СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэтический путь Сергея Есенина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: поэтический путь Сергея Есенина

Цель: обобщить и закрепить знания о творчестве Сергея Есенина

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) – великий русский поэт, представитель новокрестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе.

Имажини́зм (от лат. imago — образ) — литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы

Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Образование Есенина было получено в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве.

Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году. В Петрограде свои стихи Есенин читает Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов» и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»1916 г.) поэт получил широкую известность.

В лирике Есенин мог психологически подойти к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии Есенина является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях.

Начиная с 1914 года Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей (стихотворения «Сиротка» 1914г., «Побирушка»1915г., повесть «Яр»1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…»1925 г.).

В это время к Есенину приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи. Максим Горький писал: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана»(1921),«Трерядница»(1921), «Стихи скандалиста»(1923), «Москва кабацкая»(1924).

После знакомства с танцовщицей Айседорой Дункан в 1921 году Есенин вскоре женится на ней. До этого жил с А.Р.Изрядновой (родился сын Юрий), З.Н.Райх (сын Константин, дочь Татьяна), Н.Вольпиной (сын Александр). После свадьбы с Дункан путешествовал по Европе, США. Их брак оказался краток – в 1923 году пара распалась, и Есенин вернулся в Москву.

В дальнейшем творчестве Есенина критично были описаны российские лидеры (1925г. «Страна негодяев»). В этом же году выходит сборник «Русь Советская».

Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого.

28 декабря 1925 года наступила смерть Есенина, его тело нашли повешенным в гостинице «Англетер».

Портреты Сергея Александровича Есенина

В январе 1913 года Есенин завершает работу над драмой в стихах "Пророк". В феврале 1913 года он возвращается из Константинова в Москву и устраивается на работу в типографию "Товарищество И. Д. Сытина" (Пятницкая 81)

С.А.Есенин. Фотография 1913 г. Москва.

В марте 1915 г. С.А.Есенин приезжает в Петроград, встречается с А.А.Блоком на его квартире, читает свои стихи, получает рекомендательные письма к С.М.Городецкому и М.П.Мурашеву. А.А.Блок надписывет Есенину книгу своих стихов. Есенин читает С.М.Городецкому свои стихи. Получает от него рекомендательные письма к редактору-издателю «Ежемесячного журнала» В.С.Миролюбову и секретарю журнала «Задушевное слово» С.Ф.Либровичу.

Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград. Здесь и происходит его знакомство с С.Городецким. "Он был очарователен со своим звонким озорным голосом, с барашком вьющихся льняных волос, – которые он позже будет с таким остервенением заглаживать под цилиндр, – синеглазый. Таким я его нарисовал в первые же дни и повесил рядом с моим любимым тогда Аполлоном Пурталесским."

С.Есенин и С.Городецкий. Фото М.Мурашева, 1915 г. В январе 1916 года издатель М.В.Аверьянов выпускает в свет первую книгу Есенина "Радуница". О своем первом сборнике Есенин не раз упомянет в автобиографиях: "Книга вышла через год, как появились в Петрограде стихи под названием "Радуница", издание Аверьянова 1916 г. О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других".

В апреле 1916 г. Есенину было выписано удостоверение о зачислении в Царскосельский полевой военно-санитарный поезд № 143. Читает стихи на «Вечере современной поэзии и музыки» в концертном зале Тенишевского училища вместе с А. А. Ахматовой, А. А. Блоком, Г. В. Ивановым, Н. А. Клюевым и др.

С.А.Есенин и Н.А. Клюев. Фотография, сентябрь-октябрь 1916 г. Петроград. В январе 1919 года будущие имажинисты В.Шершеневич, А.Кусиков, Р.Ивнев, А.Мариенгоф и Есенин включаются в реорганизацию деятельности Всероссийского союза поэтов и используют представившуюся возможность для усиления своего влияния.

С.А.Есенин. Фотография, 1919 г. Наиболее значительным явлением в личной жизни Есенина была встреча в 1921 году с прославленной американской танцовщицей Айседорой Дункан.

