СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудно найти поэта, не написавшего хотя бы одного стихотворения о творчестве, о том таинственном мгновении, когда возникает звук, слово, стих. Замечательная поэтесса Анна Андреевна Ахматова создала целый цикл стихотворений, который она назвала «Тайны ремесла». Слово «ремесло» в его названии не случайно, оно говорит нам о том, что поэтическое творчество требует не только вдохновения, но и умения, знаний, упор­ного труда.

Перед тем как прочитать одно стихотворение из этого цикла вспомним, что ода – это торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь историческому событию или герою, а элегия – стихотворение лирическое, проникнутое грустью.

А теперь прочитаем:

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах всё быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене.

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Пристальнее вглядимся и вдумаемся в образный строй этого стихотворения, в его язык, чтобы понять, почему считается, что создано оно мастером слова.

Сама тема как бы предполагает высокий строй мыслей, высокий слог. Действительно, в первой строке мы найдём и прилагательное «одические», и устаревшее слово «рать». Можно считать, что это дань традиции, если бы не начало: «Мне ни к чему.». А дальше автор снижает стиль, и каждая строчка – как ступенька: во второй строке слова книжные, но более привычные – «прелесть», «затей». А дальше идут совсем разговорные слова: «по мне», «некстати», «не так, как у людей». Обратите внимание на последнюю строку: в ней всего шесть слогов и два ударения (в предыдущей 11 слогов и 4 ударения). По законам стиха время звучания каждой из строк должно быть одинаковым. Поэтому последняя, короткая строчка должна читаться медленнее, чем предыдущая, она как бы останавливает нас и заставляет задуматься. Так первая строфа уже подготовила нас к тому, что скажет А. Ахматова о своих стихах: мы уже спустились с одических высот к простой, обыденной жизни.

Следующая строфа эту тему продолжает и раскрывает: здесь появляются и вовсе уж низкие слова: «сор», «стыд», «забор», «лопухи», «лебеда». Действительно, совсем не похоже ни на оду, ни на элегию. Зато какой тёплый и живой образ стихов: они растут – не сочиняются, не создаются, не возникают, а растут – как всё живое. И растут – везде. Всё в жизни достойно стихов, всё в жизни рождает стихи. А как плавно, мягко звучит последняя (тоже короткая) строка – «как лопухи и лебеда». Она заставляет нас забыть, что речь идёт о сорняках (ведь лопухи и лебеда сорняки только там, где они мешают), она скорее напоминает, как прекрасны вырезные листочки лебеды с серебряным налетом. Последняя строфа утверждает нас в уверенности, что мы правильно поняли автора. Его мысль выражается здесь ещё резче, решительнее, и эта резкость подчёркнута контрастом с последней строчкой предыдущей строфы: в стихотворение врываются звуки и запахи жизни – отнюдь не приятные, отнюдь не сладкие: «Сердитый окрик, дёгтя запах свежий.» Заметьте, как меняется весь звуковой строй: ни одного л, зато с, р, д, к, х, ж. А дальше такое «низкое», такое «непоэтическое» слово – «плесень»! Но не пропустите очень важный эпитет при нём – «таинственная». Что может быть таинственного в плесени? А вы подумайте: разве не удивительно, что плесень растёт и живёт там, где, казалось бы, ничто жить не может, – на голой каменной стене. Тайна жизни везде, где есть живое.

Теперь мы уже понимаем, что питает творчество поэта, как прекрасные строки вы­растают из жизни обыденной и вроде бы неинтересной (так и художник раскрывает нам прелесть привычного пейзажа). Естественно и просто звучат две последние строки: «И стих уже звучит, задорен, нежен (сколько здесь звонких, радостных согласных!), На радость вам и мне» – а здесь и цель, и смысл, и результат творчества. Здесь появляемся и мы, читатели, – потому что мы очень нужны поэту. А нам нужно научиться вчитываться в его стихи, чтобы в двенадцати коротких строчках увидеть целый поэтический манифест и понять, с каким совершенным мастерством он воплощён в слове.

Послушайте, как А. А. Ахматова читает это стихотворение. Через год, через много лет, перечитывая его, вы найдёте в нём новые для себя мысли и новые краски.

Источник: «Русский язык в школе». – 1989. – № 2.

Категория: Всем учителям
29.11.2016 14:30


© 2016 2207

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!