СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Составитель: воспитатель I квалификационной категории Пермякова Н.Н.
Пояснительная записка
Главным принципом прогрессивной педагогики является гармоничное развитие личности, ее духовное обогащение, создающие необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность детей с ограниченными возможностями.
Проблема развития личности подростка, формирование нравственности, элементарного этикета в семье, возможность налаживать межличностные отношения является одной из важнейших задач для дальнейшей адаптации личности к условиям жизни. Данная проблема затрагивает, прежде всего, категорию аномальных школьников, в частности страдающих таким серьезным нарушением интеллектуальной деятельности, как умственная отсталость. Наличие такого дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально- нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности.
Цели программы:
Задачи:
Содержание программы
Содержание программы составлено по каждому занятию для 5 класса. Объем программы 34 часа. На диагностику программного материала выделено 2 часа. Итого 36 часов. Для каждого воспитательного занятия определены цели по проведению, что позволяет воспитателю легко подобрать форму проведения и соответствующий методический материал.
Распределение часов и последовательность изучения тем по программе осуществляется следующим образом:
5 класс
Четверть |
Количество часов |
Количество часов диагностики усвоения программного материала |
I |
12 |
0 |
II |
8 |
0 |
III |
7 |
1 |
IV |
7 |
1 |
Год |
34 |
2 |
Всего |
36 часов |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно–двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой деятельности умственно отсталых детей.
Учитывая психологические особенности воспитанников, материал даётся небольшими дозами, с постепенным увеличением закрепляющих упражнений, включая ежедневный материал для повторения.
При организации формирования элементарных нравственно-этических норм у детей с нарушением интеллекта используются следующие принципы: принцип коммуникативно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности, принцип индивидуального и дифференцированного подхода и т.д.
При последовательном нравственно-этическом развитии у детей с нарушением интеллекта может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Для реализации основных целей и задач формирования творческого воображения у детей с нарушением интеллекта применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).
Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, наблюдение, демонстрация, просмотр, практическая деятельность, мониторинги и другие виды.
Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.
МЕТОДЫ РАБОТЫ
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятиях через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением.
На занятиях по нравственно-этическому воспитанию у детей с нарушением интеллекта используются следующие методы (словесные, наглядные, практические):
1.Методы, повышающие познавательную активность:
2. Методы, вызывающие эмоциональную активность:
3. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:
4.Методы коррекции и уточнения детских представлений:
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ
К концу обучения дети должны:
•Знать правила поведения учащихся.
•Следить за своим внешним видом.
•Знать правила поведения в общественных местах.
• Уметь анализировать свои поступки.
• Владеть элементарными навыками общения с младшими и старшими по возрасту.
•Бережно относиться к природе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Модуль |
Кол-во часов |
Краткое содержание темы |
Обязательный минимум ЗУН |
Примечание |
I. |
Мы и другие. |
2 ч. |
Введение: законы человеческого существования. Понятие поведенческой нормы и этикета.
|
Знать правила поведения в общественных местах. Уметь анализировать свои поступки с помощью воспитателя. Уметь общаться с младшими и старшими по возрасту.
|
|
II. |
Давай поиграем! |
3 ч. |
Общие правила любой игры. Общие правила любой игры. Правила игры на личный выигрыш (каждый сам за себя).
|
Знать правила поведения учащихся. Уметь общаться с младшими по возрасту. Уметь найти выход из простейшей конфликтной ситуации с помощью воспитателя. |
|
III. |
В школе. |
9 ч. |
Правила поведения учащихся. Ученик и Учитель. У себя в классе (общение в ученическом коллективе). Достоинства и недостатки человека (игра «Ты мне Я тебе»). Как избавиться от кличек (беседа). Общение с младшими и старшими по возрасту школьниками. Над чем можно посмеяться (шутки нашей жизни). Над чем можно посмеяться (шутки нашей жизни). Как вести себя друг с другом. Составление сводов правил для учащихся. |
Знать правила поведения учащихся. Уметь общаться с младшими по возрасту. Уметь найти выход из простейшей конфликтной ситуации с помощью воспитателя. |
|
IV. |
Первое впечатление. Какое оно? |
6 ч.
|
Правила поведения в общественных местах. Я – пассажир. Правила поведения в общественных местах. Я – зритель». Театр уж полон» (роль зрителя). В музее и на экскурсии. Правила вежливости. Беречь и охранять природу (поведение в лесу, в поле, у водоема). |
Знать правила поведения в общественных местах. Бережно относиться к природе.
|
|
V. |
Словарь эмоций. |
2 ч. |
Виды Эмоций: радость, грусть, обида. Виды Эмоций: радость, грусть, обида. |
Определять своё эмоциональное состояние. |
|
VI. |
Посмотри в зеркало. |
10 ч. |
Да здравствует мыло душистое (о личной гигиене). Да здравствует мыло душистое (о личной гигиене.) Да здравствует мыло душистое (о личной гигиене). Наше настроение. «Волшебные слова». Диагностика программного материала. Давайте говорить друг другу комплименты. Легко ли быть вежливым. Навыки самонаблюдения. Навыки самонаблюдения (следи за собой). |
Уметь следить за своим внешним видом. Уметь анализировать свои поступки. Уметь найти выход из простейшей конфликтной ситуации с помощью воспитателя.
|
|
VII |
Коллекция хороших манер. |
4 ч. |
Легко ли быть вежливым. Коллекция хороших манер. Коллекция хороших манер (Практическое повторение пройденного за год). Диагностика программного материала.
|
Знать правила поведения учащихся. Знать правила поведения в общественных местах. |
|
-80%
© 2015, Пермякова Надежда Николаевна 392