СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Готовимся к ОРЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как написать сочинение 9.1?

  1. Вступление, тезис

Тезис включает в себя собственно цитату и рассуждение на ее основе.

Цель – сформулировать тезис и составить рассуждение на его основе.

Речевые клише:

Тезис:

  • Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) … утверждает (или пишет, замечает): «…».

Рассуждение на его основе:

  • Я понимаю высказывание известного лингвиста … следующим образом:
  • Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста…, который писал: «…».
  • По-моему, в этом высказывании речь идет о…
  • Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.

Пример:

Известный лингвист А.И. Тихонов утверждает: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов». Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов ученого. А.И. Тихонов замечает, что в каждой морфеме как значимой части слова содержится определенный смысл, который она вносит в слово. Если соединить значения всех элементов слова, то мы получим общий смысл слова. Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.

  1. Аргументация

Цель: привести два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте:

  • Вспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказывании.
  • Найдите примеры данного явления в тексте.
  • Выпишите их или укажите номер предложения.
  • Укажите роль языкового явления в тексте/предложении/словосочетании/слове.
  • Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.

Речевые клише:

Аргумент 1

  • Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста…
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
  • Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста. Пример этого языкового явления можно найти в предложении ….
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…
  • Рассмотрим предложение…
  • Предложение … подтверждает мысль о том, что ….

Аргумент 2

  • Также убедительным аргументом может стать…
  • В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения
  • Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…

Пример:

Рассмотрим предложение 20. Например, в слове «принесла» (предложение 20) в корне -нес- содержится основное лексическое значение слова, приставка при- имеет значение приближения, суффикс прошедшего времени -л- показывает, что перед нами глагол, обозначающий действие, которое уже совершилось, окончание -а указывает на форму единственного числа женского рода.

Также убедительным аргументом может стать слово «сторожевой» из предложения 4, которое состоит из трех морфем: корня, суффикса и окончания. Значение корня -сторож- указывает на обязанности, назначение собаки, суффикс -ев-, с помощью которого прилагательное образовано от существительного «сторож», помогает понять значение данной части речи («предназначенный для охраны чего-либо»), окончание -ой указывает на то, что перед нами прилагательное в форме родительного падежа, единственного числа, мужского рода.

  1. Вывод

Цель – подвести итог своему рассуждению. Подчеркнуть, что вы доказали верность тезиса и правоту ученого.

Речевые клише:

  • Итак, мы смогли доказать, что…
  • Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) … справедливо.
  • Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист …, утверждавший, что …
  • Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста … верно (справедливо, бесспорно).

Пример:

Итак, мы смогли доказать, что общий смысл слова составляется из смыслов каждой его части. Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста

А. Н. Тихонова справедливо.м

18.01.2022 13:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!