный дворец и Чернышевский — именно здание в Гайд-парке стало прототипом дома, в котором живет коммуна будущего из сна Веры Павловны в романе «Что делать?».
Не все отклики были положительными. Авторитетный критик Джон Рёскин увидел в огромном здании «только оранжерею, бóльшую, чем все построенные до сих пор». Он не признал в оранжерее никаких достоинств, язвительно заметив: «Это совсем не дворец и не хрустальный». По определению Готфрида Земпера, произведение Пакстона — «не архитектура, а пустота, заключённая в стекло».
Зал протяжённостью 564 и высотой до 33 метров вмещал 14 000 посетителей. Среди прочих инноваций были первые платные туалеты для публики, ценой в один пенни.
Общество, в целом восхищённое дворцом и выставкой, не имело единого мнения по поводу дальнейшей судьбы дворца. Пакстон, защищая своё детище, предложил устроить в нём постоянный зимний сад, но парламент "приговорил" дворец к разборке до основания. Конструкции дворца, как металлолом, были проданы «на корню» металлургическим заводам Fox & Henderson.
Предвидя такой исход, Пакстон основал «Компанию Хрустального Дворца». Компания выкупила конструкции дворца у Fox & Henderson и приступила к постройке нового здания на новом месте в лондонском предместье Сайднем (Sydenham) Хилл.
В 1936 году новый Хрустальный дворец был уничтожен пожаром и никогда не восстанавливался. Он дал свое имя прилегающему району Южного Лондона, железнодорожной станции, комплексу телевышек и футбольному клубу.
Впрочем, талантливый садовник-зодчий создавал не только "оранжерейные" постройки. В последние годы жизни Пакстон планировал городские сады во многих местах Англии, строил загородные дома для баронов де Ротшильд, сотрудничал с Королевскими ботаническими садами Кью, занимался политикой и издавал журналы. Его «Хроника садоводов» (англ. The Gardeners' Chronicle) являлась одним из самых популярных журналов Англии.
Архитектор умер 8 июня 1865 года. К тому времени он являлся обладателем рыцарского звания, которое было ему пожаловано в возрасте 50 лет. Также за заслуги при жизни Пэкстона избрали членом парламента страны.
© 2025, Скурихина Тамара Петровна 80