© 2017 735
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
И. М. Баканов. Хохломские художники за работой. Палех. 1929 год
Задание учащимся. Составьте список ключевых слов (имён существительных с их определениями), характеризующих стилевые особенности каждой из разновидностей хохломской росписи. Перечислите глаголы и причастия, изображающие работу художников, дополните список слов такими же живописными, но придуманными вами. С опорой на ключевые слова и полученный вами список глаголов и причастий опишите стилевые разновидности (у автора они называются семьями) хохломской росписи. Старайтесь в своём тексте передать и то восхищение, которое испытывают люди, глядя на затейливый, пламенный рисунок хохломских мастеров из села Торговая Хохлома и городка Семёнова Нижегородской области.
Что же особенного в хохломской росписи?
Если представить её во всём богатстве, то невольно хочется разделить как бы на несколько семей.
Первая семья, самая древняя, – это «травка». Рисунок скромный, будто подсказанный самой природой. Художник рисует либо одну круглую веточку, либо закрутит её волной, либо соберёт пучок стеблей, а от этой основы пустит в стороны «травку» чёрную да «травку» красную, киноварную*. За большим витком идут несколько маленьких завиточков, а затем опять «постарше». Нежно, певуче, с безукоризненным чувством ритма уверенной рукой завивает этот травяной узор хохломской художник, украшая чашку, блюдо или ковш. Работая, он держит кисть по-особому, как-то торчком, в упор к плоскости, которую расписывает. Со стороны глянешь – вроде даже и неудобно так рисовать, а мастер знает, что только при этом приёме можно «травку» закруглить одним мазком и закончить остриём игольчатой тонкости.
Иногда художник оживляет «травку» ягодками, которые рисуются очень забавно: мастер берёт спичку, наматывает на неё ватку и, обмакнув в краску, наносит пятнышки ягод – «тычки».
Родственник «травки» – роспись «под листок», когда к траве и ягодкам прибавляются ещё и листья. Было время, когда ложкари особенно любили этот рисунок: его и работать скоро, и наряден он. Посмотри на ветку калины весной, когда одна зелень: скромен наряд. А как зацветёт летом калина, украсится белыми ясными звёздами или осенью вплетёт в наряд бусы красных ягод, – куда приятнее на неё смотреть.
Так рассуждали любители росписи «под листок с ягодкой».
Есть семья – «кудрина». Золотые узоры – крупные и мелкие – хитроумно и весело закруглены, очерчены краской и нарядно окружены торжествующей красной киноварью. Эти завитки похожи на кудри красавца парня в красной праздничной рубахе. Лучшие хохломские мастера – к примеру, Александр Тюкалов или Надежда Куркина – создают узоры из «кудрины» изобретательно и даже озорно: так и вьётся орнамент, будто круто вскипают пружинные округлые листья и пышные золотые цветы.
Есть узорная семья, возникшая в Семёнове уже в наше время. Мастера называют эту манеру «под фон». Она самая сложная по выполнению и самая дорогая. Золотые узорные листья и цветы отчётливо выделяются на фоне – чаще всего чёрном. А многие мастера любят ещё чуть подкрасить венчики цветов или обвести их киноварью. Листья в этом узоре ярко-зелёные. Мелкая жёлтая «травка» придаёт всему рисунку законченность и особую нарядность.
Из этих семей и состоит хохломской узорный род.
Конечно, в каждой семье что ни дитя, то у него своё лицо, свой характер. Так и в хохломской росписи: один мастер любит пышность и сложность, другой – сдержанность и строгость.
387 слов
Ю. Арбат. Добрым людям на загляденье
* Киновáрная – из киновари, краски, приготовленной из сернистой ртути – минерала красного цвета.
Подготовка учащихся
1. Из каких семей состоит хохломской узорный род?
Ответ: узорная манера «травка», росписи «под листок» и «под листок с ягодкой», «кудрина», узорная манера «под фон».
2. После повторного чтения текста (можно читать текст по частям – про каждую семью отдельно) составляются списки ключевых слов:
а) для манеры «травка»: семья первая, самая древняя, рисунок скромный, будто подсказанный самой природой, круглую веточку, «травку» чёрную да красную, киноварную, за большим витком, несколько маленьких завиточков, травяной узор, остриём игольчатой тонкости; художник – рисует, закрутит её волной, соберёт пучок стеблей, пустит в стороны «травку», завивает узор с безукоризненным чувством ритма, уверенной рукой, держит кисть по-особому;
б) для росписей «под листок» и «под листок с ягодкой»: рисунок наряден, как калина, – летом украсится белыми ясными звёздами или осенью вплетёт в наряд бусы красных ягод; художник оживляет «травку» ягодками, рисует забавно, наносит пятнышки ягод – «тычки»;
в) для узора «кудрина»: золотые узоры крупные и мелкие, торжествующей красной киноварью, похожи на кудри красавца парня в красной праздничной рубахе, пружинные округлые листья, пышные золотые цветы; закруглены хитроумно и весело, очерчены краской, нарядно окружены торжествующей красной киноварью, создают узоры изобретательно и даже озорно, так и вьётся орнамент, будто круто вскипают листья и цветы;
г) для узора «под фон»: самая сложная по выполнению, самая дорогая, золотые узорные листья, на чёрном фоне, ярко-зелёные листья, мелкая жёлтая «травка», особая нарядность; мастера любят подкрасить венчики цветов или обвести их киноварью; «травка» придаёт всему рисунку законченность и особую нарядность.
3. Какие детали, элементы узора объединяют все семьи хохломской росписи?
Ответ: округлённые формы рисунка с завитками, виточками (орнамент вьётся), повторяется также элемент «травка» – в семьях «травка», «под листок» и «под листок с ягодкой» «травка» – главный элемент, а в семьях «кудрина» и «под фон» – это дополнительный элемент, завершающий рисунок.
4. Чем отличаются друг от друга, какие стилевые особенности имеют разновидности хохломской росписи?
Ответ: у семьи «травка» во всех её разновидностях рисунок более скромный, строгий, сдержанный, будто подсказанный самой природой, семьи «кудрина» и «под фон» с более сложным и богатым орнаментом: «кудрина» нарядна золотыми вьющимися линиями – кудрями, на рисунке пружинные округлые листья и пышные, ярко разукрашенные цветы; в узорах «под фон» особая нарядность достигается сочетанием контрастных цветов — фона (чёрного) и рисунка на фоне – с ярко-зелёными листьями, золотыми узорными листьями и цветами и нарядной мелкой жёлтой «травкой».
5. В чём ещё особенность хохломской росписи?
Ответ: в своеобразии каждого отдельного рисунка, у которого своё «лицо и характер».
Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. – С. 157–159.
https://www.youtube.com/watch?v=bGL08WfpQsI
https://www.youtube.com/watch?v=_sgM696IGac
https://www.youtube.com/watch?v=AKJWegLM1IU
© 2017 735