С.Есенин и А.Дункан. Фотография. 1922 г. Нью-Йорк. Дочь фотографа И. М. Наппельбаум в воспоминаниях "В те двадцатые." пишет о подробностях съемки: "Затем он [отец] предложил Есенину сделать его отдельный портрет. Тот успел уже надеть шубу, не захотел ее снимать, а отец и не настаивал: так и снял поэта в этой шубе у портьеры, с папиросой в руке." (журн. "Огонек". М., 1985, № 40, с. 23)

С.Есенин. Ленинград. Фото М. С. Наппельбаума, 1924. "Лично с Есениным они [Леонов и Есенин] познакомились в начале 1924 года в Гнездниковском переулке, на квартире Анны Абрамовны Берзинь. К тому времени у Леонова вышли две книжки, и одна из них – повесть «Петушихинский пролом» – Сергею Есенину очень понравилась. В тот момент есенинские разногласия с имажинистами уже достигли точки, близкой к критической, но неизменным оставалось желание поэта собрать вокруг себя людей, близких по духу, буйных, даровитых. Леонов – подходил." (З.Прилепин. Леонид Леонов)

C.Есенин и Л.Леонов. Редакция журнала "Прожектор". Москва. Фотография, 1924. Рассказ об этой фотографии см. в книге: Прилепин 3. Леонид Леонов. "Игра его была огромна" (глава "Леонов и Есенин").

В ноябре 1925 года Есенин заканчивает один из вариантов "Черного человека" и сдает в печать.

С.Есенин. Москва. Фотография, 1925.

Особенности поэзии

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то «имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи.

Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.

Поэтические сборники C.Есенина

Первый поэтический сборник Сергея Есенина вышел в 1916 году. «Радуница» стала неким олицетворением отношения поэта к родине. Критики говорили, что «на всём его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поёт свои звонкие песни легко, просто, как поёт жаворонок». Основной образ – крестьянская душа, которая несмотря на свою «задумчивость», одарена «радужным светом». Особенностью является также то, что имажинизм присутствует здесь в роли поиска нового лиризма и принципиально новых форм стихосложения. Есенин определил новый «литературный стиль». Далее вышли:

  1. «Голубень» 1920 г.
  2. «Стихи скандалиста» 1926 г.
  3. «Москва кабацкая» 1924 г.
  4. «Любовь хулигана» 1924 г.
  5. «Персидские мотивы» 1925 г.

Каждый поэтический сборник Сергея Есенина отличается от предыдущего настроением, мотивами, музами и главными темами, но все они составляют одну концепцию творчества. В центре внимания находится открытая русская душа, претерпевающая изменения в процессе перемены мест и времени. Сначала она – чистая, непорочная, юная и естественная, затем – испорченная городом, хмельная и безудержная, а в финале – разочарованная, загубленная и одинокая.

Художественный мир

Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.

Основные темы

Темы лирики Есенина:

  • Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — пишет автор, думая о давно ушедших безвозвратных днях, которые он проводил в родной и любимой деревне. Однако не стоит забывать, что эта тема не всегда была связана с родным краем, она также была олицетворением любви. Так, например, в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!.» он говорит о своей любви к молодой девушке, которая дарит ему гармонию.
  • Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма. Для примера достаточно будет взять сборник «Москва кабацкая», в который вошел такой цикл как «Любовь хулигана», где Прекрасная Дама – это не счастье, а напасть. Ее глаза – это «златокарий омут». Его стихотворения о любви – крик о помощи человека, который нуждается в настоящих чувствах, а не в подобии чувственности и страсти. Именно поэтому «есенинская любовь» — это скорее боль, а не полет.
  • Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Русь» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
  • Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается, как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а также с символичным значением смерти.
  • Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и простым народом.
  • Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме «Анна Снегина» (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему». Автор сопоставляет судьбу страны с судьбой народа, тогда как они, несомненно, влияют на каждого человека в отдельности — именно поэтому поэт так ярко описывает каждого персонажа с присущей ему «простонародной лексикой». Он удивительным образом предвидел трагедию 1933 года, когда «хлебороб» перерос в голод.

Теперь, прослушаем анализ одного из стихотворений С.Есенина

Вопросы и задания

Основные мотивы творчества Сергея Есенина

1.Человек и природа как основная проблема лирики С.Есенина.

а) Природа - не приём самовыражения, а цель, источник, родник, питающий лирические чувства поэта.

б) Восприятие современников: Личность Есенина как живое воплощение природы.

“Это не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для выражения любви ко всему живому в мире” - М.Горький.

в) Уподобление С.Есениным человека дереву (его душа – безбрежное, заросшее розовыми кустами поле, руки – сучья, ветви, глаза – листья.)

Ощущение самого себя природой, творящей стихией.

г) Опора Есенина на языческое одушевление природы, сходство с фольклором.

Народная песня: “Не кукушечка, братцы, во сыром бору куковала – добрый молодец в неволюшке слёзно, горько плачет”

“Плачет где-то иволга, схоронясь в дупле, только мне не плачется, на душе светло”

д) Есенин не навязывает природе свое настроение, природа у него одухотворена, и человек – часть природы.

“Зори меня вешние в радугу свивали.”

е) Употребление С.Есениным природных явлений предметами быта (коромысло) и животным “ягненочек кудрявый – месяц.” “Льется солнечное масло на зеленые холмы”

ж) Религиозная окраска есенинских стихов. “У лесного аналоя воробей псалтырь читает”

Природа как совершеннейший храм. Мир наполнен божественной тайной.

