© 2017 450
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Отредактируйте предложенный текст (автор – Н. Пиксанов). Для этого:
1) вставьте пропущенные буквы;
2) выберите из скобок нужные слова;
3) добавьте в текст слова: знавшие Офросимову вспоминают, что; рассказывали также, что; по выражению современника; говорили, что; о ней сохранилось множество рассказов и анекдотов, чтобы придать тексту форму записанных устных историй, слухов;
4) вставьте на место пропусков следующие реплики и цитаты: «У меня есть руки, а у них – щёки»; «Скажи ей, чтоб сняла собачью шкуру!»; «она своим языком более может наделать вреда, нежели все жители двух столиц вместе».
Сведений о реально существовавших лицах, послуживших прототипами героев «Горя от ума», имеется много, но дост_верность их невелика. Наиболее единодушны совреме__ки и историки в определении прототипа Анфисы Ниловны Хлёстовой. Её оригиналом называют Настасью Дмитриевну Офросимову, большую московскую (барышню, барыню), известную своим умом, крутым характером, открове__остью и (причудами, причудливостью). Она была ч_резвычайно популярна в обществе допожарной Москвы.
Офросимова держала в страхе своих сыновей, рослых гвардейских офицеров, которым давала пощ_чины, приговаривая: ______________________________________.
Однажды, когда Офросимова собиралась, будучи в П_тербурге, назад в Москву, об этом специально предупр_дили содержателя д_лижансов, ибо ___________________________________.
В церкви она строго блюла порядок и (благочиние, благочестие), запрещала разговоры, громко бранила (дьячков, дьяков, под_ячих) за нераст_оропность, дирала за уши мальчиков, выходивших со свечами при чтении Евангелия. К кресту Офросимова всегда подходила первой. Однажды она послала дьячка к незнакомой ей даме, которая крестилась в перчатке, громко, на всю церковь, дав ему приказание: ___________________________________________________________.
Офросимову боялись даже полицмейстеры, которых она могла, не задумываясь, выбранить за сляк_ть на улице.
Дополнительные вопросы и задания к тексту
1. Выясните по словарю значения слов «оригинал» и «прототип». Можно ли считать их синонимами и взаимозаменять?
2. В чём разница глаголов «драла» и «дирала»? Приведите ещё примеры подобных пар. Почему в тексте употреблена форма «дирала»?
3. Просклоняйте словосочетания: Настасья Дмитриевна Офросимова, Анфиса Ниловна Хлёстова.
4. Отредактируйте фразы из работ девятиклассников. Укажите номера фраз, свидетельствующих о неправильном понимании текста.
1) Все дилижансы были предупреждены о поездке Офросимовой.
2) Она могла своим языком более наделать вреда, нежели чем жители двух столиц.
3) Власти предупредили хозяинов дилижансов.
4) Сведения о реальных лицах, прототипами которых являются герои «Горя от ума», недостоверны.
5) Прототип Анфисы Ниловны Хлёстовой был на страже порядка: даже полицмейстеры были выруганы за слякоть на улице.
6) Офросимова была откровенна и причудлива.
7) Свидетельств о прототипах в произведении «Горе от ума» имеется очень много.
Источник: Тренировочные тексты по литературе (XVIII – начало XIX века) / С. В. Волков, Р. А. Храмцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература»). Вып. 6 (12)). – С. 11–12.
*
См.:
Грибоедов А. С.
Карта сайта
© 2017 450