СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс Урок 9 Искусство прекрасного пения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомиться с "бельканто" на примере музыкальных произведений Ф. Шуберта и записей выдающихся исполнителей.

Задачи урока:

  1. Расширить знания о bel canto.
  2. Узнать краткую биографию Ф.Шуберта и значение его творчества.
  3. Узнать имена выдающихся мастеров bel canto. Энрико Карузо и Марио даль Монако; Марии Каллас, Робертино Лоретти, Виктории Ивановой, Ирины Архиповой, Елены Образцовой.
  4. Повторить термины "аккомпанемент", "песня".

1. Бельканто (итал. bel canto — «красивое пение») — лёгкий и изящный стиль пения, характерный для итальянского вокального искусства середины XVII — 1-й половины XIX вв.; в более широком современном понимании — певучесть вокального исполнения.

Это то самое неподражаемое виртуозное итальянское пение, легенды о котором пронизывают историю западноевропейской музыки и нынешние представители которого — известные всему миру "звезды".

Италия считается родиной лучших голосов, как, кстати, и Украина. Сочетание климатических условий с языковыми и психологическими особенностями народа, видимо, особенно благоприятно для формирования хороших голосов. Но дело не только в этом. Традиция и школа — вот что принесло бельканто заслуженную славу.

Это искусство пения получило широкое развитие в XVII веке в связи с распространением оперы. Патетичный и предельно выразительный поначалу стиль превратился постепенно в чисто виртуозный. Владение всеми регистрами голоса, ровность и идеальная чистота тембра, захватывающая, недосягаемая техника, позволяющая исполнять с блеском длиннейшие, быстрейшие и труднейшие пассажи, огромное дыхание — все это было результатом не только знания секретов мастерства, но и многолетних (по 6-9 лет) тренировок, ежедневных и многочасовых.

Стиль бельканто оказал влияние на большинство европейских национальных вокальных школ, в том числе, на русскую. Многие представители искусства бельканто гастролировали и преподавали в России. Русская вокальная школа, развиваясь самобытным путём, минуя период формального увлечения певческим звуком, использовала технические принципы итальянского пения. Оставаясь глубоко национальными художниками, выдающиеся русские артисты Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, С.Я. Лемешев и другие владели в совершенстве искусством бельканто.

В XIX веке слово "бельканто" потеряло первоначальный смысл и стало означать совершенное владение голосом, певучесть, кантиленность.

Современное итальянское бельканто продолжает оставаться эталоном классической красоты певческого тона, кантилены и других видов звуковедения. Таким образом, к мастерам бельканто относятся все лучшие певцы: Ф. Шаляпин и М. Каллас, Э. Карузо и А. Нежданова, П. Лисициан и И. Архипова и другие.

три тенора: пласидо доминго хосе каррерас лучано паваротти

2. Краткая биография Франца Шуберта

Франц Шуберт (1797—1828), австрийский композитор. Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано. Благодаря красивому голосу с 1808 по 1812 г. он был певчим Венской придворной капеллы, одновременно обучаясь в конвикте (хоровое училище-интернат). Здесь наставником Шуберта по композиции был до 1816 г. А. Сальери. С 1814 г. Шуберт учительствовал в школе отца, правда, не чувствуя особой склонности к этому. В 1818 г. он оставил преподавание и всецело занялся творчеством. Уже за время своей недолгой работы в школе Шуберт создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1814 г.; на стихи И. В. Гёте). Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание. Сам же он отличался жизненной непрактичностью. Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823 г.; на стихи В. Мюллера). Это один из первых вокальных циклов в истории музыки. В 1827 г. им был написан ещё один вокальный цикл на стихи Мюллера — «Зимний путь». Уже посмертно, в 1829 г., вышел последний вокальный сборник композитора — «Лебединая песня». Кроме вокальных сочинений Шуберт много писал для фортепиано,для камерного ансамбля. Он писал также оперы. Умер 19 ноября 1828 г. в Вене.

АВЕ МАРИЯ

Этот миниатюрный шедевр Шуберта на протяжении вот уже почти 2 веков любим публикой и исполнителями во всем мире. Необыкновенно трогательная мелодия находит отклик в душе как профессионального музыканта, так и любителя, не знающего нот.

Вальтер Скотт написал поэму "Дева Озера" на английском. Шуберт написал свою песню на фрагмент этой поэмы в переводе на его родной немецкий. Этот фрагмент называется "Ellens Gesang III" ("Третья песня Эллен"). В Собрании сочинений В. Скотта можно прочитать эту поэму на русском в переводе Т. Сильман. Это поэтическое литературное произведение, "вольная молитва" героини поэмы. Робертин Лоретти поёт на итальянском языке.

Каждый куплет песни начинается небольшим вступлением и завершается заключением, построенным на одном и том же музыкальном материале - мягко звучащих мерно чередующихся восходящих (к небесам?) и нисходящих (на грешную землю?) аккордах, сопровождаемых мерной пульсацией глубоких басовых звуков.

Музыка этих вступительных тактов сохраняется в качестве аккомпанемента на протяжении всей песни. Это обрамление, ассоциируется с открывающимся занавесом, таким, который изобразил Рафаэль на своей знаменитой "Сикстинской Мадонне". На фоне этих аккордов звучит поистине неземной красоты мелодия.

3. Аккомпенемент

Слово аккомпанемент знакомо не только музыкантам, но и большинству людей далеких от музыки, ведь фразы: аккомпанировать пению, аккомпанемент на гитаре и прочие являются достаточно популярными и встречаются как в обычной речи, так и, например, в художественной литературе.

Любой гитарист научившийся играть 2-3 аккорда, также создает простейший аккомпанемент. Группа для вокалиста это аккомпанемент и даже целый оркестр может аккомпанировать солисту.

С французского языка слово аккомпанемент переводится как сопровождать и означает музыкальное сопровождение.

Так как в современной музыке наиболее популярен гомофонный склад, то можно сказать, что все, что мы слышим это либо мелодия, либо аккомпанемент.

То есть, по сути любая музыкальная ткань может быть названа аккомпанементом, если она не одноголосна и если она сопровождает мелодию. И даже простое щелканье пальцами или притоптывание ногой по полу может рассматриваться, как вариант аккомпанемента!

Однако столько широкое определение аккомпанемента используется редко.

Чаще всего под аккомпанементом подразумевают вариант сопровождения мелодии или голоса одним инструментом, который при этом выполняет, как гармонические ( аккорды + бас), так и ритмические (грув) функции.

Естественно, что для аккомпанемента можно использовать только многоголосные инструменты, такие как фортепиано, гитара или баян, так как создание гармонического сопровождения на одноголосном инструменте невозможно.

Песня - простая и самая распространенная форма вокальной музыки, соединяющая текст с мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, так или иначе. Песня в узком значении — это малый лирический жанр, существующий у подавляющего большинства народов и отличающийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором, с музыкальными инструментами и без них.

Хорошая песня, словно моноспектакль с большим смыслом и содержанием, с огромным накалом человеческих страстей.

Использованы материалы сайтов:

  1. https://www.belcanto.ru/
  2. https://www.classic-music.ru/index.html
  3. https://citaty.su/kratkaya-biografiya-franca-shuberta
  4. https://barucaba.livejournal.com/37723.html
  5. https://study-music.ru/akkompanement/
  6. https://ru.wikiquote.org/wiki/Песня
Категория: Музыка
06.11.2020 17:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!