з) Деревья, птицы, растения, цветы имеют свой характер.

2. Братья наши меньшие в лирике Есенина

Есенинские звери – не олицетворение человеческих пороков и добродетелей, а “меньшие братья” Естественность и достоверность их поведения, создание поэтом индивидуальных звериных портретов Стихотворение “Собаке Качалова”.

3. Цвета

Излюбленные есенинские цвета – синий,голубой, желтый,золотой, красный

“В самом имени Россия- и роса, и сила, и синее что-то”

4. Вещественность и ощутимость запахов

“Пахнет вербою и смолою”

«Медовый запах», «пахнет ромашкой»

5. Звуковые оттенки

Звон – ведущий звук, в различных вариациях.

«Звон надломленной осени»

6. Ощущение опасности наступления города на деревню, опасность всему природному миру.

7. Тема любви в лирике Есенина

а) Чувство, лишающее человека разума, граничащее с болью

“Люблю до радости и боли”

“ну, целуй меня, хоть до крови, хоть до боли”

б) Любовь хулигана в атмосфере кабака и скандала

в) Легкомысленность и несерьёзность любовных переживаний

“Этот пыл не называй судьбою, легкодумна вспыльчивая связь”

г) Возможность спокойно вспоминать о былых отношениях.

“Много женщин меня любило, да и сам я не одну”

д) Присутствие в его любви банальности, мещанских глупостей

“Милое, глупое счастье, свежая розовость щек”

е) Использование для описания любовного чувства простой и прозрачный природной образности

8.Тема Родины в лирике поэта

«От Руси к Руси советской»

«Я люблю родину. Я очень люблю родину!»

«Гой ты Русь, моя родная»

«Запели тесаные дроги»

«Русь»

«Я буду воспевать всем существом поэта шестую часть земли с названием кратким Русь»

В ранних стихах Есенина Родина- это родное село, природа. Выражение любви поэта к родному краю.

Поэт чувствует своё единство с народом, сочувствует седым матерям, верит, что народ- труженик одолеет все невзгоды.

Уже в раннем творчестве проявляется патриотизм, гуманизм и народность

Любовь к родине помогла Есенину всем сердцем принять революцию, радоваться приходу нового.

Эпоха, отразившаяся в творчестве Есенина- эпоха острейших социальных противоречий, открытой классовой борьбы, разрушения старого мира и становление первого в мире государства трудящихся. Есенин воспринял революцию «по-своему, с крестьянским уклоном», и это не могло породить противоречий в его сознании.

Это были противоречия между реальной действительностью и утопическим представлением о мгновенном преобразовании старого мира в земной рай. «Стон и вопль сотен тысяч людей»

Есенин стремится заглушить тоску напускной бравадой. Есенин не поэтизирует кабак, пьяный угар, а рассматривает их как воплощение гибели человеческой личности.

9. Герой цикла «Москва кабацкая»

Сознает свою обреченность, невозможность вернуть утраченную гармонию.

В его исповеди звучат самоосуждение, надрыв, боль.

Он разуверился в моральных ценностях, отрекается от возвышенной любви и вместе с тем сохраняет в душе неизбывную нежность.

С вызовом бросает он в лицо хохочущему сброду резкие слова, но за ними стоит жажда взаимопонимания истинно человеческих отношений «Я нарочно иду нечесаным» «Я люблю родину»

10.Как поэт объясняет сущность кризиса, пережитого им, в чем он видит причины, как характеризует своё новое отношение к современной действительности?

Сущность кризиса – не скорбь по утраченному, а трудность увидеть главное («большое видится на расстоянии») в сложную эпоху.

И причины кризиса – как в противоречиях действительности, так и в «крестьянском уклоне» Есенина

Но главная линия творчества – усиление гражданственности, народности, глубокое и верное осмысление революции, стремление понять и принять новое.

«Русь советская» – новое качество художественного мышления – революционная действительность предстала в конкретных чертах быта деревни.

Поэт оценивает новое в жизни: новое связано с образами юности – движением, цветением, светом, простором, весельем, песней.

Есенин чувствует, что страна устремлена в будущее, но это будущее без него. Но почему?

«Спит ковыль. Равнина дорогая»

«Неуютная жидкая лунность»

«Через каменное и стальное вижу мощь я родной стороны»

Есенин остался верен «золотой бревенчатой избе», любя старую Русь.

Золото бревенчатой избы - символ родины, места, на котором от века жил род, то, что делает человека не равнодушным странником, а частицей народа, нации.

Категория: Литература
17.12.2018 07:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!