© 2017 6502
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задание учащимся. От своего имени изложите основное содержание текста публицистическим стилем, при этом дополните его подробностями, иллюстрирующими одну или несколько микротем данного текста.
История искусства танца уходит в седую древность. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков через движения. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово. Но выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказывается могущественней, и потому язык танца интернационален и понятен всем. Сначала человечество вкладывало в танцы свои представления и верования – танец был обрядом. В пляске человек вымаливал у неведомых богов счастливую охоту, обильный урожай, спасение от недугов. Такие обрядовые танцы по сей день можно увидеть у некоторых первобытных племен Австралии или американских индейцев. В нашей стране в плясках коряков, чукчей, остяков тоже живут отзвуки древних ритуалов предков, «заклинавших» танцем добычу – медведя, нерпу, рыбу. Шло время, человечество всё энергичней открывало тайны мироздания, и танцы утрачивали своё первоначальное «магическое» предназначение. Теперь в них выражались свойственные народу вольнолюбие, жизнерадостность, оптимистическое восприятие реального мира.
135 слов
В. Константиновский. Учить прекрасному
Подготовка учащихся
1. Какова тема текста?
Ответ: «история искусства танца».
2. Каким стилем написан текст?
Ответ: научно-популярным (текст по искусствоведению): соответствующие этой научной сфере книжные слова и выражения – история искусства, выразительность пластики, язык танца, музыкальных ритмов, существования, человечество, выражения, движения, представления, верования, спасение, отзвуки ритуалов, мироздания, первоначальное, предназначение, вольнолюбие, жизнерадостность, оптимистическое восприятие реального мира; отсутствие языковых средств разговорной и просторечной сферы; употребление характерных для книжной речи кратких форм имён прилагательных в роли именной части сказуемого – безмолвен, интернационален, понятен, а также форм сравнительной степени – могущественней; использование предложений с прямым порядком слов, сложных предложений и простых предложений, осложнённых однородными членами.
Популярность тексту придаёт употребление некоторых изобразительных средств – эпитетов: в седую древность, счастливую охоту, обильный урожай; метафор: история уходит в седую древность, человечество вкладывало в танцы свои представления, в плясках живут отзвуки; олицетворения: танец безмолвен. При этом изложение остаётся беспристрастным, сохраняется его информативно-констатирующий тон, личность автора себя никак не проявляет, автор себя ни разу не упомянул и не выразил своих эмоций в связи с содержанием текста.
3. Чем отличается публицистическое изложение от научно-популярного?
Ответ: для публицистического стиля характерно выражение авторской оценки сказанному в эмоциональной и образной форме.
4. Какие возможности дополнения подробностями имеются в этом тексте?
Ответ:
а) можно развить тезис «история искусства танца уходит в седую древность», проиллюстрировав его подробностями, известными из истории древнего мира;
б) можно развить тезис «выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказывается могущественней (слов)» рассказом о воздействующей силе и выразительности пластических движений исполнителей балетных партий, танцоров;
в) можно привести доказательства тезису «язык танца интернационален и понятен всем», например, информацией об успехе наших балетных трупп, ансамблей танца в зарубежных гастролях или выступлений национальных танцевальных коллективов в Москве и других крупных городах России;
г) можно подробнее рассказать об обрядовых танцах, которые вы могли видеть в телепередачах или на концертах (костюмы, предметы у танцоров, движения, музыка и т. п.);
д) можно продолжить тезис «в них выражались свойственные народу вольнолюбие, жизнерадостность, оптимистическое восприятие реального мира» рассказом об известных вам танцевальных коллективах или исполнителях, об особенностях русской пляски или пляски народа, к которому принадлежите вы, о танцевальных традициях вашей местности, о самодеятельных танцевальных коллективах вашей школы, вашего населенного пункта и т. п.
5. Какие мысли вашего изложения можно сопроводить выражением авторского, т. е. вашего, отношения к содержанию высказанного?
Ответ: например, можно поспорить с автором текста, который показывает танец первобытных людей только как обряд, ритуал. Разве они не испытывали естественного для человека желания ритмично подвигаться? Танцуют ведь все, а не только профессионалы. Можно также выразить своё отношение к тому, что вы сообщите, дополняя текст подробностями.
Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. – С. 152–154.
https://www.youtube.com/watch?v=h1LcNCw9woc
https://www.youtube.com/watch?v=3I0U2a9Rp1A
© 2017 6502