СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
70-летию депортации калмыцкого народа посвящается…
Цель: дать обучающимся представление о том, что такое День памяти жертв депортации калмыцкого народа, познакомить их с трагическими страницами в жизни народов России.
Задачи: ? организация работы по подготовке школьников к восприятию исторического материала; ? ознакомление школьников с событиями отечественной истории, связанными с репрессиями отдельных граждан и целых народов; ? обобщение и систематизация знаний, осмысление и понимание исторических и литературно-художественных процессов и явлений во время ликвидации Калмыцкой АССР и депортации калмыков; ? развитие интереса к историческому прошлому своего народа и другим народам, проживающим на территории Калмыкии; ? формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, воспитание чувства патриотизма, гордости, любви к своему родному краю, родной земле.
Форма проведения: историческая гостиная
Оборудование: наличие эмблем предмета, ярких высказываний по тематике, стенгазета с результатами соцопроса населения «Что означает слово «репрессия», «депортация» для Вашей семьи?», выставка рисунков «13 лет, 13 дней…».
Расстановка стульев так, чтобы дети видели друг друга в лицо. Хозяева гостиной - ведущие, учащиеся 11 класса, приглашают всех к себе в гости, в историческую гостиную.
Учитель: – Долгое время трагедия выселенных народов оставалась запретной темой. В отечественной историографии эта проблема до начала 90-х годов XX века не изучалась. В течение нескольких десятилетий умалчивался даже сам факт депортации репрессированных народов. Депортация как мера, предлагавшая изгнание, ссылку определенной группы людей или народа, заметно активизировалась в условиях тоталитарного режима Сталина. Из средства «разгрузки» этнической напряженности она постепенно превращается в могучий рычаг урегулирования межнациональных конфликтов. В то время мало кто задумывался над тем ущербом, который могли принести насильственные депортации межнациональным отношениям народов, их национальному сознанию, правовому устройству государства. Преступные акции по депортации народов проводились стихийно и не были подкреплены юридически. Наоборот, по каждой из них подготавливались, принимались решения высших органов государственной власти и управления, составлялись планы, выделялись средства, обеспечивалась секретность проводимых мероприятий. Документы свидетельствуют о том, как и кем принимались решения о депортации народов, которые зачастую не имели названия «Закон». Сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить события 70-летней давности. 28 декабря – памятный день жертв депортации калмыцкого народа. В этот день Калмыкия поминает тех, кто погиб, скорбит вместе с теми, чья жизнь и судьба были жестоко искалечены. Насильственное выселение калмыков – политическое преступление тоталитарного режима на совести которого миллионы сломанных судеб. Наш долг – сохранить в поколениях память о невинно погибших. Нет ни одной семьи в республике, которая не понесла утрату в те дни, полные неимоверной боли и мучений. Пусть никогда не повторяются трагические события прошлого, но память о них объединяет нас желания сохранить мир и согласие на нашей земле. В нашей школе проводится Акция «Желтая ленточка». Участием в этой Акции мы хотим сказать, что мы помним, скорбим и сохраним в памяти эту трагическую страницу истории калмыцкого народа.
1: – Мы зарастаем памятью, Как лесом зарастает пустошь И птицы – памятью по утрам поют, И ветер – память по ногам гудит, Деревья – память целый день лепечут. Но в памяти нашей такая скрыта мощь, Что возвращает образы и множит… Шумит, не умолкая, память – дождь, И память – снег летит и пасть не может.
2: – Течет река времени. Минуло уже 72 лет с того незабываемого и страшного дня, когда калмыцкий народ узнал о депортации. Много воды унесла река времени с тех пор. Закончилась Великая Отечественная война, исчезли пепелища сожженных городов, возродилась вновь Калмыцкая республика, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 28 декабря 1943г осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 4761 дней и ночей ссылки калмыцкого народа. 13 лет 13 дней калмыки спрашивали себя: «За что? Почему?»
