СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«Ребенок с дефектом не есть непременно
дефективный ребенок».
Л.С. Выготский.
Надо непременно встряхивать себя физически,
чтобы быть здоровым нравственно.
В МКС(К)ОУ С(К)ОШ VI вида № 101 обучаются дети с нарушением опорно – двигательного аппарата и детским церебральным параличом.
В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики медицинской, психолого – педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата и ДЦП. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность.
Детский церебральный паралич – это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им.
Когда люди видят ребенка с легкой степенью заболевания, у них создается впечатление, что они не нуждаются в каком-то особенном воспитании и обучении. Но когда люди видят ребенка с тяжелой степенью этой же патологии, у них возникают мысли о том, что учить таких детей бесполезно. И только педагоги знают, какое большое значение в судьбе этих детей имеет своевременное оказание специальной педагогической помощи.
Нарушения движения и речи отрицательно влияют на психическое развитие детей. Такие дети имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемым физическим упражнениям. В ряде случаев наблюдается появление двигательных беспокойств. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП отмечаются нарушения личностного развития, такие как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.
Огромную роль в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями играют социальная среда и общество. Негативное влияние на развитие личности оказывает также такие факторы, как ранняя социальная депривация, т.е. изоляция от сверстников в связи с физическим недоразвитием, а также неправильное воспитание и своеобразное отношение окружающих к ребенку с ограниченными возможностями.
Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей с церебральным параличом требуют разработки особых методов и приемов их физического воспитания. Одним из основных направлений физического воспитания таких детей, является адаптивная физическая культура.
Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно- оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Но самое главное, что адаптивная физкультура формирует:
здоровый образ жизни;
В своей работе с нашими детьми, я стараюсь использовать физические упражнения для организации активного отдыха, переключения их на другой вид деятельности, получения удовольствия от двигательной активности, максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной деятельности, разумного отношение к своему здоровью и осуществления здорового образа жизни.
Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, которые восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни.
Главной задачей, все же остается, вовлечение в интенсивные занятия спортом и физической культурой как можно большего количества детей, обучающихся в нашей школе, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного интегрирования детей с ограниченными возможностями с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.
Двигаясь в направлении адаптивной физической культуры, в школе был организован внутришкольный проект «Подвижные и спортивные игры как средство социальной адаптации детей с ДЦП», который в дальнейшем нам удалось реализовать ни только внутри школы, но и на уровне района и города Ижевска.
- на уроках физкультуры дети осваивают новый паралимпийский вид спорта игра «Бочче» и другие виды спорта: «Дартс», «Настольный теннис».
На школьных мероприятиях дети получают не только заряд бодрого настроения, но и повышают свою двигательную активность, участвуя в различных конкурсах, эстафетах соревновательного направления, в спортивных и подвижных играх, а также происходит общение детей и преподавателей в неформальной обстановке.
Комплекс внутришкольных мероприятий:
- праздник «Тропа здоровья»;
- шашечный турнир;
- занятия в бассейне;
- турнир по игре «Бочче»;
- турнир по игре «Дартс;
- турнир по настольному теннису;
- школьная спортакиада;
- утренняя зарядка;
- массаж;
- занятия ЛФК.
Внешкольные мероприятия:
- активный совместный отдых – преподаватели, родители и дети;
- выход в боулинг «Пепелац»;
- учебно – тренировочные сборы на базе отдыха «Чекерил»;
- туристические поездки: г.Кунгур.
Школа вышла на сотрудничество с Министерством по спорту и туризму и ДЮСШ – 9:
- турнир по игре «Дартс»;
- турнир по игре «Бочче»;
- турнир по настольному теннису;
- занятия в бассейне Дворца спорта;
- учебно – тренировочные сборы;
- участие в городских мероприятиях (Ижевская кругосветка, осенний
праздник, турнир «Бочча» и «Дартс»)
Очень важно, что участие во всех перечисленных выше мероприятиях закладывают в наших особенных детях фундамент самостоятельности, уверенности в себе и завтрашнем дне, умение общаться не только в своем коллективе, но и свободно, безболезненно адаптироваться и социализироваться в обществе, находя свое место в этой непростой для них жизни.
© 2015, Чиркова Татьяна Николаевна 630