СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Анна Ахматова как поэт рано и ответственно осознала свою творческую миссию и поэтическую долю. Случайно ли самые большие поэты постоянно, напряженно и мучительно рождают своеобразные творческие самоотчеты, стихи, обычно именуемые нами как стихи о поэте и поэзии? У Ахматовой они постоянны. Об этом большинство ранних стихов, вошедших даже в особый цикл «Тайны ремесла».
Также важно уяснить, почему мы, читатели, не поэты, так взволнованно вовлекаемся в этот как будто бы сугубо профессиональный литературный мир стихов о поэте и поэзии. Да потому, что они вообще о творчестве, к которому каждый должен и может быть причастен, потому что совершается общее заражение энергией творчества, его радости, его подвижничества и его муки, сосредоточенных в поэте, принятых им на себя. При этом поэтическое самоопределение в стихах Ахматовой прямо связано с самоопределением нравственным. В одной из последних, уже прозаических, работ она писала: «Это – столбовая дорога русской литературы, по которой шли и Толстой, и Достоевский».
Цикл «Тайны ремесла» не только раскрывает секреты и тайны творческого процесса, но и рассказывает о том, как он сам создавался. «Тайны ремесла» - это и стихи о стихах, это и одна из основных тем лирики Анны Андреевны Ахматовой (тема творчества, тема поэтического самоопределения).
Цикл Анны Ахматовой «Тайны ремесла» впервые опубликован в ее последней прижизненной книге стихов «Бег времени», вышедшей в октябре 1965г. Этот сборник Анна Андреевна начала готовить в сентябре 1960г., на основе так и не опубликованной седьмой книги ее стихов «Нечет», сданной в издательство еще в 1946г. и возвращенной автору в 1952г. Принцип хронологии, лишь приблизительно соблюдавшийся Ахматовой в предыдущих книгах, в «Беге времени» принципиально нарушен. Отчасти это объясняется тем, что в 60-е гг. Ахматова решилась записать часть стихотворений 30-х гг., до той поры хранившихся только в памяти поэта и близких ей людей. Однако надежды Ахматовой на ослабление цензуры не оправдались, и в результате под названием «Бег времени» фактически вышла не седьмая книга поэта, а сильно искаженный подцензурный сборник, куда вошли стихотворения из всех ранее выходивших книг.
Кроме «Тайн ремесла» в книгу «Бег времени» входят циклы: «Вереница четверостиший», «Из заветной тетради», «Венок мертвым», «Из стихотворений 30-х годов», «Черепки», «Северные элегии», «Песенки», «Шиповник цветет», «Античная страничка».
Стихи о стихах: «Тайны ремесла»
Цикл «Тайны ремесла» был составлен из стихотворений, написанных в разное время, которые не были с самого начала задуманы как цикл. Все стихотворения были опубликованы ранее вне состава цикла.
На первый взгляд, здесь творческое начало мало проявляется, особенно если учесть, что циклические контексты могут быть созданы без ведома и без участия автора (читательские или редакторские циклы). Действительно, новых текстов в процессе циклизации не создается. Отсюда часто встречающиеся у поэтов XIX в. извинительные интонации при обращении к редакторам и другим читателям. Оговорки и оправдания, которыми писатели объясняют свое намерение соединить старые вещи в новом контексте, свидетельствуют о новизне этой литературной формы в русской лирике прошлого столетия. В современной литературе, когда циклические формы обрели прочный статус, вопрос о новизне и продуктивности объединения произведений в циклическом контексте уже не ставится. Новый контекст, безусловно, можно и нужно рассматривать как новый текст.
Два слова в названии цикла Ахматовой уже успели стать именем нарицательным, указывающим на таинства любого искусства. Это словосочетание — тайны ремесла — стало настолько привычным, что мы мало задумываемся над заключенным в нем оксюмороном. Ведь в ремесле не должно быть ничего тайного, это набор понятных и доступных каждому навыков и умений. Снижающая автохарактеристика (ремесло, а не искусство) поэтического творчества в названии этого цикла носит принципиальный характер. Здесь образ творчества воссоздается как нечто подвластное общепринятым меркам поэтичности.
Цикл «Тайны ремесла» начинается с самой сути, с прихода вдохновения:
Бывает так: какая-то истома,
В ушах не умолкает бой часов.
