СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агния Барто: «Хорошо, когда теплом кто-нибудь поделится»

Нажмите, чтобы узнать подробности

​​​​​​​

В выстуженном нелюбовью взрослом мире все меньше доброты, но и в зимние дни нас согревают воспоминания о детстве. Тогда у каждого ребенка была книжка Агнии Барто. Первый опыт любви в младенчестве мы получили благодаря её стихам. Проникнуться сочувствием к мишке, которого уронили на пол, к зайке, которого бросила хозяйка, значило получить прививку доброты на всю жизнь. Для вас и ваших детей – зимние стихи Барто и немного о ней самой.

Есть ли у доброты сравнительная степень? Или превосходная? Можем ли мы быть слишком добры? Измерить доброту детской поэзии Агнии Барто невозможно ни по одной известной науке шкале – она пронизана бесконечной любовью ко всему и всем.

Не полюбить всей душой ближних будущий детский поэт просто не могла. А начала с малого – полюбила зверей. Дочка врача-ветеринара, она родилась в столице за 12 лет до революции, занималась балетом и рано начала писать стихи. В юности ей пришлось преодолевать голод и денежные затруднения – работать в магазине, чтобы поддержать семью, а для этого прибавить себе год к возрасту.

Раннее замужество не было счастливым – брак с поэтом Павлом Барто не сложился, тогда ее и спасли стихи, в которых она обрела смысл жизни. Поначалу они ни у кого не вызывали интереса. Но когда в 1925 году напечатали ее детские произведения, их заметил Корней Чуковский.

А потом появились наизусть известные «Игрушки» с их бычком и лошадкой, которые усваиваются нашими детьми вместе с молоком матери и первыми словами речи. В конце 30-х годов пришла известность – книги Барто печатали огромными тиражами и развозили вагонами по всей стране.

Выбор в пользу своего призвания оказался верным. Следуя Промыслу о себе, Агния обрела и семейное счастье. Муж Агнии, теплоэнергетик, впоследствии член-корреспондент РАН, был далек от поэзии, но очень любил и оберегал свою жену.

Их дочке Тане достались в наследство от мамы лучшие стихи, а стихотворение о плачущей Тане, оказывается, появилось ещё до её рождения.

Войну семья пережила без жертв и трагедий – на Урале, куда уехал работать муж.

На Урале поэтесса поработала токарем, пробовала себя фронтовым корреспондентом, но все это было далеко от её предназначения. Увы, в войну детская поэзия для страны и маленьких читателей отступила на второй план.

Возвращение в Москву ознаменовалось несчастьем: 15-летний сын Игорь от первого брака погиб в нелепой аварии возле самого их дома. После трагедии она еще глубже погрузилась в поэзию и творчество: создание сценариев к детскому кино, выступления по радио, поездки и встречи с читателями по всей стране.

Агния Львовна долго занималась деятельностью, которую можно назвать по-христиански-подвижнической и благотворительной – она помогала в розыске детей и взрослых, потерявших друг друга в военное время. В радио-эфире она читала письма слушателей, и по самым неброским приметам находились свидетели, знакомые, которые узнавали эти детали. Семьи воссоединялись, родные обретали друг друга. Итогом этих розысков и обретений стала повесть «Найти человека».

Агния Львовна всегда вдумчиво и глубоко работала с текстом, вносила много правки в свои стихи – советовалась с коллегами по поэтическому цеху, с домочадцами. С виду простые и незамысловатые стихи А. Барто отточены и огранены до совершенства – они гармонично звучат как естественная повседневная речь, но эта видимая простота давалась очень непросто.

Радостные и четкие ритмы, настроение игры и чуда, превращения и развития, благих перемен, просто беспричинного счастья от полноты жизни, словом, детская картина бытия, – в ее стихах есть всё то, что отличает лучшие образцы поэзии для детей. Именно поэтому ее стихи до сих пор не устаревают.

Да, есть отдельные произведения, отдавшие дань времени и его советскому колориту – но даже ярко выраженные «партийно-пионерские» стихи Барто выше любой пропаганды – в них всё преображает опоэтизированная детскость.

Неслучайно Барто всю жизнь изучала детей, их образ мыслей, видение мира и во многом сама оставалась ребенком – решительным, свободным, умеющим забывать обиды, радоваться и смеяться вопреки бедам и самым сложным житейским обстоятельствам. И сами дети всегда к ней тянулись, окружали поэтессу, куда бы она ни пришла.

