СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Активизация познавательной деятельности школьников на уроках английского языка посредством применения информационно-коммуникационных технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание системы работы учителя английского языка

Ткешелашвили Эвы Омариевны.

«Активизация познавательной деятельности школьников на уроках английского языка посредством применения информационно-коммуникационных технологий»

На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особое значение связи с потребностью общества в образованных и эрудированных людях, способных к самостоятельному осмыслению и мышлению. Поэтому мною неслучайно был сделан выбор в пользу использования ИКТ на уроках. Мы живём в мире информационных технологий, без которых уже просто невозможно представить жизнь обыденного человека, и, кроме того, сам образовательный процесс. В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования и интеллектуального труда.

Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу необходимо активно использовать современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ на уроках формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков английского языка (и не только этого предмета), повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников. Условием возникновения опыта стало также улучшение материально-технической базы школы. В моём кабинете установлены и максимально эксплуатируется: проектор, ноутбук, аудиосистема, ноутбуки учеников.

Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Маклин в своей статье "Компьютеры в школе” пишут: “Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания”.

Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

Мне, как и любому учителю хотелось бы, чтобы все мои ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках. Но подчас приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Это как раз те случаи, когда у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Поэтому мною была сформулирована следующая гипотеза: использование интерактивного комплекса и информационно-коммуникационных технологий обучения способствует активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности школьников в образовательном процессе.

Вот почему я поставила перед собой цель - способствовать формированию познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка путём использовании информационно-коммуникационных технологий. Данная цель не является быстро достижимой, поэтому для ее решения были сформулированы следующие задачи:

1. изучить теоретический и методический материал,

2. подготовить обучаемых средствами ИКТ к самостоятельной познавательной деятельности

3. формировать устойчивый познавательный интерес;

4. создать систему методов и приёмов использования ИКТ на уроках английского языка, направленных на формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Практическая значимость моего педагогического опыта заключается в предложении конкретных методических рекомендаций для работы на уроке, а именно создании нестандартных ситуаций, постановке проблемы для самостоятельного нахождения решения учащимся.

Перспективность опыта обусловлена возрастающим интересом к информационно-коммуникативным средствам как средствам обучения и активизации познавательной деятельности учащихся.

Концептуальность педагогического опыта заключается в слиянии двух идей: в активном использовании ИКТ и развитии познавательной деятельности учащихся.

Самыми оптимальными и эффективными средствами являются задания проблемно-поискового, сравнительно-сопоставительного и игрового характера, так как они стимулируют творческую, исследовательскую деятельность учащихся и расширяют их кругозор.

Неоценимую помощь мне оказали коллеги-единомышленники из многих регионов страны, с которыми меня сближают учительские порталы «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/, «Методисты» http://metodisty.ru/ и «Портал для учителей английского языка» - EnglishTeachers http://www.englishteachers.ru/, Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" http://moi-mummi.ru/. Мне интересны проблемы образования, которые обсуждаются на форумах; хочется знать, чему учат в мастер-классах, какими новыми общеобразовательными технологиями делятся участники портала. Хотелось посмотреть, как работают другие, поучиться у них мастерству, попробовать себя.

Первые шаги в освоении и использовании ИКТ на уроках английского языка начались с использования в работе различного рода презентаций, подготовленных как мною, так и учащимися. А также готовых компьютерных приложений к учебнику Spotlight, позволяющих закреплять лексические единицы, их произношение, правописание, перевод с английского на русский и наоборот. После их использования стало очевидным, что те классы, с которыми мы перешли на данный учебник и стали использовать данное приложение, значительно увеличили объем словарного запаса. Повысился интерес к предмету у слабых учащихся.

Очень содержательным является фонетический, лексический и грамматический мультимедийный справочник мульти тренажер - «Профессор Хиггинс. Английский без акцента!». План занятий собран по типу «от элементарного — к сложному» (звуки, фразы, слова, аудиотренинг, диктовка, беседы направленные на определенную тематику, поговорки, скороговорки, стихотворения и рассказы). Программа содержит емкие теоретические материалы (правила, схемы, поясняющие упражнения), словари (всеобщий словарь и словарь омонимов) а также инструкцию читателя. Практика по грамматике организовано на диалоговых упражнениях.

В своей практике я чаще использую тренинг грамматических упражнений, что ученикам дается сложнее. Выполняя упражнения, они имеют возможность увидеть свои ошибки, исправить их, посмотреть справочный материал, и при необходимости пройти тест еще раз. Работая с программой, они учатся не только правильно употреблять те или иные грамматические конструкции, но и овладевают навыками письма на английском языке. Все это, без сомнения, потребуется им в дальнейшей жизни.