Первые строки первого стихотворения («1. Творчество») обрушивают на читателя «бездну шепотов и звонов», которую побеждает единственный звук: «Так вкруг него («все победившего звука») непоправимо тихо». Одновременно возникает мотив магического круга («Сужается какой-то тайный круг») — автор сужает пространство, вводя в тайный круг читателя и приглашая присутствовать при создании стихотворения: «И просто продиктованные строчки/ Ложатся в белоснежную тетрадь». Отсутствует деление на строфы, но если разделить текст на четверостишия в соответствии с перекрестной рифмовкой, то обнаруживается что границы предложений нигде не совпадают с границами (условных) катренов, кроме границы между 8 и 9 стихами. Таким образом, синтаксическое движение преодолевает границы каждого стиха на длинном дыхании, делая остановку ровно посредине: «.Встает один, все победивший звук. / Так вкруг него непоправимо тихо.» Именно здесь звуковая волна сменяется абсолютной тишиной, в которой слышно «как в лесу растет трава». Только затем «послышались слова / И легких рифм сигнальные звоночки.». Так автор с самого начала раскрывает перед читателем «тайны ремесла». Приход вдохновения описан так подробно, что никаких тайн не остается, все должно быть понятно: «И просто продиктованные строчки /Ложатся в белоснежную тетрадь». Действительно просто:
Подумаешь, тоже работа,
— Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.
(«4. Поэт»)
К тому моменту, когда прочитывается стихотворение «Поэт» (4), из первого стихотворения уже известно, как именно происходит подслушивание. Стихотворение «Поэт», посвященное Пастернаку, написано 19 января 1936г. и первоначально имело эпиграф из стихотворения Каролины Павловой «Ты, уцелевший в сердце нищем.»: «Моя напасть, мое богатство, / Мое святое ремесло».». В окончательной редакции посвящение и эпиграф сняты. Вероятно, потому, что стихотворение получило более общее осмысление, став высказыванием о поэте вообще. М.Цветаева в письме А. Бахраху отмечает связь названия своей книги «Ремесло» со стихами Каролины Павловой. Это еще одно свидетельство того, что определение поэзии как «священного ремесла» стало распространенным и прочно вошло в поэтический лексикон. Для современного читателя след первоначального авторства, вероятно, уже потерян.
За открывающим цикл стихотворением «Творчество» следует «Мне ни к чему одические рати.». Объединяет эти произведения не только их соседство, но и стихотворный размер: пятистопный ямб с чередующимися женскими и мужскими рифмами. Выделяются только последние строки каждого из трех катренов: в первой и третьей строфе ямб усечен до трехстопного, во второй — до четырехстопного. Эти строки, несомненно, являются ключевыми, и именно в них разрешается смысловое движение каждого из четверостиший: «Не так, как у людей»; «Как лопухи и лебеда»; «На радость вам и мне».
Далее следуют стихотворения, посвященные главным участникам творческого таинства: «3. Муза»; «4. Поэт»; «5. Читатель»; «6. Последнее стихотворение»; «7. Эпиграмма»; «8. Про стихи»; «9. Многое еще, наверно, хочет.». Причем, с «музой» и «поэтом» — обхождение вполне «свойское»: «Как жить мне с этой обузой.»; «Подумаешь, тоже работа.». Такое «фамильярное» отношение к Музе и Поэту только оттеняет уважение перед Читателем, которому посвящено пятое стихотворение цикла. Читатель «неизменен и вечен», ведь без него не может состояться главное событие — «беседы блаженнейший зной». Шестое стихотворение называется «Последнее стихотворение», но на самом деле речь в нем идет о разных персонажах-стихах. Оказывается, у каждого стихотворения (как у человека) свой характер.
В цикле использованы различные стихотворные размеры: пятистопный ямб (стихотворения 1-е и 2-е), дольник, в основе которого трехстопный амфибрахий (3-е), трехстопный амфибрахий (4-е и 5-е), четырехстопный амфибрахий с отдельными трехстопными строками (6-е), снова пятистопный ямб (7-е), четырехстопный (8-е) и пятистопный (9-е) хорей.
Метрическое движение от медитативного ямба в начале цикла к более энергичному хорею довольно последовательно. Только текст «Эпиграммы» создает перебой в плавном ритмическом рисунке, «Эпиграмма» же нарушает общую приподнятость и серьезность тона, свойственную лирической героине цикла. Включение в цикл этого стихотворения может показаться странным. К моменту создания цикла «Эпиграмма» уже успела стать более чем популярной, чтобы не сказать избитой:
Могла ли Биче словно
Дант творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить.
Но, Боже, как их замолчать заставить!
Однако нельзя забывать, что цикл составлен Ахматовой в зените окончательной славы, когда все было пережито и расставлено на свои места. Говоря о литературном ремесле, вполне естественно для нее было поставить на место многочисленных поэтесс, хлынувших в литературу после Ахматовой. Это единственное стихотворение, в заглавие которого вынесено жанровое определение, и автор четко следует канону жанра. Стоящие в самом начале риторические вопросы задают торжественный тон, переходящий в афоризм «Я научила женщин говорить», тон которого немедленно снижается ироническим пуантом — «.как их замолчать заставить!».