Конечно, в отношении её поэзии нельзя говорить о христианстве – само слово это в годы советского успеха стихов А. Барто даже не звучало в СССР. Но их глубокая и крепкая нравственная основа (коренящаяся, конечно, в вере Христовой, в которой воспитывали всех русских детей до революции) воспитала не одно поколение мальчиков и девочек глубоко нравственными и порядочными людьми.

Сострадание к ближним, забота о слабых, маленьких и пожилых, уважение к старшим, безупречная честность, внимание к бедам и нуждам другого человека, – все это мы впитали из стихотворений А. Барто. И эту поэзию в полной мере можно назвать воспитывающей. По словам самой поэтессы, «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». И эту гамму она воспроизводила в своих крепких и цельных строчках, которые нам было так легко и радостно разучивать наизусть.

Эти добрые стихи и сегодня несут в мир то, чего ему так не хватает в наши дни – большое тепло и трепетное, любовное чувство к каждому созданию. Давно известно, что творческое слово не только переносит жизнь на лист бумаги, но и само может влиять на действительность.

Стихи Агнии Барто в нашей стране — почти синоним детства. Пусть эти строчки и строфы и дальше приумножают в мире его райский свет.

А. Барто

Варежки

На бульваре – снежный бой. Здесь и я, само собой!

Ой, что было! Ой, что было! Столько было хохота!

Рукавички я забыла, Вот что было плохо-то!

Попросила я у Лели Запасные варежки, Говорит:

– Смеетесь, что ли, Надо мной, товарищи? Берегу их три недели, Чтоб другие их надели?!

Вдруг девчонка, лет восьми, Говорит:

– Возьми, возьми. – И снимает варежку С вышивкой по краешку. – Буду левой бить пока! – Мне кричит издалека.

Снежный бой! Снежный бой! Здесь и я, само собой! Все в атаку! Напролом! Из снежков метелица…

Хорошо, когда теплом Кто-нибудь поделится.

В защиту Деда Мороза

Мой брат (меня он перерос)

Доводит всех до слез.

Он мне сказал, что Дед Мороз

Совсем не Дед Мороз!

Он мне сказал:

– В него не верь! —

Но тут сама

Открылась дверь,

И вдруг я вижу —

Входит дед.

Он с бородой,

В тулуп одет,

Тулуп до самых пят!

Он говорит:

– А елка где?

А дети разве спят?

С большим серебряным мешком

Стоит, обсыпанный снежком,

В пушистой шапке дед.

А старший брат твердит тайком:

– Да это наш сосед!

Как ты не видишь: нос похож!

И руки, и спина! –

Я отвечаю:

– Ну и что ж!

А ты на бабушку похож,

Но ты же не она!

Наступили холода

Ветер на терраске,

Холодно в коляске!

На Андрейке – телогрейки,

Кофты, рукавицы,

Полосатый шарф Андрейке

Принесли сестрицы.

Он сидит, едва дыша,

В телогрейке пёстрой.

Как на полюс, малыша

Снарядили сестры.

– Привыкай и к холодам!–

Объясняет Света. –

И зима приходит к нам,

А не только лето.

Все нет зимы

Ночью снятся нам сугробы. Ночью с гор несёмся мы… Покатайся тут попробуй – До сих пор всё нет зимы!

Я чинить умею сани, Снега сделать не могу, А у нас по расписанью Завтра игры на снегу.

Всё готово для пробега, Не хватает только… снега!

За цветами в зимний лес

Никому не верится: Чудо из чудес – За цветами дéвица Ходит в зимний лес.

Он стоит не в зелени, Как в июльский зной, Он, снежком побéленный, Блещет белизной.

Но смеётся девица: – Если вам не верится, Показать могу Яркий кустик вереска Прямо на снегу.

Летом он не ценится, – Скромное растеньице. Но зато как весело Увидать самой Огонёчки вереска На снегу зимой!

Злодейка – Зима

Злодейка-зима набирается сил, Как грянул Мороз, никого не спросил!

Явился в столицу товарищ Мороз, Прохожих торопит, доводит до слёз.

В школу идём по морозцу пешком, Шапки-ушанки покрыты снежком.

