СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Творческое изложение по прочитанному учащимися, а затем прослушанному ими тексту с изменением его стиля. (Об искусстве танца)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание учащимся. От своего имени изложите основное содержание текста публицистическим стилем, при этом дополните его подроб­ностями, иллюстрирующими одну или несколько микротем данного текста.

История искусства танца уходит в седую древность. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков через движения. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово. Но выразительность пластики человече­ского тела и музыкальных ритмов и мелодий оказывается могу­щественней, и потому язык танца интернационален и понятен всем. Сначала человечество вкладывало в танцы свои представления и верования – танец был обрядом. В пляске человек вымаливал у неведомых богов счастливую охоту, обильный уро­жай, спасение от недугов. Такие обрядовые танцы по сей день можно увидеть у некоторых первобытных племен Австралии или американских индейцев. В нашей стране в плясках коряков, чукчей, остяков тоже живут отзвуки древних ритуалов предков, «заклинавших» танцем добычу – медведя, нерпу, рыбу. Шло вре­мя, человечество всё энергичней открывало тайны мироздания, и танцы утрачивали своё первоначальное «магическое» пред­назначение. Теперь в них выражались свойственные народу воль­нолюбие, жизнерадостность, оптимистическое восприятие реаль­ного мира.

135 слов

В. Константиновский. Учить прекрасному

Подготовка учащихся

1. Какова тема текста?

Ответ: «история искусства танца».

2. Каким стилем написан текст?

Ответ: научно-популярным (текст по искусствоведению): соответ­ствующие этой научной сфере книжные слова и выражения – история искусства, выразительность пластики, язык танца, музыкальных ритмов, существования, человечество, выражения, движения, представления, верования, спасение, отзвуки ритуалов, мироздания, первоначальное, предназначение, вольнолюбие, жизнерадостность, оптимистическое вос­приятие реального мира; отсутствие языковых средств разговорной и просторечной сферы; употребление характерных для книжной речи кратких форм имён прилагательных в роли именной части сказуемого – безмолвен, интернационален, понятен, а также форм сравнительной степени – могущественней; использование предложений с прямым по­рядком слов, сложных предложений и простых предложений, ослож­нённых однородными членами.

Популярность тексту придаёт употребление некоторых изобразитель­ных средств – эпитетов: в седую древность, счастливую охоту, обильный урожай; метафор: история уходит в седую древность, человечество вкладывало в танцы свои представления, в плясках живут отзвуки; олицетворения: танец безмолвен. При этом изложение остаётся беспри­страстным, сохраняется его информативно-констатирующий тон, лич­ность автора себя никак не проявляет, автор себя ни разу не упомянул и не выразил своих эмоций в связи с содержанием текста.

3. Чем отличается публицистическое изложение от научно-популярного?

Ответ: для публицистического стиля характерно выражение ав­торской оценки сказанному в эмоциональной и образной форме.

4. Какие возможности дополнения подробностями имеются в этом тексте?

Ответ:

а) можно развить тезис «история искусства танца уходит в седую древность», проиллюстрировав его подробностями, известными из истории древнего мира;

б) можно развить тезис «выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказывается могущественней (слов)» рассказом о воздействующей силе и выразительности пласти­ческих движений исполнителей балетных партий, танцоров;

в) можно привести доказательства тезису «язык танца интерна­ционален и понятен всем», например, информацией об успехе наших балетных трупп, ансамблей танца в зарубежных гастролях или вы­ступлений национальных танцевальных коллективов в Москве и других крупных городах России;

г) можно подробнее рассказать об обрядовых танцах, которые вы могли видеть в телепередачах или на концертах (костюмы, предметы у танцоров, движения, музыка и т. п.);

д) можно продолжить тезис «в них выражались свойственные на­роду вольнолюбие, жизнерадостность, оптимистическое восприятие реального мира» рассказом об известных вам танцевальных коллективах или исполнителях, об особенностях русской пляски или пляски народа, к которому принадлежите вы, о танцевальных традициях вашей местности, о самодеятельных танцевальных коллективах вашей школы, вашего населенного пункта и т. п.

5. Какие мысли вашего изложения можно сопроводить выражением авторского, т. е. вашего, отношения к содержанию высказанного?

Ответ: например, можно поспорить с автором текста, который показывает танец первобытных людей только как обряд, ритуал. Раз­ве они не испытывали естественного для человека желания ритмично подвигаться? Танцуют ведь все, а не только профессионалы. Можно также выразить своё отношение к тому, что вы сообщите, дополняя текст подробностями.

Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. – С. 152–154.

https://www.youtube.com/watch?v=h1LcNCw9woc

https://www.youtube.com/watch?v=3I0U2a9Rp1A

Категория: Всем учителям
04.04.2017 14:18


© 2017 6474

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!