СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«АДЫГСКАЯ ГАРМОНИКА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной музыкальной культуре кабардинцев гармоника играет важнейшую роль.Она является памятником материальной культуры последних двух столетий.В конце 20 века гармошка стала символом и средоточием национального в художественно-образном и социально-политическом мышлении этноса.Она вписана в эмблемы районов и отдельных аулов,ее вид и тембр связываются с проявлением радости и веселья.

Адыгская гармоника по своим морфологическим,музыкально-акустическим свойствам,дизайну,способам изготовления и функционирования является оригинальным музыкальным инструментом.В народе ее называют "пшынэ".В то же время адыгской гармоникой определяют разные типы орудий-диатонические и хроматические,изготовленные на музыкальной фабрике или кустарно,имеющие разное число голосов и различную механику.

За всю историю существования гармоники у адыгов можно выделить два периода:первый-использование гармоник различных строев,видов и форм;второй-период-период проявления и закрепления оригинального типа национальной гармоники-адыгэ пшынэ.Переход одного периода в другой достаточно длителен,условный рубеж-конец 19-начало 20 вв.

В музыкальной культуре утвердилось греческое название гармоники-гармонь,гармоника.Еще у Хан-Гирея указывается,что слово «пшынэ» в истории музыкальной культуры адыгов не раз меняло свое смысловое значение.Им называли самый популярный в данную конкретную эпоху инструмент.Вначале под термином «пшынэ» подразумевали аэрофон,затем смычковый хордофон(шык1эпшынэ).С появлением гармоники слово постепенно стали связывать с новым инструментом.В настоящем под «пшынэ» понимается исключительно гармоника,прежнее содержание термина ушло в историческую память.

«Пшынэ» является общеадыгским термином,имеющим древнейшее происхождение, «апепшин»-локальный термин,более характерный для бжедугов,темиргоевцев,абадзехов, «пшынэ пхэндж» употребляется зарубежными адыгами.

Истоки

Несмотря на то,что во многих отечественных и зарубежных источниках родиной гармоники называется Германия,этот вопрос до сих пор дискутируется.Время появления гармоники у адыгов в большинстве источников указывается приблизительно.По А.Ф. Гребневу горские народы познакомились с гармошкой в середине 19 века с распространением русского влияния на народы Северного Кавказа.Это же время называет адыгский фольклорист Ш.Шу.Но даже в 30-40 годы 19 века диковинный инструмент не упоминается даже такими наблюдательными и пристрастными людьми как адыгские просветителт Хан-Гирей,Шора Ногмов.Даже значительно позже-в 1885 году- композитор и пытливы ученый Сергей Иванович Танеев в исследовательской статье о горской музыке в ряду описываемых музыкальных инструментов гармонику не называет.По всей вероятности,ни среди адыгов,ни среди балкарцев он гармонику не встретил.В то же время,существет немало свидетельств об активном вхождении нового музыкального инструмента в адыгскую традиционную среду с конца 60-х годов 19 века. В.Тепцов в книге "По истокам Кубани и Терека" пишет,что побывавший на свадьбе у кабардинцев в долине Баксан в 1892 году.наблюдал танцы молодежи под гармонику. Вероятно, для того, чтобы гармоника была "допущена " на традиционную свадьбу, потребовалось определенное время в освоении инструмента и готовность публики к его восприятию. Вполне допустимо, что в различных селениях, в каждом конкретном регионе гармоника появлялась -примерно с дистанцией в 10-15иногда 20-25 лет. Определенный период времени новый инструмент функционировал параллельно с древнейшими музыкальными орудиями, вступая с ними в определенную борьбу.

Одно из самых ранних фольклорных упоминаний о гармонике встречается в кабардинской песне о Джамботе Кушхове. В песне мать убитого героя просит свою невестку Нэгурэш выйти с гармошкой и сыграть для нее кафу:

"Ей,Нэгурэш,уи пшынэр къащтэ,жи дыкъэгъафэ!

Нэгурэшу дахэмэ и пшынэр къещтэри къафэ йоуэ.

Л1ыгъэу Екъубмэ ищ1ам хуэгуф1эуэ и анэр щэ къофэ".

