СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

85 лет назад, 11 мая 1940 года родилась народная артистка РСФСР Жанна Прохоренко (1940-2011)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жанна Прохоренко. Фото из открытых источников

Когда в августе 2011 года актриса Жанна Прохоренко скончалась в онкологическом Институте имени Герцена, ее внучка актриса театра и кино Марьяна Спивак написала: «Боже, какая она была красивая… Пожалуйста, помните ее. Такой красивой, какой она была всю жизнь».

Не знаю, красота ли в этом «виновата» или какой-то другой ее колдовской или божественный дар, но, по-моему, Жанну Прохоренко забыть невозможно. Разве можно забыть ее Шуру в «Балладе о солдате»? Или десятиклассницу Ксению Завьялову в скандальной драме «А если это любовь?» Настоящая звезда 1960-1970-х, чьи огромные как озера синие глаза лишали сна мужское население страны.

И как грустно, что даже у таких больших актрис жизнь полна драм и трагедий.

Жанна Прохоренко и ее роли. Фото из открытых источников

«ВИНОВАТА «БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ»

Жанна, вернее, Жаннета Прохоренко (так было написано в ее метрике) появилась на свет 11 мая 1940 года в Полтаве. Ее отец – военный летчик, родом из-под Витебска, перед войной служил в полтавском авиаполку, мама – уроженка Минской области с польскими корнями. Родители познакомились и вскоре поженились в начале 1930-х в Ленинграде, где Трофим Прохоренко учился в летном училище, а его будущая супруга Ольга – жила у родственников. Сначала родился сын – Леонид, затем – дочь.

«Родители Жаннетой меня назвали, чтоб красиво было - в то время очень красивые имена давали, - вспоминала актриса. - Так что я Жаннета Трофимовна…»

Впрочем, своего отца она почти не помнила. В 1941-ом он ушел на фронт и три месяца спустя погиб. Всю войну семья провела в эвакуации в Иваново, а после снятия блокады вернулась в Ленинград.

Жанна росла творческой натурой: любила читать, неплохо рисовала. А еще обожала театр. Эта страсть сперва привела ее в школьную самодеятельность, а затем - в драмкружок при городском Дворце пионеров имени А. А. Жданова.

Именно там незадолго до выпускного вечера на нее обратили внимание представители Школы-студии МХАТ. В те годы была традиция: гастролируя по городам СССР, актеры и члены худсовета Художественного театра посещали детские студии и понравившимся «юным талантам» предлагали стать студентами.

В 1957 году в числе таких счастливчиков оказалась и Жанна Прохоренко. Девушку приняли на курс Александра Михайловича Карева, где вместе с ней учились, например, Игорь Васильев и Всеволод Шиловский. Как и все студенты Школы-студии, Жанна мечтала стать театральной актрисой – блистать на сцене прославленного МХАТа.

Однако у Карева Жанна проучилась всего полтора года. И «виновата» в этом картина «Баллада о солдате», куда на втором курсе ее пригласили сниматься.

Кадр из фильма "Баллада о солдате", 1959 год

«РЫДАЛИ КАК РЯЗАНСКИЕ БАБЫ!»

История известная, и все же ее напомню.

В 1958 году режиссер Григорий Чухрай приступил к работе над фильмом «Баллада о солдате» - о 19-летнем бойце Алеше Скворцове, который вместо ордена, положенного за два подбитых немецких танка, попросил у командования отпуск, чтобы повидать мать и починить крышу родительского дома.

На роль этого солдата режиссер пригласил Олега Стриженова, чье имя после «Овода» (1955) и их предыдущей совместной картины «Сорок первый» (1956) в те годы гремело, а на главную женскую роль – Шуры - выпускницу Щукинского театрального училища Лилиану Алешникову.

Чухрай начал было снимать, но заболел брюшным тифом. Потом, посмотрев первые снятые кадры, понял, что ошибся. По сюжету Алеша Скворцов – совсем мальчишка, прямо со школьной скамьи попавший на фронт, к тому же романтик, для которого навеянные книжками юношеские идеалы и слово «мама» очень много значат. При всем старании 29-летний Стриженов не смог бы внести в фильм самую ценную для него краску – «непосредственность и обаяние молодости».

В результате долгих поисков на роли главных героев режиссер пригласил дебютантов - второкурсника ВГИКа Владимира Ивашова и студентку Школы-студии МХАТ Жанну Прохоренко.

«Григорий Чухрай нам потом объяснял, почему взял нас, - вспоминала актриса. - Он же многих, многих перепробовал. Потом он положил передо мной мои фотографии и сказал: «Понимаешь, с одной стороны, твое лицо похоже на всех, а с другой - абсолютно индивидуально». Он все время искал обобщения. И не только в лицах - во всем. Даже в прическе моей героини. Когда уже были занесены ножницы над моей головой, чтобы остричь большую, тяжелую косу, потому что она была нетипичной, в последний момент Григорий Наумович сказал: «Стоп, пусть будет с косой!»

Ж. Прохоренко и В. Ивашов в фильме "Баллада о солдате", 1959 год

Кадр из фильма "Баллада о солдате", 1959 год

Но работа над «Балладой…» шла тяжело. Худсовет «Мосфильма» требовал «не огорчать зрителя смертью главного героя» и «убрать тему измены жены мужу-фронтовику», но Чухрай отказался. Часть съемочной группы из-за несогласия с режиссером отказалась с ним работать. В какой-то момент картину хотели даже закрыть, а Чухрая исключить из партии «за искажение образа советского солдата». Спасло то, что он сам – фронтовик, боевой офицер-орденоносец. Через зятя Никиты Хрущева - главного редактора «Известий» Алексея Аджубея режиссеру удалось показать готовую картину Никите Сергеевичу. Тот пришел в такой восторг, что распорядился не только снять все препоны, но отправить «Балладу о солдате» на МКФ в Канны.

Как же органичны в этом фильме Ивашов и Прохоренко! Кажется, они вовсе не играют, а встретились в этом прифронтовом вагоне и по-настоящему живут в кадре, проживая свалившиеся на них приключения. Мальчишка-герой и она – пугливая школьница с косой и в конопушках. Юные, красивые, обаятельные, искренние настолько, что – искры из глаз. Снято и сыграно, не побоюсь этого слова, гениально – на века, а некоторые сцены «пробивают» так, что прослезится и камень…

Недаром, как вспоминал Григорий Чухрай, во время показов на фестивале в Сан-Франциско американская публика и «даже дамы в соболях и бриллиантах» приняли драму советского солдата как свою.

«Они рыдали как рязанские бабы!», - уверял режиссер.

В США создателям фильма был устроен грандиозный прием. Фотографии Ивашова и Прохоренко не сходили с обложек газет и журналов.

«В Time, - рассказывала Жанна Трофимовна, - появилась обложка: мы с Володей в ковбойских костюмах сидим на лестнице какого-то общественного здания, а он - еще и с балалайкой. Надпись на обложке была такая: «Русские покорили Америку!»

Жанна Прохоренко и Владимир Ивашов в США, 1960 год

Владимир Ивашов, Мэри Пикфорд, Жанна Прохоренко в Сан-Франциско, 1960 год

Картина получила более 100 международных наград (в том числе специальный приз жюри Каннского фестиваля и два приза «Золотые ворота» кинофестиваля в Сан-Франциско), была номинирована на «Оскар», а у нас в стране считается классикой и одной из лучших лент о войне. Источник: Прикосновения

Категория: Всем учителям
10.05.2025 11:35


Рекомендуем курсы ПК и ПП