3: – Я знал, что мой народ в лесах Сибири
Нашёл друзей и вновь душой окреп
Средь лучших русских, средь щедрейших в мире
Деливших с нами и судьбу, и хлеб. (Д.Кугультинов)
Ведущий 1: – В начале войны 28 августа 1941 года были выселены в восточные районы страны (Сибирь и Казахстан) все немцы. Следующими за ними 4 ноября 1943 года были выселены в Среднюю Азию карачаевцы. Затем 28 декабря 1943 года в районы Сибири калмыки, 23 февраля 1944 года в Казахстан и Среднюю Азию чеченцы и ингуши и 18 мая 1944 года в Казахстан и Среднюю Азию – крымские татары, 8 марта 1944 были отправлены туда же балкарцы. По данным НКВД общее количество население страны, подвергнувшиеся насильственному выселению (депортации) составило 3.336.258 человек.
Ведущий 2: – 27 декабря 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР», а 28 декабря - постановление СНК за подписью В. М. Молотова о ликвидации Калмыцкой АССР и о выселении калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области.
Операция по депортации калмыков проводилась 28 – 29 декабря 1943 года под кодовым названием «Улусы». В ней участвовали 2975 офицеров НКВД, а также 3-й мотострелковый полк НКВД, ранее выселявший карачаевцев. Руководил операцией начальник УНКВД по Ивановской области генерал-майор Маркеев.
Ведущий 1: – Депортация калмыков рассматривалась как мера наказания за якобы имевшее место массовое противодействие органам Советской власти, борьбу против Красной Армии, как средство урегулирования национального конфликта, возникшего с калмыками. Выселению были подвергнуты в первую очередь калмыки, проживавшие на территориях Калмыцкой АССР, Калмыцкого района Ростовской области, а также военнослужащие. В каждый вагон помещали по 40-50 человек. Всего было сформировано 47 эшелонов.
В ходе первого этапа было депортировано 93 139 человек (из них большая часть женщин и детей). За январь 1944 года к ним присоединилось ещё 1014 человек. Между районами вселения они были распределены следующим образом: Омская область – 24 325 человека, Красноярский край – 21 164, Алтайский край – 20 858, Новосибирская область – 18 333 человек. Больше половины калмыцкого контингента в Тюменской области было расселено в её северных округах – Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Тобольском. Поскольку выселение происходило в самую стужу зимы, смертность при перевозке была чрезвычайно высокой. В местах вселения нередко вспыхивали эпидемии.
Ведущий 2: – В 1944 году депортации калмыков продолжились за счет выселения тех, кто проживал вне Калмыцкой АССР. 25 марта 2536 человек из Ростовской области отправили в Омскую обл., 2-4 июня 1178 человек из Сталинградской области отправили в Свердловскую область
Позднее к ним присоединились демобилизованные из армии калмыки – более 15 000 человек. Cолдаты и офицеры калмыцкой национальности были направлены в Астрахань и переданы НКВД, который вывез офицеров в Ташкент и Новосибирск, а рядовых направил на строительство Широковской гидроэлектростанции Пермской области.
Женщины-некалмычки, бывшие замужем за калмыками, также брались на учёт и подвергались всем положенным репрессиям.
Ведущий 1: – За тысячу километров переселялись не только взрослый люд, но и дети, старики, инвалиды. Днем и ночью шли переполненные «раскулаченные» железнодорожные эшелоны, одна за другой плыли по рекам баржи, все дороги были забиты повозками и толпами людей. Они уже были лишены всех гражданских прав и для них придумали название «спецпереселенцы». Стояли крик и плач, когда погружали их на баржи и буксирные пароходы. Стучали по ночам в дома и давали 2 часа на сборы для отправки на спецпоселение. Люди в одночасье лишались всего, что было нажито.
Я был свидетелем всего, Я был и в мире оттого Что Родину мою сгубило. Одной печалью больше было.
Труд депортированных калмыков использовался в сельском хозяйстве, на лесоповале, но чаще всего – в промышленном рыболовстве.
Ведущий 2: – С тех пор прошло 70 лет. Юные свидетели драмы давно повзрослели, но в памяти их надолго сохранились картины из того лихолетья, а взрослые с особой болью и неохотой вспоминают эти времена.