Если это не позднее присочинение к гъыбзэ,то сомневаться в том,что под словом "пшынэ" здесь понимается гармоника,не приходится.Версия о том,что кабардинцы приняли гармонику раньше,чем другие адыгские субэтносы,весома и состоятельна.Во -первых,восточные адыги,в сравнении с западными,всегда были более открыты к любого рода инновациям.Во-вторых,как известно,на территории Кабарды не было опустошающих жестоких военных действий.К началу 90-х годов новый музыкальный инструмент уже широко и повсеместно бытует у всех этнических групп адыгов.

Суммируя все известные из литературных источников и полевых материалов версии,можно выделить три пути проникновения гармоник в адыгскую среду.1-й путь-через тесные бытовые и хозяйственные контакты с русскими,украинцами и татарами,проживающими в ближайших от аулов станциях и хуторах.2-й путь-через базары и ярмарки,приобретающие во второй половине 19 века все большое значение.Гармоники покупались в основнойм в качестве диковинной игрушки в подарок для детей,сестер,жен.3-й путь-через посредство странствующих музыкантов.Их становилось все меньше,но они постоянно функционировали:одни заезжали в гости к своим соплеменникам,другие-специально приглашались играть на свадьбах.

В течение почти пяти десятилетий в обширный ареал традиционной адыгской среды вошли гармоники различных видов и строев из многочисленных пунктов и производства. Время с 50-х по 90-ые годы можно обозначить как период стихийного проникновения разнообразных гармошечных инструментов. В России в это время специалисты насчитывали около двухсот гармошечных видов.По своременному статус-кво ы музыкальной культуре мы отчасти можем восстанавливать социально-культурную картину прошлого.В адыгской среде существовали и собственные специфические механизмы распространения новых музыкальных инструментов.У кабардинцев известен обряд-ПШЫНЭЕФЭ-пир,вечеринка,устриваемая для сбора денег на покупку гармоники.Обычно пшынэефэ организовывала семья,в которой росла девочка или девушка,желающая научиться играть.Не имея возможности самостоятельно купить инструмент,родители приглашали на пшынэефэ родственников,друзей,соседей.Приглашенные на пир мужчины выкладывали на стол деньги,которых хватало на покупку гармони.

Гармоника вытеснила камыль и шычепшинэ.Пшынэ с ее большими выразительными возможностями символизировала яркое,новое,современное искусство;шык1эпшынэ и камыль становились символами исторического прошлого.

На Кавказе не прижилсь гармоники с круглыми кнопками.Возможно,народных музыкантов не устраивала маленькая игровая площадь кнопочных грифов,не отвечающая их эстетическим вкусам и практической целесообразности.Гармоники с рояльными клавишами,напротив.обеспечивали сравнительно большую игровую площадь.Облик рояльных клавиш более соответствовал эстетическим идеалам адыгов.Их размеры,форма,ровность сопоставимы с газырями на мужском костюме.

В процессе формирования гармоники особые требования предъявлялись к числу регистровыъ планок.Они позволяли менять тембр гармони,создавать несколько его вариантов.Были также особые претензии к весу гармоники.Она должна была быть легкой,удобной для игры в положении стоя.Потребность в легкой гармонике определялась сложившейся традицией танцевального круга,в котором гармонист не просто создает музыкальное сопровождение танцу,а включается в систему игрового пространства круга.

Роль гармоники в традиционной культуре адыгов

Выразительные возможности гармоники позволяли ей успешно конкурировать с инструментами-предшественниками.шык1эпшынэ(смычковый хордофон) был прежде всего связан с эпической и гыбзовой песенными традициями.Новый инновационный культурный слой был мощным и массовым и не мог повлиять на традиционную адыгскую культуру.Эпическая и гыбзовая традиции постепенно сводились на нет,а вместе с ними уходило и «время» шык1эпшынов.

Гармоника во многом функционально заменила камыль,который в 19 веке был как постушеским,так и инструментом свадьбы,праздничных многолюдных танцевальных площадок.

Основное предназначение гармоники на праздниках любого ранга состоит в сопровождении танцев.Но самое главное-инструментальная музыка несет ореол празднества.Возможно,что сдержанный суровый характер адыгов доверил инструменту то,что было глубоко сокрыто в его душе.Не случайно Хан-Гирей называет инструментальную музыку душой веселья и необходимой принадлежностью народных торжеств.Подобные наблюдения делает и Шора Ногмов:"Музыка была в большом употреблении на праздниках,свадьбах и на пирах.которые давали при рождении детей".