Стихотворение «Про стихи Нарбута» (8) напоминает пастернаковское «Определение поэзии» (1922г.):
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы Вселенной в лопатках,
Это — с пультов и флейт —
Фигаро низвергается градом на грядку.
Теперь приведем текст Ахматовой:
Это — выжимка бессонниц,
Это — свеч кривых нагар,
Это — сотен белых звонниц
Первый утренний удар.
Это — теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это — пчелы, это — донник,
Это — пыль и мрак, и зной.
В стихотворении Ахматовой было передано и впечатление от стихов В. Нарбута, которому оно посвящено. Передано обаяние малорусского пейзажа («под черниговской луной»). Все, что попадает в очерченный тайный круг, названный в первом стихотворении, преображается, обретает особый смысл причастности к тайнам ремесла.
Мотив круга подчеркнут и построением цикла. Последнее стихотворение возвращает поэта к «бессловесному» бытию: «У меня не выяснены счеты / С пламенем и ветром, и водой». Невозможность последнего, окончательного счета с «тем, бессловесным» открывает бесконечную перспективу творчества: «Оттого-то мне мои дремоты / Вдруг такие распахнут ворота / И ведут за утренней звездой». Субъект высказывания (здесь это традиционный лирический персонаж— поэт) испытывает давление с двух сторон. Здесь двойной императив — «стихов» и «сора»:
1. (Первое стихотворение цикла):
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны.
9. (Последнее стихотворение цикла):
Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым.
В первом стихотворении поэт стоит как бы на грани стихов, накануне речи. В последнем, наоборот, взор обращается вовне, за границы стихотворной речи, к бессловесному, грохочущему бытию.
После описания цикла «Тайны ремесла» как единого текста следует остановиться на некоторых деталях. В частности, на заглавии шестого стихотворения цикла — «Последнее стихотворение». Вопреки заглавию, стихотворение не стоит в конце цикла.
Что же означает определение «последнее»? По-видимому, речь идет об абсолютном конце, о последнем в жизни стихотворении: «А я без него. умираю». Таким образом, продолжение цикла после «Последнего стихотворения» означает продолжение творческой жизни.
Интересно преобладание «любовной фразеологии», которое напоминает о стихах ранней Ахматовой. Но здесь — тема не любви, а творчества:
Но это, по капельке выпило кровь,
Как в юности злая девчонка — любовь,
И, мне не сказавши ни слова,
Безмолвием сделалось снова.
Уподобление «творческих мук» «любовному томлению» не ново; однако в контексте ахматовского творчества приобретает особое значение. Соотнесем его со стихотворением «Читатель»:
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Безусловное уважение к читателю — одна из ярких особенностей неотрадиционализма, которая особенно бросается в глаза на фоне авангардистского третирования читателя и «соцреалистической» подмены читателя «читательской массой». Отношение к читателю как к соучастнику творческого акта актуально не только в эстетическом, но и во вполне практическом контексте. Участие читателей в жизни произведений принимало очень конкретные формы: запоминание крамольных текстов, распространение самиздата, передача запрещенных книг на Запад.
В контексте цикла тайны ремесла не окутываются туманной завесой, наоборот, максимально раскрываются:
.Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.
Трепетное отношение к читателю-собеседнику особенно разительно на фоне исключительной требовательности говорящего к самому себе — автору, художнику. Потребность в читателе переживается вовсе не как условная литературная категория, но как самая что ни на есть жизненная нужда. В цикле звучит голос, чрезвычайно близкий авторскому. Творческое кредо героини лирики Ахматовой совпадает с позицией самой поэтессы.
В данной работе «Тайны ремесла» проанализированы как цикл стихов о стихах, как единый текст, рассказывающий, в том числе, и о своем рождении.
Анна Ахматова – яркое явление 20 века. Ею нельзя было не восхищаться. Иосиф Бродский писал: «Такие поэты, как она, просто рождаются. Они приходят в мир с уже сложившейся дикцией и неповторимым строем души…»
Только гениальный поэт мог так просто изложить все тайны творчества, поэтического ремесла, сделав их доступными простому читателю.
Можно утверждать, что общая для современной литературы тенденция к повышению степени творческой рефлексии привела к закреплению новых форм циклизации: «стихи о стихах» появляются у разных поэтов и часто объединяются в циклы о «тайнах ремесла». Особенно часто к этой теме обращаются поэты, ориентированные именно на традицию и в этом смысле наследующие акмеизм.
© 2019, Назарова Екатерина Владимировна 2754