СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Agile-подход в образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Основные принципы Education Scrum

1.2 Методология гибкого управления Scrum

EduScrum основывается на Agile-подходе (Agile – методика гибкого управления проектами для разработки и развития сложных продуктов).

Суть методики Scrum заключается в том, что работа в организации ведется в небольших кроссфункциональных командах, в которых представлены все необходимые специалисты. При этом за соблюдение процессов, достижение результатов в команде и конструктивную атмосферу отвечает Scrum-мастер, лидер проекта.

Требования организации разбиваются на небольшие, ориентированные на пользователей, функциональные части, которые максимально независимы друг от друга, в результате чего получается бэклог продукта. Затем элементы бэклога упорядочиваются по их важности и производится относительная оценка объемов каждой истории. Также существует владелец продукта – человек, который отвечает за требования и их приоритеты, замыкает на себя всех заинтересованных лиц.

Вся работа ведется короткими (от 1 до 4 недель) фиксированными во времени итерациями – спринтами, в конце каждого из них образуется законченный или промежуточный продукт (результат), который можно (при необходимости) вывести на рынок – инкремент продукта. Регулярно (каждый день) проводится Scrum-митинг (рабочее совещание), на котором команда синхронизирует свою работу и обсуждает существующие проблемы. В процессе работы члены команды берут в работу элементы бэклога согласно приоритету.

В конце каждого спринта проводится его обзор с целью получения обратной связи от владельца продукта (заказчика или его представителя), и ретроспектива (рефлексия) спринта, служащая для оптимизации процесса. Владелец продукта может изменить требования и их приоритеты и запустить новый спринт.

Scrum изначально пришла из сферы информационно-телекоммуникационных технологий (IT-сферы) и до сих пор является в ней мейнстримом (т.е. главным направлением). Однако все больше профессионалов находят способы применения методики Scrum и в иных областях, в том числе и в образовании (EduScrum).

1.2 EduScrum в образовании

EduScrum – система обучения, в которой ответственность за образовательный процесс частично или полностью передается от учителя ученикам.

Главное в EduScrum – самостоятельное или совместное обучение (научение, осознание, усвоение нового): учись «умнее», улучшай взаимодействие с другими, изучай себя. Такой метод дает ученикам больше ответственности, заряжает их энергией, им интересно, они активно вовлечены в процесс решения тех или иных задач, что приводит к повышению результатов и более коротким циклам обучения. А это, в свою очередь, способствует личностному развитию: растет уверенность в себе и других. Ключ методики лучше всего передается английским словом ownership (от англ. – владение, обладание) – сопричастность учеников к своему обучению, вовлеченность, ответственность. Ученикам дается свобода самим формировать образовательный процесс внутри обозначенных границ и целей обучения.

Обучающиеся во время выполнения работы могут использовать знания из различных областей науки, тем самым достигая более информативного результата собственной работы. При организации работы с использованием методики EduScrum активно устанавливаются межпредметные связи.

EduScrum помогает достичь следующих результатов:

Личностных:

- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки

- в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду;

- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Метапредметных:

- формирование умения прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи урока и отдельного задания, проявлять инициативность и самостоятельность;

- уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой);

- формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, умения находить общее решение, аргументировать свое предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу;

- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить дополнительный материал к уроку;

- самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация к учебной деятельности.

Ключевые принципы методики – гибкость результата и пути его достижения, прозрачность процесса, регулярная проверка и адаптация, а также самоорганизующиеся команды.

EduScrum – это методология, в рамках которой ученики решают сложные проблемы, в то же время продуктивно и креативно достигая целей обучения и развиваясь личностно. EduScrum:

- имеет простую конструкцию; легка для понимания;

- тяжела в управлении (поскольку команды учеников должны управлять процессом самостоятельно).

Последнее объясняется тем, что ЕduScrum описывает только категорию «Что» (что должно быть сделано), то есть результат, а не процесс (категория «Как», как достичь поставленной цели). EduScrum – это не четко прописанный процесс или техника обучения, это, скорее, каркас, смысловая рамка, внутри которой учитель может применять различные приемы и техники. C этой технологией качество обучения стабильно растет в течение учебного года за счет эффективного взаимодействия и развития каждого участника процесса (ученика). Осознавая ответственность за собственное обучение, дети сами определяют качество своей работы.

ЕduScrum предполагает, что учитель играет роль не только менеджера образовательного процесса, но и роль владельца продукта (или заказчика, или его представителя). Ученики же распределяются по командам. Оптимальное количество участников команды – 4-5 человек. В каждой команде один из учеников выполняет роль Scrum-мастера, которого выбирают в начале каждого отдельного спринта (урока).

Обязанности учителя при использовании такой формы работы:

- составляет маршрутный лист изучения темы (или бэклог);

- продумывает и разрабатывает процедуру контроля качества полученных результатов;

- организует консультации в соответствии с образовательными запросами обучающихся (консультации проводятся, как правило, для Scrum-мастеров);

- контролирует выполнение заданий и проверяет их качество.