Любой музыкальный инструмент,и пшынэ в том числе,наделен специфическим томбром,отличающимся от человеческого голоса.Голос музыкального инструмента считался голосом природы,духов мира,вселенной.Отсюда,наверняка,и магия музыкальных инструментов,а через них-магическая сила музыкалных инструментов,владеющих этими инструментами.Адыгская мифология донесла до нас яркий тому пример-образ нарта Ашамаза.воздействующего на мир через двухцветный бжьамий.

Громкая,радстная,яркая музыка гармоники сохраняет в себе следы магического воздействия на духов и покровителей домашнего очага,самьи(бога Сазереша).Звуковой мир этой музыки содержит в себе тот эмоциональный строй,который вопринимается людьми как жизнеутверждающий,питающий и возбуждающий чувства в человеке.

В традиционном быту гармонике приписывались магические свойства.Считалось,что пшынэ,так же как и шык1эпшынэ,способствует заживлению ран и костных переломов,помогает приворожить любимого.Ей приписывали чудодейственные способности.О знаменито в Кабарде Лякушке рассказывали,что игрой на гармонике она могла поднять с постели параллизованного человека.В ее родном селении Коголкино (совр.Урух) у юноши отнялись ноги,и он долгие годы был неподвижен.Но вот однажды у соседей была свадьба,где играла Лякушка.Все домашние бедного юноши были там.Неожиданно у плясового круга,на своих ногах,оказался тот неподвижный юноша:игра Лякушки,якобы,подняла и привела его туда.

Подобную историю рассказывают и о знаменитом гармонисте Паго Бельмехове(1876-1943) из аула Хатажукай Ркспублики Адыгея.Приехав как-то играть свадьбу в Причерноморской Шапсугии,Паго своей игрой заставил подняться 127-летнего парализованного старика по имени Рамазан Хейшхо,10 лет пролежавшего в постели.Этот случай призвел ошеломляющее впечатление на гостей свадьбы и юного Махмуда Шагуджева,решившего я тех пор напременно стать гармонистом.

Адыгские танцы символизируют установку на веселье,отдых,красоту,грацию,хорошее настроение.В этом плане гармоника,ее тембр,не говоря уже о музыке,также становится символами радости и счастья.Символическое значение приобретает весь ряд взаимосвязанных элементов:гармоника и пхачич,их тембр;музыка,поддерживаемая хлопками окружающих,выкриками хатияко и публики; танцы,их пластика и эмоционально-образное содержание.

Гармошечная музыка в последние полтора-два столетия сконцентрировалась преимущественно на светлыхобразах радости,задора и здоровья.Вот почему обычай не играть на пшынэ весь год после смерти близкого человека,кроме этических оснований,обращенности к памяти умершего со стороны музыканта,выполнял и оберегательную функцию для самого музыкального инструмента.Его нельзя вытавлять в доме,где есть траур,он должен оставаться символом радости.

Гармоника-один из важнейших адыгских символов.И в этом смысле ее роль непреходяща.

Бытование адыгской гармоники

Универсальность пшынэ проявлялась в том,что она заменила традиционные инструменты повсеместно во всех сферах жизнедеятельности:обрядово-ритуальной,магико-заклинательной,официально-торжественной,семейно-бытовой,культурно-развлекательной.Важным условием популярности гармоники служила ее способность включаться в многолюдные торжества.

На традиционной свадьбе музыка начинала звучать только в "промежуточном доме",куда на некоторое время помещали невесту перед ее торжественным привозом в дом жениха.Момент умыкания невесты в прошлом не был связан с музыкой,так как производился в тайне,сокрыто-во многом,чтобы избежать дурного глаха.Когда же свадебный поезд отправлялся в дом жениха-главенствовала песня.На протяжении всего пути всадники песнями восхваляли красоту невесты,ее характер,нрав и умения.