Депортация калмыцкого народа автоматически привела к ликвидации национальной автономии. В 1944 году Калмыцкая АССР прекратила свое существование. Её районы вошли частично в административное подчинение соседних областей, Ставропольского края.
В ссылке с 1943 по 1950 год умерли более 45 тысяч человек. Общие потери населения калмыцкого народа составили более половины его общей численности.
В ноябре 1948 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной Войны», суть которого состояла в том, что репрессированные народы высланы навечно, без права возврата на этническую родину. Этим же указом режим спецпоселения ужесточался ещё более. Документ предусматривал за самовольный выезд из мест поселения 20 лет каторжных работ.
Ведущий 1: – 17.03.1956 года калмыки были реабилитированы, им разрешили вернуться на родину, но официально родной Калмыкии не было. Только через 13 лет (в 1957 году) автономия калмыцкого народа указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 года была вновь восстановлена, но не в полном объёме, так как, до настоящего времени, несколько районов отошедших к соседним областям так и не были возвращены в состав Калмыцкой Республики.
Верховный Совет СССР признал депортацию калмыков и других репрессированных народов СССР «варварской акцией сталинского режима» и тяжелейшем преступлением (Декларация от 14 ноября 1989 года.)
Ведущий 2: – Законом Российской Федерации от 26 апреля 1991 года №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» репрессии народов СССР, в том числе калмыков, были признаны актом геноцида. Статья 4 данного закона провозгласила, что агитация, препятствующая реабилитации репрессированных народов, не допускается, а лица, совершающие такие действия должны привлекаться к ответственности.
С тех пор выросли новые поколения. Ради будущего мы не должны забывать сталинский геноцид. Забвение истории грозит ее повторением.
4: Поныне живут в нашем селе очевидцы тех декабрьских событий 70-летней давности.
Кекеева (Нюдельчинова) Анна Ивановна родилась в 1929 г. в с. Башанта. В 1941 г. отец был призван на защиту Родины. Четырнадцатилетним подростком вместе с семьей своей матери она попала в Убинский район Новосибирской области. Ей пришлось сполна пережить все тяготы депортации. Она трудилась в колхозе, разгружала уголь на станции, чтобы помочь матери прокормить младших детей в семье. Полуголодная, в плохонькой одежде собирала колоски на полях, выкапывала мерзлую картошку на брошенных полях. Но больше всего ее угнетало клеймо «предателя», трагическая участь калмыцкого народа. С благодарностью Анна Ивановна вспоминает сибиряков, которые несмотря на запрет властей, не дали погибнуть калмыкам в суровом краю.
5: В 1946 году она уезжает на учебу в ФЗО г. Новосибирска. Через год умирает ее мать. Но жизнь продолжалась. В 1951 году Анна связала свою семью с Кекеевым Борисом Дорджиевичем. В Сибири у них родилось трое детей. Со слезами радости и горечи встретила их семья известие о возможности возвращения на родину, в калмыцкие степи.
Супруги прожили долгую жизнь и в радости и в горе. Имея семерых детей, они вместе с супругом приняли в свою большую семью троих осиротевших племянниц. Сейчас ее окружает большая семья, пополнившаяся 22 внуками и 25 правнуками.
В далекой Сибири Анна Ивановна подорвала свое здоровье и стала инвалидом I группы, потеряла свою мать и многих других родственников. Однако до сих пор она никак не может понять, за что калмыцкому народу пришлось испытать такие мучения, пройти путь через ад. Сколько людей потерял ее народ по пути в Сибирь, сколько похоронено там? Сколько горя перенесли простые мирные люди? Сейчас ей 81 год, а в памяти часто всплывают те суровые и трудные годы холодной высылки.
6: Никеева (Басанова) Александра Абушеевна родилась в 1938 году в п. Догзмакин Калмыцкой АССР. Ее отец Абуши Манухаевич погиб, защищая Родину в годы Великой Отечественной войны. Вместе со всеми калмыками семью депортировали в 28 декабря 1943 года. На грузовых машинах вывезли на станцию Котельниково, а дальше в товарных вагонах до Сибири. По дороге умерло много людей, в-основном старики и малые дети. Прибыв в п. Круглозерка Убинского района Новосибирской области, поселились в бараках. После окончания четырех классов начала работать разнорабочей, а затем дояркой на молочно-товарной ферме.
