СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Культура.РФ» продолжает цикл материалов, посвященных отечественным музеям и их самым значимым и интересным экспонатам. В этот раз о 7 объектах
Указатель законов Российской империи для купечества
Указатель законов Российской империи для купечества в кабинете Николая Островского, отца драматурга
Отцом
«Слава Островского как драматического писателя родилась и выросла в один день» — так вспоминал начало литературной деятельности драматурга поэт и историк Николай Берг.
В 1849 году Александр Островский завершил комедию «Свои люди — сочтемся!». Опубликованные ранее (в 1847 году) пьеса «Семейная картина» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были тепло приняты читателями, однако именно комедия «Свои люди — сочтемся!» стала настоящим прорывом для драматурга. Известность пришла к Островскому, когда его пьеса еще ходила по Москве в рукописных списках. Драматическая цензура запретила ставить комедию (и другие произведения автора) на сцене, но Островский часто читал произведение известным любителям театра, например графине Ростопчиной. В один из таких вечеров, на квартире профессора Московского университета Михаила Погодина, пьесу услышал
Александр Островский в роли Подхалюзина
Пьесы Островского, впрочем, часто ставили известные домашние театры. Сохранилась фотография, сделанная после одного из таких спектаклей в доме богатой московской помещицы Софьи Пановой. Большова играл Петр Садовский, в роли Подхалюзина выступил сам Островский. Игра Островского, по-видимому, была далека от совершенства. По воспоминаниям современников, «и за столом он читал лучше, чем играл: терялся даже на маленькой домашней сцене, не смотрел в глаза партнерам, был скован в мимике и жестах».
Но в своих комедиях, и в роли Подхалюзина в особенности, Островский находил такой верный, подслушанный в жизни тон, что его невозмутимый партнер Садовский как-то не смог удержать смеха на сцене, а очевидцы этих домашних спектаклей спустя десятилетия говорили, что «в ушах у них по сей день стоят интонации автора, когда он произносил одновременно хамски и заискивающе: «Алимпияда Самсоновна-с!. Позвольте вашу ручку поцеловать».
Иван Покровский. Макет Малого театра
Иван Покровский. Макет Малого театра. 1840
Подлинный макет Императорского Малого театра изготовил в 1840 году его смотритель Иван Покровский. Макет представляет театр после пожара 1838 года и реконструкции.
До конца XIX века четкого разделения на оперные и драматические театры не существовало, поэтому артисты Малого могли выступать на сцене Большого Петровского театра и наоборот, а
До 1824 года у труппы Малого театра не было собственного постоянного здания, спектакли могли проходить, например, в доме Пашкова. Актеры кочевали из одного здания в другое, пока купец Василий Варгин не передал под театр свой дом на Петровской (сегодня — Театральной) площади.
Александр Головин. Эскиз декорации. Александр Островский «Гроза»
Александр Головин. Эскиз декорации к пьессе Александра Островского «Гроза». 1916. Александринский театр, Петроград
На рубеже XIX–XX веков на смену театру актерскому пришел театр режиссерский. Началась эпоха
В 1916 году Мейерхольд поставил в
Мейерхольд и Головин старались отделить свой спектакль от традиционного восприятия пьесы Островского. Режиссер решил
Фотографии предоставлены Домом-музеем Александра Островского.
Источник: https://www.culture.ru/materials/253130/7-eksponatov-doma-muzeya-a-n-ostrovskogo
© 2025, Беленко-Линёва Марина Петровна 64