В первой половине 20 века параллельно с песнями в свадебном поезде стала звучать и гармоника.Примерно с 70-х годов гармониста стали брать с собой на обряд вывода невесты из родительского дома.Однако,жизнь меняется и иметь гармониста в этот момент стало престижно.Веселая танцевальная музыка на гармонике создает атмосферу праздника.Начиная с 70-х годов 20 века невесту увозят на автомобиле в сопровождении других машин.И только гармоника может "перекричать"шум моторов.Из летящих на большой скорости автомобилей порой можно услышать лишь звук пхачичей,однако сразу становится ясно,что везут невесту,и в машине обязательно звучит гармоника.

"Умыкнув" невесту,жених с кортежем автомобилей проезжает через свой аул.Это становится знаком оповещения родных жениха о начале свадьбы.Невесту увозят дальше.

В кульминации свадьбы -танцевальному кругу-гармоника вместе с трещотками составляет основное звуковое содержание торжества.Под пшынэ танцуют.выводят невесту к гостям,совершают обряд знакомства с женщинами из рода мужа.Под гармонику проходят свадебные обрядовые джигитовки и ритуал возвращения жениха в родительский дом.

В современном быту гармоника является лидирующим инструментом инструментального ансамбля для танцевального круга.Танцы же затеваются довольно часто и в любой по возрасту,полу и социальному статусу компании.

Морфология гармоники

Пшынэ состоит из двух деревянных полукорпусов,соединенных между собой мехом.К каждому полукорпусу прикреплены грифы с продолговатыми клавишами для правой руки и рычагами для левой.Широкий ремень,прикрепленный к левому грифу вдоль всей высоты,служит упором для левой руки.

Полукорпусы в своем большинстве имеют стандартную среднюю высоту 340 мм.Колебания этой высоты в различных гармониках незначительны,350-360 мм.Длина различных интструментов весьма неодинакова.При сжатых мехах она колеблется в пределах 180-210 мм без грифов.При полной растяжке меха длина инструмента увеличивается до 700-720 мм.Длина пшынэ должна соответствовать размаху левой руки-тогда музыканту удобно играть.Толщина инструмента состовляет 150-160 мм.Мех пшынэ обычно содержит 14 складок-борин.

Высота правого грифа зависит от количества клавиш и колеблется от 270до 310 мм.Ширина грифа -43-70 мм- в зависимости от длины клавиш.Толщина грифа-12-20 мм.Длина и ширина клавиш на инструментах разных мастеров неодинаковы.

На тыльной стороне правого грифа находится вертикальный металлический стержень,чаще –на всю длину грифа,реже-до 170 мм.К стержню прикрепляется петля,сделанная из кожи,длинной в 30-50 мм.-1эпэпс –накидка для палец.В эту петлю музыкант продевает большой палец правой руки,что служит особым способом удержания инструмента на весу,способствует растяжению меха и по существу заменяет правый ремень.

Декор

В народном представлении адыгская гармоника является изящным и очень красивым предметом,настоящим произведением искусства.Не случайно в народе бытует загадка:"Къэбатэр тырабзэ,къок1ым бзэрабзэу къуцо"-"Бархатом обшита,на коленях переливается".Нам не известно,чтобы адыгская гармоника когда-либо обшивалась бархотом,но в восприятии людей она была богатой и нарядной вещью,подобной красивому дорогостоящему бархату.

В музыкальных инструментах ничего не бывает лишнего,случайного.Детали выполняют звукообразующую или эстетическую функции,часто отражающие древние магические верования.Основная украшающая деталь-металические бляшки,расположенные с лицнвой,тыльной и боковых сторон гармоники.Пристрастие к металлическим украшениям имеет объяснение в древнейшей истории.Использование золотых и серебрянных бляшек фиксируется у предков адыгов еще со времен Майкопской археологической культуры.Ими украшались мужская и женская одежда,покрывала,сбруя лошади,мужские пояса.Такие украшения возвеличивали человека,оберегали его от сглаза.Маталические накладки нашивались по уголкам женских кафтанов,сбоку платья под рукой;существовали также нагрудные и плечевые бляшки.Они оберегали и защищали человека,"уиливали" его руки и составляли эстетический элемент одежды.

