© 2017 3363
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сегодня утром я шёл по улицам Старого Дрездена. На душе было неприятно и неловко: шёл я смотреть её, прославленную Сикстинскую мадонну. Ею все восхищаются, ею стыдно не восхищаться. Между тем бесчисленные снимки с картины, которые мне приходилось видеть, оставляли меня в совершенном недоумении, чем тут можно восхищаться. Мне нравились только два ангелочка внизу. Я знал, что буду почтительно стоять перед картиной, и всматриваться без конца, и стараться натащить на себя соответствующее настроение. И задорный бесёнок будет подсмеиваться в душе.
Я вошёл в музей. Большие залы, сверху донизу увешанные картинами. Глаза разбегаются. Вот небольшая дверь в угловую северную комнату. Перед глазами мелькнули знакомые контуры, яркие краски одежд… Она! С неприятным, почти враждебным чувством я вошёл в комнату.
Однако в большой, идущей от пола золотой раме, похожей на иконостас, высилась у стены картина. Слева, из окна, полузанавешанного малиновой портьерой, падал свет. На диванчике и у стены сидели и стояли люди, тупо-почтительно глазея на картину. «Товарищи по несчастью!» – подумал я, смеясь в душе. Но сейчас же я поспешил задушить в себе смех и с серьёзным видом остановился у стены.
И вдруг незаметно всё вокруг как будто стало исчезать. Исчезли люди и стены. Исчез вычурный иконостас. Среди тумана ярко выделялись два лица – Младенца и Матери. И перед их жизнью всё окружающее было бледным и мёртвым… Он, поджав губы, большими, страшно большими и страшно чёрными глазами пристально смотрел поверх голов вдаль. Эти глаза видели вдали всё: видели вставших на защиту порядка фарисеев, и предателя-друга, и умывающего руки чиновника-судью, и народ, кричащий: «Распни его!». Он видел этим проникающим взглядом, как будет стоять под терновым венцом, исполосованный плетьми, с лицом, исковерканным живой мукой.
И вот рядом с ним – она, серьёзная и задумчивая, со лбом, отуманенным дымкою предчувствия. Я смотрел, смотрел, и мне казалось: она живая. И такая вся она полная любви к жизни на земле… И всё-таки она не прижимала сына к себе, не старалась защитить от будущего. Она, напротив, грудью поворачивала его навстречу будущему. И лицо её светилось благоговением к его подвигу и величавой гордостью. А когда совершится подвиг… Когда он свершится, её сердце разорвётся от материнской муки.
Вечером я сидел на Брюлевской террасе. На душе было так, как будто в жизни случилось что-то очень важное и особенное.
Я сидел, и вдруг светлая, поднимающая душу радость охватила меня, – радость и гордость за человечество, которое сумело воплотить и вознести на высоту такое материнство. И пускай в мёртвом тумане слышатся только робкие всхлипывания и слова упрёка, – есть Она, есть. И пока она есть, жить на свете весело и почётно. И мне, неверующему, хотелось молиться ей.
(В. Вересаев)
Задание
1. Передайте содержание текста сжато или подробно.
2. Ответьте письменно на вопросы: «Какие мысли и чувства вызывает у вас рассказ о замечательном полотне Рафаэля «Сикстинская мадонна»?», «Как вы поняли смысл названия рассказа («Мать») В. Вересаева?»
(По книге: Кулаева Л. М. Диктанты и изложения по русскому языку: 9 класс. ФГОС / Л. М. Кулаева, Е. А. Влодавская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2017. – С. 226–227.)
Рафаэль. «Сикстинская мадонна». 1513–1514
*
См.:
День за днём… (11)
Карта сайта
Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…
© 2017 3363