СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 марта - 340 лет со дня рождения Г.-Ф.Генделя - продолжение - между Германией и Англией

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 1710 году Георг Фридрих Гендель возвращается в Германию из Италии, где прожил несколько лет и стал известным западноевропейским композитором. Ему двадцать пять лет. Гендель приезжает в Ганновер, где композитор Агостино Стеффани, служивший ранее капельмейстером Ганноверского двора и перешедший на дипломатическую службу в Дюссельдорф, устраивает его на своё прежнее место службы. Гендель становится капельмейстером при дворе Ганноверского курфюрста Георга Первого. Каким-то образом, Гендель уговорил Ганноверского курфюрста разрешить ему выехать в Англию, и уже осенью 1710 года композитор отправился в Лондон.

В Лондоне Гендель был представлен ко двору королевы Анны и удостоился её расположения. Европейская слава и то обстоятельство, что в Лондоне в это время не проживал ни один композитор, дали возможность Генделю претендовать на первую роль в постановке опер. В феврале 1711 года в Театре её Величества в Хеймаркете была поставлена опера Генделя «Ринальдо». Либретто на предложенный директором театра Аароном Хиллом сюжет написал живший в Лондоне итальянский писатель Джакомо Росси. После успеха оперы Генделю пришлось вернуться в Ганновер к месту службы, но он не планировал расставаться с Лондоном навсегда. В Ганновере композитор пишет камерную музыку – дуэты, концерты, сонаты для различных музыкальных инструментов. У него много творческих планов, но в Ганновере нет оперного театра и, соответственно, нет возможности поставить «Ринальдо» или крупное произведение на сцене.

Для нас интересно, случаен или неслучаен был выбор композитором двора Ганноверского курфюрста для службы. В это время Георг Людвиг Ганноверский (Георг Первый) является вторым в очереди на престол в уже объединённой Великобритании и Ирландии. В 1701 году английский парламент принял Акт о престолонаследии, согласно которому наследницей королевы Анны должна была стать мать курфюрста София Ганноверская, внучка английского короля Якова I – ближайшая родственница дома Стюартов, а Георг Людвиг (Георг Первый) был её наследником.

С разрешения курфюрста и с обещанием вернуться Гендель в 1712 году снова отправляется в Лондон. Осенью на сцене Театра её Величества проходит премьера его новой оперы «Верный пастух», а в январе следующего года - оперы «Тезей». Оперы не повторяют успех «Ринальдо» и выдерживают только по несколько представлений. Композитору надо создать что-то необычное, чтобы привлечь внимание английского королевского двора и возвратить прежнюю славу. В январе 1713 года Гендель пишет музыку для четырёхголосного хора и оркестра к старинному христианскому гимну «Te Deum». Этот гимн и второе произведение – «Jubilate Deo» (вступление к пасхальному сезону) были созданы в честь заключения Утрехтского мирного договора, завершившего войну за Испанское наследство, в которой Великобритания была выигравшей стороной. Английские законы запрещали исполнение музыки иностранных композиторов во время официальных церемоний, поэтому Генделю пришлось пойти на хитрость. Узнав, что его произведения не могут быть исполнены во время праздника, он написал поздравительную оду в честь дня рождения королевы Анны. Ода была исполнена в королевском дворце и так понравилась королеве, что она пожаловала композитору солидную пожизненную пенсию. Гимн «Te Deum» был исполнен во время праздника и стал в дальнейшем исполняться во время богослужений. Гендель стал считаться композитором при английском дворе и уже не собирался возвращаться в Ганновер.

Неожиданно в августе 1714 года скончалась королева Анна, а за несколько недель до этого умерла её наследница, София Ганноверская. Георг прибыл в Лондон и короновался на престол. Гендель был в панике – он нарушил обещание вернуться в Ганновер, а теперь предстал перед человеком, которого обманул. Композитору надо было заслужить милость монарха.

В мае 1715 года состоялась премьера оперы «Амадис» («Amadigi di Gaula»), постановка была успешной, король несколько раз посетил спектакль, Гендель был прощён и возвращён ко двору, теперь уже английскому. Спектакль был показан в Лондоне около двадцати раз, а в 1717-1720 годах был поставлен в оперном театре в Гамбурге. (продолжение завтра)

06.03.2025 21:41


Рекомендуем курсы ПК и ПП