В адыгской гармонике "читается" мужской образ.Его создают не только многие элементы дизайна,но и его положение "вне игры",эстетические характеристики.Наиболее красивый вид гармоники складывается тогда,когда верхняя часть меха полураскрыта,а нижняя закрыта.Такой вид народные музыканты стараются придать инструменту,когда их фотографируют или снимают на видео.Ассоциации с мужской широкоплечей фигурой подкрепляются наличием ремешка/пояса между двумя металлическими бляшками.Характерно,что пшынэ прилюдно никогда не кладут горизонтально.Гармоника всегда "стоит"-и не только потому,что она не может "лечь",из-за левого грифа и ручного ремня,но в большей мере потому,что гармоника естественным образом вписалась в систему эстетико-художественных мировоззренческих координат.В адыгской гармонике,как и во всей культуре,в каждом ее элементе вертикаль довлеет над горизонталью.

Положение пшынэ во время игры

Положение пшынэ во время исполнения обусловлено многими факторами:личностными,половозрастными особенностями музыкантов,локальными исполнительскими традициями,местом и формой действия,отношением к обряду.

Женщины предпочитают играть сидя.На колени для удобства обычно стелют небольшую накидку,иногда-платок.Большинство гармонисток эмоуионально сдержаны,сосредоточены,практически никогда не улыбаются во время игры.От их исполнительской позы в целом исходит ощущение некоторой строгости,собранности,сосредоточенности.Мужчины более свободны,раскованы и изобретательны.Обычно они играют стоя.Так как им приходится играть подолгу,мужчины нередко ставят правую ногу на маленький стульчик.Пшынэ поддерживается коленом.Ради искусного танцора гармонист нередко подносит инструмент к его ногам,выражая ему тем самым почесть и вдохновляя еще на более темпераментный танец.

Как известно,на пшынэ нет плечевого ремня.Это дает музыканту большую свободу в движениях.Пшынао может держать инструмент прямо перед собой,правее или левее от себя.Пшынэ то возносится над головой музыканта,то припадает к земле,к ногам танцующих.Знаком отличия и внимания считается приближение пшынао с инструментом к танцующей паре или солисту.

Во время исполнения танцевальной музыки пшынао может и сам проделывать ногами танцевальные движения.На пшынэ играют только четырьмя пальцами правой руки,большой палец находится в петле,помогает удерживать инструмент на весу и создает противодействие для разжима меха.

Первоначально войдя в быт адыгов в качестве сувенира,трофея,подарка,гармоника адаптировалась и закрепилась прежде всего в женской среде.Женское исполнительство на гармонике распространилось практически у всех кавказских народов.У абазин гармоника считалась необходимой частью приданого невесты.Если за муж выходит девушка из бедной семьи,гармонику ей в подарок покупали подруги.

Женское музыкальное испонительство в широком и общепринятом варианте пришло к адыгам,как и на весь Северный Кавказ только в связи с гармоникой.Во многих источниках прошлого века по Кавказу упоминаются гармонистки,но не гармонисты.

Несмотря на то,что женское исполнительство на гармониках утвердилось широко и повсеместно,оно имело и имеет немало ограничений.Молодой девушке не полагалось играть в чужом доме.Слушали ее с улицы.Выходить из комнаты она не имела права,так как при старших,да еще и при мужчинах,женщине сидеть не полагалось.Там,где строго соблюдались законы адыгагъэ,где сравнительно дольше существовали исконные мужские музыкальные инструменты,-там женское исполнительство постепенно сходило на нет или ограничивалось девичьей комнатой,игрой до замужества в молодежных компаниях,для близких,родных,знакомых,соседей.Традиционные элементы духовной культуры наиболее отчетливы,например,у шапсугов,поэтому у них менее показательно женское исполнительство,среди гармонистов преобладают мужчины.

Обслуживать многодневную свадьбу или праздники более подобает мужчинам.Свадебные гуляния продолжаются до поздней ночи,а женщинам - гармонисткам физически трудно выдерживать столь длительный марафон.

Если на свадьбах в Адыгее в настоящее время играют преимущественно мужчины,то в Кабарде по - прежнему лидируют женщины.В массовом сознании пожилых кабардинцев игра на гармонике осмысливается как сугубо женское занятие.

В современных условиях сценической площадки,на концертах художественной самодеятельности,смотрах-конкурсах исполнителей на пшынэ довольно много.Среди них есть известные гармонисты:Аслан Тлебзу,Магомет Дзыбов,Алий Темизок,Руслан Барчо,Бирмамитова Гуашакара,Тимур Лосанов.

26.11.2016 11:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!