СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адольф Сакс - изобретатель восхитительного саксофона

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы редко задумываемся насчет музыкальных инструментов – откуда они появились, кто их придумал. И действительно, многие из них возникли так давно, что вряд ли кто-либо может это знать. Но есть среди них один относительно молодой, но сегодня уже один из самых известных и любимых, чувственное и проникновенное звучание которого пронзает душу – это саксофон.

И у него есть совершенно конкретный создатель, имя которого увековечено в самом названии этого инструмента – Адольф Сакс.

Голос первого саксофона мир услышал менее 180 лет назад. Любителей этого великого инструмента и его чарующих звуков во всем мире огромное количество. И сегодня саксофон представляет собой яркий символ джазовой музыки и блюза.

Возможность наслаждаться невероятным по красоте звучанием подарил нам Адольф Сакс, сын мастера по изготовлению музыкальных инструментов, родом из маленького городка Динан в Бельгии, унаследовавший от отца интерес к духовым инструментам.

Семья Саксов переехала сначала в Брюссель, а затем - в Париж, где Адольф открыл свою мастерскую по изготовлению духовых инструментов. Именно здесь на основе бас-кларнета он и сотворил свое чудо, которое поначалу назвал мундштучный офиклеид. Публика довольно скептически отнеслась к новому инструменту странного вида и с не менее странным гнусавым голосом, очень далеким от его сегодняшнего звучания, и Адольфу пришлось потратить немало времени и сил, чтобы довести свой новоиспеченный офиклеид до совершенства.

Первый оригинальный саксофон в музее Сакса в Динане

Представив в 1842 году свой инструмент известному композитору Берлиозу, Адольф обрел в его лице восторженного ценителя и друга. Композитор был очарован саксофоном, напечатал в одном из журналов восторженную статью, в которой впервые назвал инструмент саксофоном. Саксофоны Сакса из Музея Музыки

«Это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Его главной заслугой, на мой взгляд, является разнообразие красоты звука, то с акцентировкой, то без, полным то страсти, то мечтательности и меланхолии; отголоском эха, слабым воплем ветра в лесу, или, что вернее, таинственными мерцающими отголосками колокола после удара. Ни один инструмент, который я доселе знал, не имеет такого странного звука на пределе тишины», — писал Берлиоз.

А о самом Саксе композитор отзывался так: «Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твердый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик, чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет и думать, и делать - выдумывает и сам же выполняет».

Сразу же после выхода статьи Берлиоза Сакс получает официальные предложения от правительства ряда европейских стран, в том числе и из России, об организации широкого производства духовых музыкальных инструментов для нужд военных оркестров. Особенно настойчивые просьбы исходили от правительства и военных кругов Франции.

В расцвете творческих сил двадцатисемилетний Сакс навсегда покидает Бельгию и в октябре 1842 года переезжает в Париж. Французская столица того времени была центром музыкальной и художественной жизни Европы, куда стремились самые блистательные таланты, чтобы добиться признания. Париж манил Сакса своими перспективами, размахом творческой деятельности.

В Париже начался новый период творческой биографии Сакса. Он начал с того, что занял 4000 франков у флейтиста "Гранд-Опера" Доруса и приобрел на улице Нов-Сан_Жорж в доме №10 помещение, в котором открыл собственную фабрику по производству духовых инструментов. Сакс встретил дружескую поддержку и покровительство со стороны видных композиторов: Берлиоза, Мейербера, Россини, Доницетти, Обера, Галеви, Спонтини, музыкантов "Гранд-Опера". Однако с самого начала жизнь эмигранта-изобретателя в Париже, внешне яркая и счастливая, была омрачена завистью и подлостью его коллег - французских музыкальных мастеров, доводивших Сакса временами до разорения.

Триумфальной датой для изобретателя стал день 3 февраля 1844 года, когда в знаменитом парижском зале Герца состоялся авторский концерт Берлиоза.В программу вечера, кроме впервые исполняющихся под руководством автора увертюры "Римский карнавал", сцены с хором и небольшой оркестровой пьесы, был включен "Священный хорал" (переложение фрагмента кантаты Берлиоза "Герминия", 1828) для секстета духовых инструментов, усовершенствованных Саксом: трубы, корнета, бюгля, кларнета, бас-кларнета, саксофона. Причем на последнем играл сам изобретатель.

Программа концерта подходила к концу, когда зазвучала величаво-торжественная музыка хорала. Изысканная публика зала Герца, затаив дыхание, вслушивалась в вариации темы, поочередно звучащие то у одного солиста, то у другого. И вот в один из моментов ансамбль прервал игру представив соло саксофоны. На слушателей хлынул, по словам Берлиоза, поток "торжественных и меланхоличных, а иногда расплывчатых, подобных ослабленному звучанию эха звуков".

Как только растворились в зале последние пассажи инструмента, слушатели устроили изобретателю бурю оваций. Потрясенный услышанным, Мейербер воскликнул: "Вот для меня совершенство звука!", а Россини, остыв от восторга, признался, что "никогда не слышал ничего более прекрасного". С этого вечера саксофон вступил в большую семью уже признанных духовых оркестровых инструментов. Это была знаменательная веха в его истории.

В 1845 году саксофон был представлен Саксом на французскую национальную выставку. 17 мая 1846 года Адольф Сакс запатентовал свое изобретение под названием “Саксофон”. За пять месяцев до получения патента Сакс проиграл в суде дело — его обвинили в «мошенничестве и фальсификации». Сохранилось решение суда, в котором говорится, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать».

Во Франции Сакс с 1857 года и до конца своей жизни вел класс саксофона в Парижской консерватории (в то время это было училище) и издавал пособия по школе игры на всех изобретенных им инструментах.В 1870 году разразилась война, большинство учеников училища ушли на фронт, и спустя некоторое время оно было закрыто. Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году.

Прожив долгую жизнь, Сакс не дожил до джаза и умер в бедности в Париже 4 февраля 1894 года.

Он был похоронен на кладбище Монмартра.

Саксофон же, начав свое существование в оркестрах военной музыки, так и не занял первоначально предназначавшегося для него положения, а пошел “по другому пути” и вскоре был введен в оперный и симфонический оркестр.

После 1870 года в Европе начался период упадка интереса к саксофону. В течение нескольких десятилетий к саксофону обращались лишь композиторы Франции и только значительно позже он приобрел мировую популярность, когда «эстафету» приняли американские музыканты, в частности, Элиза Холл, успешно выступавшая в качестве сольного исполнителя. А когда в конце XIX века зародился джаз, саксофон почти сразу стал одним из основных его инструментов.

К началу XX века многие музыканты по достоинству оценили этот интересный инструмент. Рахманинов поручил саксофону одну из лучших своих мелодий в первой части “Симфонических танцев”, Дебюсси написал Рапсодию для саксофона с оркестром, Глазунов - Концерт для саксофона с оркестром, Прокофьев, Шостакович и Хачатурян неоднократно обращались к нему в своих произведениях.

А в десятых годах двадцатого века на саксофон обратили внимание музыканты джаз-ансамблей, именно тогда саксофон стал "королем джаза", каким он и продолжает оставаться до настоящего времени.

Категория: Прочее
26.04.2018 00:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!