СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная физическая культура

Нажмите, чтобы узнать подробности

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

«Ребенок с дефектом не есть непременно

дефективный ребенок».            

Л.С. Выготский.

 

                                                                           Надо непременно встряхивать себя физически,                

                                                                                               чтобы быть здоровым нравственно.                                                       Толстой Л. Н.

 

   В МКС(К)ОУ С(К)ОШ VI вида № 101 обучаются дети с нарушением опорно – двигательного аппарата и детским церебральным параличом.   

   В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики медицинской, психолого – педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата и ДЦП. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность.

     Детский церебральный паралич – это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им.

     Когда люди видят ребенка с легкой степенью заболевания, у них создается впечатление, что они не нуждаются в каком-то особенном воспитании и обучении. Но когда люди видят ребенка с тяжелой степенью этой же патологии, у них возникают мысли о том, что учить таких детей бесполезно. И только педагоги знают, какое большое значение в судьбе этих детей имеет своевременное оказание специальной педагогической помощи.

          Нарушения движения и речи отрицательно влияют на психическое развитие детей. Такие дети имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемым физическим упражнениям. В ряде случаев наблюдается появление двигательных беспокойств. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП отмечаются нарушения личностного развития, такие как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.

Огромную роль в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями играют социальная среда и общество. Негативное влияние на развитие личности оказывает также такие факторы, как ранняя социальная депривация, т.е. изоляция от сверстников в связи с физическим недоразвитием, а также неправильное воспитание и своеобразное отношение окружающих к ребенку с ограниченными возможностями.

Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями отличается своеобразием.  Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей.  Однако специфические особенности развития моторики детей с церебральным параличом требуют разработки особых методов и приемов их физического воспитания. Одним из основных направлений физического воспитания таких детей, является адаптивная физическая культура.

Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно- оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

 Но самое главное, что адаптивная физкультура формирует:

  • осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
  • способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
  • компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
  • способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
  •  потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести    

           здоровый образ жизни;

  • осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
  • желание улучшать свои личностные качества;
  • стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

В своей работе с нашими детьми, я стараюсь использовать физические упражнения для организации активного отдыха, переключения их на другой вид деятельности, получения удовольствия от двигательной активности, максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной деятельности, разумного отношение к своему здоровью   и осуществления здорового образа жизни.

   Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения,  которые восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни.

 Главной задачей,  все же остается,  вовлечение в интенсивные занятия спортом и физической культурой как можно большего количества детей, обучающихся в нашей школе, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного интегрирования детей с ограниченными возможностями с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.

Двигаясь в направлении адаптивной физической культуры, в школе был организован внутришкольный проект «Подвижные и спортивные игры как средство социальной адаптации детей с ДЦП», который в дальнейшем нам удалось реализовать ни только внутри школы, но и на уровне района и города Ижевска.

- на уроках физкультуры дети осваивают новый паралимпийский вид спорта игра «Бочче» и другие виды спорта: «Дартс», «Настольный теннис».

На школьных мероприятиях дети получают не только заряд бодрого настроения, но и повышают свою двигательную активность, участвуя в различных конкурсах, эстафетах соревновательного направления, в спортивных и подвижных играх, а также происходит общение детей и преподавателей в неформальной обстановке.

Комплекс внутришкольных мероприятий:

- праздник «Тропа здоровья»;

- шашечный турнир;

- занятия в бассейне;

- турнир по игре «Бочче»;

- турнир по  игре «Дартс;

- турнир по настольному теннису;

- школьная спортакиада;

- утренняя зарядка;

- массаж;

- занятия ЛФК.

 

Внешкольные мероприятия:

-  активный совместный отдых – преподаватели,  родители и дети;

-  выход в боулинг «Пепелац»;

-  учебно – тренировочные сборы на базе отдыха «Чекерил»;

-  туристические поездки: г.Кунгур.

Школа вышла на сотрудничество с Министерством по спорту и туризму и ДЮСШ – 9:

- турнир по игре «Дартс»;

- турнир по игре «Бочче»;

- турнир по настольному теннису;

- занятия в бассейне Дворца спорта;

- учебно – тренировочные сборы;

- участие в городских мероприятиях (Ижевская кругосветка, осенний

  праздник, турнир «Бочча» и «Дартс»)

   Очень важно, что участие во всех перечисленных выше мероприятиях закладывают в наших особенных детях фундамент самостоятельности, уверенности в себе и завтрашнем дне, умение общаться не только в своем коллективе, но и свободно, безболезненно адаптироваться и социализироваться  в обществе, находя свое место в этой непростой для них жизни. 

10.01.2015 19:44


Рекомендуем курсы ПК и ПП