Самоорганизующиеся ученические команды выбирают способы достижения поставленной цели (как именно им выполнить свою работу), а не выполняют директивы извне (указания учителя в классическом варианте групповой работы). Внутри команд каждый участник обладает теми или иными skills (навыками, компетенциями) и личностными качествами, которые могут быть полезны для общего дела. В рамках отдельных спринтов состав команд может быть различным, что позволяет объединять в небольшие коллективы детей с разными изначальными skills. При решении задач внутри команд за счет постоянного взаимодействия происходит развитие тех или иных skills у всех учеников. Каждая команда несет ответственность за собственный результат сама (независимость), что позволяет ее членам полностью реализовать свой потенциал, проявив те или иные skills.

Через Scrum-мастера команда также имеет возможность обращаться к заказчику (учителю) или другим командам за советом или идеями, что приводит к быстрому развитию коммуникативной компетенции.

1.2.1 Размер команды

Оптимальный размер команды учеников диктуется следующими условиями. Команда должна быть небольшой, чтобы ей можно было управлять, но и немаленькой, чтобы она могла прорабатывать массивный объем материала. Практика показывает, что удобно строить команды из 4-5 учеников. При количестве учеников в команде, равном трем (и менее) значительно уменьшается объем взаимодействия между учениками и представленность различных skills. Если команда включает шесть и более участников, она будет требовать слишком много координации.

1.2.2 Scrum-мастер

В каждой команде ученики определяют Scrum-мастера, лидера, который помогает остальным строить работу оптимальным образом, отслеживая движение к получению продукта или результата (к общей цели), но он не руководит командой.

Обязанности Scrum-мастера:

- организует работу по планированию спринта;

- отмечает движение на Scrum-доске (доске задач); организует проведение Scrum-митинга;

- координирует работу группы и выполнение заданий всеми участниками группы;

- формулирует образовательный запрос (при необходимости); проводит рефлексию выполненной работы в команде.

Основными мероприятиями в EduScrum являются:

1. Подготовка и планирование работы. На этом этапе учитель тщательно прорабатывает весь ход изучения материала, разрабатывает запросы к ученическим командам, артефакты (раздаточный материал) для проведения урока (занятия).

В целях повышения интереса обучающихся, подбираются задачи, носящие межпредметный характер и имеющие практическое (прикладное) применение.

2. Спринт. Спринт – сердце EduScrum, связный набор учебного материала, помогающий достичь определенных учебных задач за ограниченный период. Спринтом может быть серия уроков со связанным содержанием, проект, глава книги и т.д.

Спринт начинается с сессии его планирования и формирования команд. Ученические команды самостоятельно определяют, что конкретно они будут делать в течение определенного временного периода. Иными словами, команды всегда сами определяют свое «как» (способы достижения цели, результата).

Спринт состоит из:

- сессии планирования (включает формирование команд);

- выполнения задач и поручений отдельными участниками команды (в зависимости от распределения ролей) в течение спринта;

- обзора спринта (на этом этапе может иметь место презентация работ (результатов, проекта) обучающимися;

- ретроспективного (рефлексивного) собрания и личной рефлексии (самоанализа);

Во время спринта:

- состав ученических команд остается неизменным;

- объем общей поставленной задачи остается неизменным;

- ожидаемое качество работы может уточняться в диалоге между владельцем продукта (учитель, заказчик) и командами.

Спринт завершается обзором спринта и ретроспективным собранием, оценкой проделанной работы (как со стороны обучающихся, так и со стороны учителя) и определением областей для улучшения.

1.2.3 Артефакты EduScrum (EduScrum Artifacts)

Артефакты представляют собой необходимые материалы для достижения целей и результатов работы, которые обеспечивают ее прозрачность и возможность проверки и корректировки. Артефакты EduScrum сознательно сформированы так, чтобы у команд был максимум информации, которую они самостоятельно могут обработать для достижения цели обучения и перевода ее в статус «Выполнено».

1.2.4 Бэклог продукта (Product Backlog)

Бэклог продукта – это упорядоченный (и полный) список целей обучения и подходов к работе, которые соответствуют главной цели обучения. Владелец продукта (учитель) отвечает за ведение бэклога продукта, включая его содержание, доступность и упорядоченность.

1.2.5. Scrum-доска (Scrum Board)

Scrum-доска предназначена для динамического представления набора задач и работ (поиск информации, презентация, написание эссе и т.д.), которые команда учеников должна выполнить в данном спринте. Scrum-доска представляет собой хронологию работы спринта. Все задачи передвигаются в ней в соответствии со своим статусом: «В плане», «В процессе», «Контроль», «Выполнено». Scrum-доска – обзор всех задач, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели обучения, поставленной заказчиком (учителем) перед началом работы. Кроме того, Scrum-доска также дает понятие и о планировании. Она точно отображает, где команда учеников находится сейчас – что уже сделано, что осталось. Соответственно, Scrum-доска – это и прогноз того, достигнет ли команда поставленной цели. Информация на Scrum-доске должна постоянно обновляться, чтобы всегда отражать актуальный прогресс продвижения команды к достижению результата. Обновление происходит как минимум перед каждым Scrum-митингом.

Использование такой технологии на уроках позволяет ребятам самостоятельно находить нужную информацию, осваивать новые технологии, проявлять лидерские качества и совершенствовать умение работать в команде. Дети постепенно учатся распознавать и оценивать различные качества окружающих людей.

28.01.2019 09:16


Рекомендуем курсы ПК и ПП