В компьютерной программе “BridgetoEnglish” упражнения по лексике и грамматике, диалоги, диктанты, изложения, грамматический справочник и англо-русский словарь – все это сведено в единую обучающую систему, работать с которой легко и удобно. Весь материал направлен на отработку, как лексики, так и грамматики, развиваются навыки вести диалог, монолог, навыки чтения и письма. Но этот курс лучше используется на дополнительных занятиях, а также для индивидуальной работы учащихся.

Презентации на уроке – это прекрасное средство наглядности, которое можно использовать на всех этапах урока: при введении нового материала, закреплении и контроле. Каждый ученик работает активно и увлечённо. Эти задания интересны как старшеклассникам, так и ребятам средних классов. Причем семиклассников я с удовольствием обучаю созданию самих презентаций, т.к. на уроках информатики они по программе это делают позже. В старших классах занимает большое место проектная работа. И использование презентаций улучшает навыки устной практики учеников. Задание подготовить устное высказывание (презентацию) на какую- либо тему позволяет добиваться следующих результатов:

• Ученик получает возможность практики самостоятельной речи

• Остальные ученики получают урок аудирования

• данное задание расширяет кругозор учащихся

• Задание полезно в качестве опыта публичного выступления

• Задание является великолепным поводом для спонтанной дискуссии.

На сайте videouroki.net, я познакомились с информацией по созданию интерактивных учебных пособий во Flash. Я увидела новые возможности для обучения английскому языку. Flash позволяет создавать интерактивные фильмы, работая с которыми учащиеся переходят к их различным частям, перемещают объекты, заполняют анкеты и формы и т. д. В моем активе пока еще не очень много таких пособий, они требуют кропотливой работы, но они того стоят. Научившись работать с программами MovieMaker и CamtasiaStudio, я смогла усовершенствовать и презентации. Видео в отличие от презентаций имеют больше преимуществ: воздействие не только на визуалов, но и на аудиалов, новые возможности для вариативности на уроке, возможность предоставления объяснения для индивидуального просмотра.

В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность Интернета в процесс обучения иностранному языку. Я считаю, что использование Интернета на уроках не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего, как я полагаю, необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

- электронную почту (e-mail);

- телеконференции (usenet);

- видеоконференции;

- возможность публикации собственной информации, создание собственной

домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

- доступ к информационным ресурсам:

- справочные каталоги (Yahoo!,InfoSeek/UltraSmart, LookSmart,

Galaxy);

- поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler,

Excite);

- участие в различного рода конкурсах и олимпиадах;

- разговор в сети (Chat).

Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке, во внеурочной деятельности и при подготовке домашних заданий. У учащихся есть возможность послушать информацию, предоставляемую носителем языка, это тренирует навыки аудирования, много полезной информации есть о стране изучаемого языка, наглядный материал, различные справочники и словари. Умение пользоваться Интернетом необходимо в современном мире. Поэтому общение с учащимися по электронной почте, обмен заданиями – ответами стало востребованным на сегодняшний день. А использование электронного словаря на уроках в слабых классах старшей ступени дает хорошую мотивацию к работе.

Бесспорно, Интернет представляет собой мощнейший источник аутентичных текстов и других материалов, благодаря чему учащиеся не только имеют возможность улучшить свои языковые навыки и речевые умения, а также повысить свою уверенность в использовании языка как средства получения и обработки информации и общения, т. к. при успешной организации работы с подобным источником учащиеся осознают сложность выполненной ими задачи в отличие от учебных, искусственно создаваемых ситуаций. Часто работаем на сайтах: http://www.teachingenglish.org.uk, http://learnenglishteens.britishcouncil.org,,http://www.engames.eu, http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/, busyteacher.org, engvid.com.

Повышением положительной мотивации учащихся в изучении английского языка стало и участие в Интернет – олимпиадах и конкурсах. В прошлом учебном году 10 человек, учащиеся 8-х классов приняли участие в дистанционной викторине «The spirit of the Christmas» по английскому языку на сайте «Фактор роста». Это было наше первое участие в такого рода олимпиадах, но и оно принесло нам 4 место по России.

Проектная работа учащихся - это наиболее эффективная деятельность ребят во внеурочное время. Но её эффективность в полной мере зависит от организации и координации со стороны учителя.

Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности школьников. Только с помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, работой с аутентичной литературой самого разного жанра, аудирования оригинальных текстов, записанных носителями языка. Это, пожалуй, наиболее эффективная возможность формирования социокультурной компетенции на основе диалога культур.

В Интернете учащиеся и учителя могут найти любую необходимую для проекта информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру; о текущих событиях в разных уголках мира и реакцию людей на эти события; об экологической ситуации в разных районах мира; о национальных праздниках; статистические данные по самым разнообразным вопросам и т.п.