Что может быть лучше январской поры! На лыжах, на санках несёмся с горы.

Любому мальчишке Мороз нипочём. Не зря он считает себя москвичом!

Чтоб не было больше зимы

Я знаю, что надо придумать, Чтоб не было больше зимы, Чтоб вместо высоких сугробов Вокруг зеленели холмы.

Смотрю я в стекляшку Зеленого цвета, И сразу зима Превращается в лето.

Снежная баба

Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную лепили.

Снег февральский, слабый-слабый, Мялся под рукой, Но как раз для снежной бабы Нужен нам такой.

Нам работать было жарко, Будто нет зимы, Будто взял февраль у марта Тёплый день взаймы.

Улыбаясь, как живая, В парке, в тишине, Встала баба снеговая В белом зипуне.

Но темнеет – вот досада! – Гаснет свет зари, По домам ребятам надо, Что ни говори!

Вдруг нахмурилась Наталка, Ей всего лет пять, Говорит:

– Мне бабу жалко, Что ж ей тут стоять? –

Скоро стихнет звон трамвая И взойдёт луна, Будет баба снеговая Под луной одна?!

Мы столпились возле бабы, Думали – как быть? Нам подружку ей хотя бы Нужно раздобыть.

Мы не ели, мы не пили, Бабу новую слепили.

Скоро стихнет звон трамвая И взойдёт луна, Наша баба снеговая Будет не одна.

Зимняя прогулка

Бегу на лыжах по лесу, Бегу, бегу, За мной вдогонку полосы Бегут в снегу.

Бегу на лыжах по лесу, То я влечу в сугроб, То вдруг ледышка по носу Меня легонько хлоп!

То на пенёк напорешься – Случается в пути. Бегу на лыжах по лесу, Вдруг слышу:

– Пропусти!–

Девчонка долговязая Кричит:

– Ой, догоню ! – Как будто бы обязан я Ей уступать лыжню.

Мы стукаемся лыжами, И, в снег столкнув меня, Она вопит обиженно: – Дорогу, размазня!

Дорогу начинающим! (И сердится она) Доказывает лыжница: Мол, не её вина, Что лыжи быстро движутся, Причём же здесь она?

Я весь в снегу до пояса, Но смех меня берёт, Бегу на лыжах по лесу, Бегу вперёд.

За мной вдогонку полосы Бегут в снегу, Бегу на лыжах по лесу, Бегу, бегу.

Каток

Отложи, читатель, книжку, Отдохнём с тобой часок. Мы возьмём коньки под мышку – И вприпрыжку на каток!

Весь каток в огоньках, Весь каток, Сколько ног на коньках, Сколько ног!

Все твердят:

–Чудный лёд! Чудный лёд! А тебе не везёт! Не везёт! Ух! Не везёт: Бух – и на лёд!

Лучше скинь коньки, Косолапенький!

Пурга

Лежали тихие снега. Вдруг как пошла Крутить пурга!

Всё замело, Заволокло, Исчез мой дом, Моё село…

И только снег Передо мной Встаёт Расплывчатой стеной.

Мне не пробиться Сквозь пургу, Я в заколдованном Кругу.

Ни зги не видно И вблизи, Я как слепая,– Хоть ползи!

Настала ночь Вокруг меня, Настала ночь Средь бела дня.

Расставив руки, Как слепец, Я двигаюсь вперёд… Но вот светлеет Наконец, Слабее Ветер бьёт,

И удаляется пурга, Раскинув белые стога.

После снегопада

Блещет после снегопада Ёлок белая громада. Но склонились Ветки ёлок: Не под силу Снежный полог.

Гнутся вниз Под тяжкой ношей… Мчится лыжник По пороше – Паренёк один Хороший.

Вмиг домчался он До цели. Лыжной палкой Еле-еле Дотянулся он До ели.

Отряхнул от снега ветку И опять вперёд, в разведку.

Зимний сон

Мне ночью снились горы… Высокая гора, Та самая, С которой Катались мы вчера.

Мы до деревни ближней Неслись по целине, И ночью снег И лыжни, Блестящий снег И лыжни Всё время снились мне.

Автор статьи : Валентина Киденко

Источник : https://azbyka.ru/deti/agnija-barto-horosho-kogda-teplom-kto-nibud-podelitsja

07.02.2019 14:19


Рекомендуем курсы ПК и ПП