СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Изложение по сложному, насыщенному мелкими деталями и подробностями тексту, с лингвистическим заданием. (О разновидностях хохломской росписи)

Нажмите, чтобы узнать подробности

И. М. Баканов. Хохломские художники за работой. Палех. 1929 год

Задание учащимся. Составьте список ключевых слов (имён существи­тельных с их определениями), характеризующих стилевые особенности каждой из разновидностей хохломской росписи. Перечислите глаголы и причастия, изображающие работу художников, дополните список слов такими же живописными, но придуманными вами. С опорой на ключевые слова и полученный вами список глаголов и причастий опишите стилевые разновидности (у автора они называются семьями) хохломской росписи. Старайтесь в своём тексте передать и то восхищение, которое испыты­вают люди, глядя на затейливый, пламенный рисунок хохломских мас­теров из села Торговая Хохлома и городка Семёнова Нижегородской области.

Что же особенного в хохломской росписи?

Если представить её во всём богатстве, то невольно хочется разделить как бы на несколько семей.

Первая семья, самая древняя, – это «травка». Рисунок скромный, будто подсказанный самой природой. Художник ри­сует либо одну круглую веточку, либо закрутит её волной, либо соберёт пучок стеблей, а от этой основы пустит в стороны «травку» чёрную да «травку» красную, киноварную*. За большим витком идут несколько маленьких завиточков, а затем опять «постарше». Нежно, певуче, с безукоризненным чувством ритма уверенной рукой завивает этот травяной узор хохломской художник, укра­шая чашку, блюдо или ковш. Работая, он держит кисть по-осо­бому, как-то торчком, в упор к плоскости, которую расписывает. Со стороны глянешь – вроде даже и неудобно так рисовать, а мастер знает, что только при этом приёме можно «травку» закруг­лить одним мазком и закончить остриём игольчатой тонкости.

Иногда художник оживляет «травку» ягодками, которые рисуются очень забавно: мастер берёт спичку, наматывает на неё ватку и, обмакнув в краску, наносит пятнышки ягод – «тычки».

Родственник «травки» – роспись «под листок», когда к траве и ягодкам прибавляются ещё и листья. Было время, когда лож­кари особенно любили этот рисунок: его и работать скоро, и наряден он. Посмотри на ветку калины весной, когда одна зелень: скромен наряд. А как зацветёт летом калина, украсится белыми ясными звёздами или осенью вплетёт в наряд бусы красных ягод, – куда приятнее на неё смотреть.

Так рассуждали любители росписи «под листок с ягодкой».

Есть семья – «кудрина». Золотые узоры – крупные и мелкие – хитроумно и весело закруглены, очерчены краской и нарядно окружены торжествующей красной киноварью. Эти завитки по­хожи на кудри красавца парня в красной праздничной рубахе. Лучшие хохломские мастера – к примеру, Александр Тюкалов или Надежда Куркина – создают узоры из «кудрины» изобре­тательно и даже озорно: так и вьётся орнамент, будто круто вски­пают пружинные округлые листья и пышные золотые цветы.

Есть узорная семья, возникшая в Семёнове уже в наше вре­мя. Мастера называют эту манеру «под фон». Она самая сложная по выполнению и самая дорогая. Золотые узорные листья и цветы отчётливо выделяются на фоне – чаще всего чёрном. А многие мастера любят ещё чуть подкрасить венчики цветов или обвести их киноварью. Листья в этом узоре ярко-зелёные. Мелкая жёлтая «травка» придаёт всему рисунку законченность и особую нарядность.

Из этих семей и состоит хохломской узорный род.

Конечно, в каждой семье что ни дитя, то у него своё лицо, свой характер. Так и в хохломской росписи: один мастер любит пышность и сложность, другой – сдержанность и строгость.

387 слов

Ю. Арбат. Добрым людям на за­гляденье

* Киновáрная – из киновари, краски, приготовленной из сернистой ртути – минерала красного цвета.

Подготовка учащихся

1. Из каких семей состоит хохломской узорный род?

Ответ: узорная манера «травка», росписи «под листок» и «под листок с ягодкой», «кудрина», узорная манера «под фон».

2. После повторного чтения текста (можно читать текст по частям – про каждую семью отдельно) составляются списки ключевых слов:

а) для манеры «травка»: семья первая, самая древняя, рисунок скромный, будто подсказанный самой природой, круглую веточку, «травку» чёрную да красную, киноварную, за большим витком, не­сколько маленьких завиточков, травяной узор, остриём игольчатой тонкости; художник – рисует, закрутит её волной, соберёт пучок стеблей, пустит в стороны «травку», завивает узор с безукоризненным чувством ритма, уверенной рукой, держит кисть по-особому;

б) для росписей «под листок» и «под листок с ягодкой»: рисунок наряден, как калина, – летом украсится белыми ясными звёздами или осенью вплетёт в наряд бусы красных ягод; художник оживляет «травку» ягодками, рисует забавно, наносит пятнышки ягод – «тычки»;

в) для узора «кудрина»: золотые узоры крупные и мелкие, торжествующей красной киноварью, похожи на кудри красавца парня в красной праздничной рубахе, пружинные округлые листья, пышные золотые цветы; закруглены хитроумно и весело, очерчены краской, нарядно окружены торжествующей красной киноварью, создают узоры изобретательно и даже озорно, так и вьётся орнамент, будто круто вскипают листья и цветы;

г) для узора «под фон»: самая сложная по выполнению, самая дорогая, золотые узорные листья, на чёрном фоне, ярко-зелёные листья, мелкая жёлтая «травка», особая нарядность; мастера любят подкрасить венчики цветов или обвести их киноварью; «травка» придаёт всему рисунку законченность и особую нарядность.

3. Какие детали, элементы узора объединяют все семьи хохломской росписи?

Ответ: округлённые формы рисунка с завитками, виточками (орнамент вьётся), повторяется также элемент «травка» – в семьях «травка», «под листок» и «под листок с ягодкой» «травка» – главный элемент, а в семьях «кудрина» и «под фон» – это дополнительный элемент, завершающий рисунок.

4. Чем отличаются друг от друга, какие стилевые особенности имеют разновидности хохломской росписи?

Ответ: у семьи «травка» во всех её разновидностях рисунок более скромный, строгий, сдержанный, будто подсказанный самой природой, семьи «кудрина» и «под фон» с более сложным и богатым орнаментом: «кудрина» нарядна золотыми вьющимися линиями – кудрями, на рисун­ке пружинные округлые листья и пышные, ярко разукрашенные цветы; в узорах «под фон» особая нарядность достигается сочетанием контрастных цветов — фона (чёрного) и рисунка на фоне – с ярко-зелё­ными листьями, золотыми узорными листьями и цветами и нарядной мелкой жёлтой «травкой».

5. В чём ещё особенность хохломской росписи?

Ответ: в своеобразии каждого отдельного рисунка, у которого своё «лицо и характер».

Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. – С. 157–159.

https://www.youtube.com/watch?v=bGL08WfpQsI

https://www.youtube.com/watch?v=_sgM696IGac

https://www.youtube.com/watch?v=AKJWegLM1IU

Категория: Всем учителям
06.04.2017 00:01


© 2017 735

Рекомендуем курсы ПК и ПП

Похожие записи