СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Грибоедов. Текст № 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

* Учитель может исполь­зовать данный текст при изучении комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Работа проводится в соответствии с хорошо известной словесникам методикой Н. А. Шапиро и заключается в выработке редакторских и корректорских навыков, что необходимо школьникам при написании сочинений.

В результате выполнения работы в распоряжении учеников остаётся связный, логичный, грамотно оформленный текст по литера­туре.

А. С. Грибоедов. Текст № 1

Восстановите текст. Для этого в начало каждого абзаца из части I вставьте подходящие переходы из части II. Составьте план получившегося текста. Дайте толкования терминов, выделенных курсивом. Подберите в тексте комедии аргументы для доказательства выделенных тезисов.

Часть I

1. Прежде всего это ярко выраженный общественно-политический пафос пьесы. Ещё во время господства классицизма театр воспринимался не только как место увеселения и развлечения, но и как своего рода трибуна, с которой можно и должно заявлять о самых жгучих проблемах современности. Пьеса Грибоедова буквально пропитана современностью: из неё мы узнаём и о воспитании дворянина, и о бесчеловечности крепостного права, и о нравах чиновников и военных, и о пружинах жизни светского общества, и о распространившейся до чрезвычайности привычке подражать всему иностранному, и о возникновении тайных преддекабристских кружков. Есть в комедии и традиционная фигура резонёра – положительного героя, чьей задачей становится вы­ражение авторской позиции, его гражданских идеалов. Им является Чац­кий; длинные, направленные не только к партнёрам по сцене, но и в зал монологи, которые произносит этот герой, замедляют действие и так­же заставляют вспомнить о классицизме. (Кстати, из-за остроты поста­новки многих проблем пьеса так и осталась не напечатанной при жизни автора.) Традиционным представляется использование автором говорящих фамилий, следование трём единствам (действия, времени и мес­та), которые требовались поэтикой классицизма.

2. Прежде всего это необыкновенная живость представленных на сцене характеров. Герои Грибоедова говорят таким сочным языком, что многие стихи стали крылатыми (около шестидесяти выражений за­фиксировано в сборниках фразеологизмов). Живость и многоцветье языка обусловливаются во многом особенностями стиха грибоедовской пьесы. Она написана вольным ямбом, размером чрезвычайно гиб­ким и свободным.

3. Вспомним: Простакова или Скотинин отрицательны во всех си­туациях, поскольку призваны иллюстрировать определённый порок, а Стародум, напротив, всегда добродетелен. Но в жизни не бывает только плохих или только хороших людей. О Фамусове уже нельзя сказать однозначно, положительный он или отрицательный. В его уста даже вкладываются мысли, которые мы почти в дословном повторе­нии встретим у его антипода Чацкого (например, о вреде подражания иностранцам).

4. Добивается он этого умелым соединением двух интриг, двух сю­жетных линий: общественно-политической и личной.

5. С одной стороны, это Фамусов и стоящие за ним персонажи, вы­разителем идей которых он становится. Многообразие проблем, по по­воду которых спорят «век нынешний» и «век минувший», сводится в основном к проблеме «умного человека» – образца для подражания. Умный с точки зрения Фамусова это умеющий любой ценой добиться высокого положения, богатства, придерживающийся правил жизни, ос­вящённых традицией. Для Чацкого же умный человек это тот, кто ради сохранения чувства собственного достоинства не будет подличать и угождать, кто «служит делу, а не лицам»; иными словами, понятие ума неразрывно связано для него с представлениями о высокой нравственности. Однако если бы в комедии был разговор только об этом, то никто бы не стал её читать и смотреть. Любой пьесе нужен какой-то внутренний двигатель, поддерживающий зрителя в постоянном напряжении, заинтересовывающий его лично. Таким двигателем становится у Грибоедова интрига любовная.

6. Главная цель Чацкого, которая удерживает его в доме Фамусова, – это необходимость разобраться в том, кто является избранником Софьи: Молчалин или Скалозуб. Постепенное разворачивание этой интриги и ведёт всю драму, сообщая ей необыкновенную жизненность и правдоподобие. Обнаруженное Чацким лишь в конце действия истинное положение дел станет для него тяжёлым прозрением и придаст пьесе трагический оттенок. Во многом трагично и положение Софьи – она обманывалась и была обманута. Софью нельзя однозначно причислять к «фамусовскому обществу» (иначе её избранником стал бы полковник Скалозуб, а не бедный и незнатный Молчалин). Это сближает Чацкого и Софью и делает их «невстречу» ещё более драматичной. Собственно, пьеса Грибоедова может быть прочитана и вне контекста конкретного времени как история двух людей, созданных друг для друга и друг друга не понявших и не принявших.

7. Неслучайно и отсутствие традиционного для классицистической пьесы пятого акта – акта развязки. Обе интриги приходят к завершению, но ни одна из них не разрешается полностью. «Что это было? Чья победа? Кто побеждён?» – над этими вопросами не устают размышлять читатели, актёры, режиссёры.

Часть II

А) В комедии Грибоедова «Горе от ума» сохраняются многие черты классицизма.

Б) Вторым «противником» Чацкого становится девушка, в которую он влюблён, – Софья.

В) Финал пьесы открыт.

Г) В самом деле, кто противостоит Чацкому, главному герою комедии?

Д) Однако при рассмотрении комедии Грибоедова гораздо интереснее говорить о том, что пьесу выделяет из ряда, делает явлением уникальным.

Е) Кроме того, автор мастерски выстраивает действие, делая его на редкость психологически достоверным.

Ж) Характеры сложнее и психологически – а значит, жизненнее и интереснее, чем в пьесах эпохи классицизма.

Источник: Тренировочные тексты по литературе (XVIII – начало XIX века) / С. В. Волков, Р. А. Храмцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература»). Вып. 6 (12)). – С. 8–10.

*

См.:

Грибоедов А. С.

https://multiurok.ru/blog/griboiedov-a-s.html

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Категория: Литература
12.07.2017 21:35


© 2017 640

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!