7: Ей пришлось пережить много трудностей, но желание вновь увидеть широкую калмыцкую степь и вдохнуть степной воздух, поддержка сибиряков придавали силы. Сначала сибиряки относились к калмыкам с опаской, говорили, что они – людоеды, а потом, «…увидев, что калмыки – люди трудолюбивые, мирные, терпеливые», стали относиться с уважением, помогать им: то принесут картошку, то яйца, то капусту. Жили народы дружно.
В 1956 году калмыкам разрешили вернуться на родину, но официально родной Калмыкии не было, поэтому семья Александры Абушеевны поселилась в п. Верхнекумской Октябрьского района Волгоградской области. Через два года после ее замужества они вернулись в Калмыкию и вот уже 55 лет Александра Абушеевна, пережив многое: и плохое и хорошее, живет на родной земле в окружении своих детей, внуков и правнуков.
Ведущий 1: – Конечно, многие калмыки из сказанного военными мало что понимали, да и что могли уразуметь плохо знающие русский язык старики, женщины и малые дети, оставшиеся в большинстве калмыцких семей, но одно запомнили точно: их, калмыков, выселяют по Указу, подписанному самим М. И. Калининым. А Михаила Ивановича, «всесоюзного старосту», знали многие.
Обстановка тогда была уже нервная, вскоре всем сообщили, что их высылают в Сибирь. Везли людей, привыкших к солнцу, теплу, в далёкую Сибирь, в холодных товарных вагонах в студеные декабрьские дни. Причём «путешествие» длилось месяцы, а у людей не было: ни воды, ни пищи, ни хлеба, ни молока, чтобы кормить детей. На остановках, которые могли длиться несколько дней, (т.к. была война, объём перевозок по железной дороге был очень велик) выходить переселенцам запрещалось. Но, к счастью, живы в людях сострадание, любовь к ближнему. На незнакомых станциях, незнакомые люди пытались помочь обездоленным, отрывая часть своего скудного военного пайка. Страшные страдания испытывали миллионы обездоленных, которые неделями душились в холодных, грязных вагонах, тысячи умирали от холода, голода и болезней (до сих пор никто не знает, на каких безвестных полустанках покоятся тела их близких). Первыми в вагонах гибли дети, затем старики и ослабевшие взрослые. Сотни трупов оставались на полустанках, а живые ехали навстречу неизвестности.
Ведущий 2: – Прошло немало лет с того трагического дня, и сегодня оглядываясь в прошлое, следует всегда помнить, что правдивая, объективная с принципиальных позиций история о преступлениях прошлого нужна не только нам, живущим сегодня, но и нашим потомкам, которые с полным основанием, не боясь ничего, могли сказать своё решительное «Нет» любому насилию.
Ведущий 1: – В связи с 59-ой годовщиной депортации и в целях укрепления дружбы между народами Сибири и Калмыкии в 2002 году был организован ПОЕЗД ПАМЯТИ «Дети войны, дети Сибири» по маршруту: Элиста – Омск – Барнаул – Новосибирск – Томск – Красноярск – Элиста. Более 500 представителей калмыцкого народа посетили места высылки, возложили цветы и почтили память погибших.
24 августа 2005 года при содействии депутата Госдумы А.М. Буратаевой и при патронаже губернатора А. А. Жилкина была организована поездка калмыков в Новосибирскую область и Алтайский край. В основном это были люди, выселенные в детском возрасте из Долбанского района и люди, рожденные в Сибири. В Новосирской области и Алтайском крае они посетили места, где проживали во время ссылки и места, где были похоронены калмыки. Они привезли на могилы своих предков, похороненных в Сибири землю с их Малой Родины, возложили цветы и почтили их память. Вспоминали те тяжёлые лихолетья, встречались с людьми, проживающими в те времена с калмыками.
