СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Грибоедов. Текст № 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отредактируйте предложенный текст (автор – Н. Пиксанов). Для этого:

1) вставьте пропущенные буквы;

2) выберите из скобок нужные слова;

3) добавьте в текст слова: знавшие Офросимову вспоминают, что; рас­сказывали также, что; по выражению современника; говорили, что; о ней сохранилось множество рассказов и анекдотов, чтобы придать тексту фор­му записанных устных историй, слухов;

4) вставьте на место пропусков следующие реплики и цитаты: «У меня есть руки, а у них щёки»; «Скажи ей, чтоб сняла собачью шкуру!»; «она своим языком более может наделать вреда, нежели все жители двух сто­лиц вместе».

Сведений о реально существовавших лицах, послуживших прототи­пами героев «Горя от ума», имеется много, но дост_верность их неве­лика. Наиболее единодушны совреме__ки и историки в определении прототипа Анфисы Ниловны Хлёстовой. Её оригиналом называют Настасью Дмитриевну Офросимову, большую московскую (барышню, ба­рыню), известную своим умом, крутым характером, открове__остью и (причудами, причудливостью). Она была ч_резвычайно популярна в обществе допожарной Москвы.

Офросимова держала в страхе своих сыновей, рослых гвардейских офицеров, которым давала пощ_чины, приговаривая: ______________________________________.

Однажды, когда Офросимова собиралась, будучи в П_тербурге, назад в Москву, об этом специально предупр_дили содержателя д_ли­жансов, ибо ___________________________________.

В церкви она строго блюла порядок и (благочиние, благочестие), запрещала разговоры, громко бранила (дьячков, дьяков, под_ячих) за нераст_оропность, дирала за уши мальчиков, выходивших со свечами при чтении Евангелия. К кресту Офросимова всегда подходила первой. Однажды она послала дьячка к незнакомой ей даме, которая крестилась в перчатке, громко, на всю церковь, дав ему приказание: ___________________________________________________________.

Офросимову боялись даже полицмейстеры, которых она могла, не задумываясь, выбранить за сляк_ть на улице.

Дополнительные вопросы и задания к тексту

1. Выясните по словарю значения слов «оригинал» и «прототип». Можно ли считать их синонимами и взаимозаменять?

2. В чём разница глаголов «драла» и «дирала»? Приведите ещё приме­ры подобных пар. Почему в тексте употреблена форма «дирала»?

3. Просклоняйте словосочетания: Настасья Дмитриевна Офросимова, Анфиса Ниловна Хлёстова.

4. Отредактируйте фразы из работ девятиклассников. Укажите номера фраз, свидетельствующих о неправильном понимании текста.

1) Все дилижансы были предупреждены о поездке Офросимовой.

2) Она могла своим языком более наделать вреда, нежели чем жители двух столиц.

3) Власти предупредили хозяинов дилижансов.

4) Сведения о реальных лицах, прототипами которых являются герои «Горя от ума», недостоверны.

5) Прототип Анфисы Ниловны Хлёстовой был на страже порядка: даже полицмейстеры были выруганы за слякоть на улице.

6) Офросимова была откровенна и причудлива.

7) Свидетельств о прототипах в произведении «Горе от ума» имеется очень много.

Источник: Тренировочные тексты по литературе (XVIII – начало XIX века) / С. В. Волков, Р. А. Храмцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература»). Вып. 6 (12)). – С. 11–12.

*

См.:

Грибоедов А. С.

https://multiurok.ru/blog/griboiedov-a-s.html

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Категория: Литература
12.07.2017 21:43


© 2017 450

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!