К сожалению, готовые программы очень часто не отвечают ожиданиям конкретного учителя. Используя этот материал, ему приходится “подстраивать” его под свой класс, учебник, часто прибегая к искусственным приемам, не соответствующим логике урока. Полностью требованиям учителя могут отвечать электронные ресурсы, созданные самим педагогом. Они создаются для конкретного урока, учитель сам решает, какой объем своих “полномочий” делегировать компьютеру. Большим подспорьем в этом для учителей является недавно созданная программная среда "LearningApps.org", где мы можем создавать учебные пособия, тренажеры, игры, проверочные упражнения по разным предметам и темам. Формат этих заданий: соотнесение, классификация, заполнение (таблица, кроссворд), выбор (викторина, «Кто хочет стать миллионером?»), онлайн-игры. Есть возможность использовать видео и аудио файлы, что делает задания более наглядными. То, что у учителя есть возможность наполнять эти упражнения именно тем материалом, который ему необходим, для конкретного класса и конкретной ситуации, то, что это занимает немного времени, а также занимательная форма подачи для учеников, делает эти пособия не заменимыми в современных условиях. К созданию пособий я активно привлекаю учеников, они с удовольствием придумывают кроссворды, задания в форме пазлов и многое другое. К сожалению, ответы, практически, ко всем учебникам размещены в Интернете, и если ученик знает, что его знания будут проверять формально на уроке, то соблазн списать, а не упражняться, очень велик, даже у способных учеников, поэтому неравнодушному учителю нельзя работать только по учебнику.

Помочь выявить реальный уровень знаний также может создание тестов в программе Testpro. Это также очень удобная программа, не затрачивающая много времени. Она позволяет составлять тесты в разных форматах: «верно-неверно», «соотнести», «вписать краткий ответ» и др. Ребята сразу же видят результат в процентах, оценку и неправильные ответы, а учитель через сервер получает результаты каждого ученика к себе на компьютер. Программа экономит время как на уроке: ученикам не приходится делать лишних записей, так и после урока: учителю не требуется время на проверку, исключается возможность ошибки или предвзятости при проверке.

Как руководитель методического объединения учителей иностранных языков я стараюсь делиться опытом со своими коллегами и обучать их работе с данными средствами ИКТ, выступаю на педагогических советах (май 2012 г. «Информатизация образовательного пространства как интегрирующий компонент в системе учебно-воспитательного процесса»).

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Современные компьютерные технологии проникли во все области нашей жизни, в том числе и в образование. Я, как учитель английского языка могу найти в средствах ИКТ не только способ достижения цели обучения иностранному языку учащихся разного возраста, но и выгодные варианты представления творческих идей. Конечно, используемые ранее формы и методы остались актуальными, но теперь к ним добавились новые с применением ИКТ. Применение современных технологий на уроке меняют отношение учащихся к предмету и учителю, повышают познавательный интерес и мотивацию, позволяют интенсифицировать процесс обучения и как следствие повысить качество обучения.

2010-2011 уч. г

2011-2012 уч. г

2012-2013 уч. г

5 А

58%

60%

64 %

5 Б

67%

70%

72%

6 А

82%

85%

90%

6 Б

54%

58%

62%

6 В

28%

32%

33%

6 Г

50%

54%

64%

7 Б

78%

84%

85%

9 А

51%

10

69%

11

71%

9 Б

53%

11А

64%

10А

73%

11Б

45%

10Б

46%

57,8%

62%

66%

Результаты за 2012-2013 уч. г средний балл ГИА-4, ЕГЭ-85.

Таким образом, использование ИКТ на уроках позволяет мне, как учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки, повышать профессиональный уровень, расширять кругозор. А самое главное, позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером и путем ориентации его на успех. Это дает возможность усваивать и систематизировать базовые знания по предмету, формировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации становиться не только учитель, но и сам ученик.

Литература:

Биболетова М. З. Мультимедийные средства как помощник УМК “EnjoyEnglish” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. Пер с англ. / Под ред. В. В. Рубцова. – М.: Прогресс, 1988. – 336с. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера (в вопросах и ответах). СПБ., 2001. Карпов А. С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159. Петрова Л. П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени. ИЯШ,№5, 2005 Потапова Р. К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2004. Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. ИЯШ, №3, 1999 Телицина Т. Н., А.Ф. Сидоренко Использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, №2. 2002. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, №5, 1997г с. 40-41. Levy M. Computer-assisted Language Learning: Context and Conceptualisation. Oxford: Clarendon Press. 1997 Windeatt S. The Internet. Resource book for teachers. Oxford University Press. 2000.

29.11.2015 00:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!