Также была организована экспедиция «Поезд Памяти» по местам принудительных работ в Сибири.
В ноябре 2013 года по инициативе ветеранов, живших в годы ссылки в Ханты-Мансийском автономном округе, отправился четвертый Поезд памяти. В Ханты-Мансийске была открыта Ступа Просветления, прошел вечер дружбы народов, состоялись встречи, экскурсии, концерты. Участники Поезда почтили память предков, выразили благодарность местным жителям.
Ведущий 2: – Многое повидало наша Родина. Родина… Как отзывается в вас это слово? Что для вас значит Родина? (Ответы учащихся).
– Вас не задевает, что в любви к Родине, к России признаются так мало? (Ответы учащихся).
– Что такое патриотизм? (Ответы учащихся).
– Считаете ли вы себя патриотом? (Ответы учащихся).
– Как вы думаете, в какое время ярче всего выражается у человека патриотические чувства? (Ответы учащихся).
Ведущий 1: – Хочется сказать, что ни в какой другой стране не пролилось такое море крови. Ни в какой другой стране не было заплачено миллионами человеческих жизней за установление нового общественного порядка. Как никакая другая, наша страна за короткий срок пережила величайшие потрясения: гражданскую войну, голод 1921, 1932 – 1933, 1947 года, Великую Отечественную войну, репрессии 30-х годов, массовую депортацию народов с родных мест.
Ведущий 2: – Всё это показало, что путём насилия невозможно решить никакие социально – экономические проблемы, что этот путь ведёт только в исторический тупик. Так давайте сделаем всё возможное, чтобы эти суровые годы истории в нашей стране больше не повторились.
8. Люди нашей Родины, душевно 11. В небесах, курлыча, ровным строем
Приклоните голову к земле! Журавли летели над тайгой.
Помяните тех, кто брёл этапом На деревьях каркали вороны,
К Индигирке в бесконечной мгле. Труп, в траве узрев очередной.
9. Эти люди все - единой меркой 12. Мать в тоске ждала родного сына
Страшным ярлыком помечены. У окна, слёз много пролила.
«Враг народа», - вынесено «тройкой», За окном поблеклая рябина…
Признаки надуманной вины. Нет надежды! Жизнь уже прошла!
10. Длинные рубли - не привлекали,
Блеск металла их не соблазнял.
Путь тяжёлый многим был последним,
Каждый ждал свой жизненный финал.
Ведущий 1: – Мы предлагаем всем завязать «узелки памяти» для того, чтобы ни мы, ни наши потомки никогда не забыли трагические страницы отечественной истории и воздавали уважение и почтение ныне живущим, прошедшим все тяготы и горести этих трагедий.
А сейчас давайте все почтим минутой молчания память невинно погибших в ссылке верных сынов и дочерей калмыцкого народа, а также всех народов, подвергшихся насильственной депортации.
Ведущий 2: – В память павших своих земляков Зажигаем потухшие свечи. Пусть расправит неяркий их свет Всех участников усталые плечи. Поколенье не знавших войны. Как свою – вашу боль принимаем, Чтобы не было больше беды, Мы сегодня свечу зажигаем.
Зажигаются свечи. Звучит песня «Сибирская» в исполнении Вячеслава Убушаева
Ведущий 1: – Мы благодарим вас за то, что вы отозвались на наше приглашение. Нашли время и пришли сегодня. Нам хотелось бы услышать вас, ваше мнение. Ведь мы – ваши внуки и дети, нам есть что передать своим будущим детям. Мы постараемся сохранить ту нить истории, которая связывает все поколения.
Ведущий 2: – Несправедливость, трагедию, горе хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но что будет с нами, если люди забудут это и не передадут нам свою память? Какими мы будем без нее в нашем большом и тревожном мире?
Ведущий 1: – И все-таки, память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее.
Ведущий 2: – Нельзя допустить забвения памяти, которое порождает беспечность по отношению к Родине. Допускать этого никак нельзя, потому что Родина – одна и она нуждается в нашей защите.
© 2016, Никеева Ирина Николаевна 3101