СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии.

Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся заключается в развитии их творческих способностей. Из психологии известно, что способности человека, в том числе и учащихся, развиваются в процессе деятельности. Способом развития познавательных способностей учащихся является умелое использование таких методов и приемов, которые обеспечивают высокую активность учащихся в учебном процессе. Методы и приемы активизации, которые использует учитель, должны учитывать уровень познавательных способностей учащихся, так как непосильные задания могут подорвать веру учащихся в собственные силы и не дадут позитивного эффекта. Поэтому система работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся должна выстраиваться с учетом поступательного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей учащихся, развития их мышления. В процессе учебы ученик осуществляет различные действия, в которых проявляются различные психические процессы: ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти и т.д. Поскольку из всех познавательных психических процессов ведущим является мышление, то можно сказать, что активизировать деятельность учащихся – значит активизировать их мышление. Вместе с тем нужно помнить, что без желания учащегося учиться все старания учителя не дадут ожидаемых результатов. Из этого следует вывод, что нужно формировать мотивы обучения, главным из которых является интерес к предмету.

Современная психология и педагогика доказывают, что в процессе обучения учащийся не просто воспринимает, осознает, запоминает, но и выполняет сложную систему умственных действий, направленных на освоение знаний. Чтобы вызвать у обучающихся познавательный интерес к новому учебному материалу, нужно использовать разнообразные методические приемы: создание проблемной ситуации, прием новизны, значимости, динамичности, исследовательский прием и др. Все они пробуждают любознательность и познавательный интерес и могут быть использованы на всех этапах изучения учебного материала.

Познавательная активность учащихся повышается, если учителю удается создать так называемую проблемную ситуацию вначале изучения нового материала:

Почему происходит такое явление?

Как можно объяснить этот факт?

При таких условиях обучающиеся на протяжении урока, слушая объяснения учителя, активно будут искать ответы на вопросы.

Проблемные ситуации особенно часто возникают во время проведения экспериментов, наблюдений, выполнения различных практических заданий.

Вызвать познавательную активность у учеников можно при условии хорошо продуманной и обоснованной системы обучения. Важную роль в этой системе играют самостоятельные работы. В заданиях для самостоятельной работы важно четко определить степень их сложности, а также самостоятельности практических действий и мышление учеников. В этой связи, большое значение имеет именно формирование вопросов и заданий, что может по-разному повлиять на проявление активности учеников и в разной степени стимулировать формы их умственной деятельности.

Во время составления заданий необходимо, чтобы в самостоятельных работах использовались такие важные формы умственной деятельности, как сравнение, сопоставление, обобщение, нахождение причинно-следственных связей. Для четкой организации самостоятельной работы учитель должен разработать систему заданий поискового характера по теме, предусмотреть их постепенное усложнение и повышение уровня самостоятельности учащихся во время выполнения этих заданий.

В условиях, когда объем знаний и скорость их обновления постоянно увеличиваются и часть информации устаревает, понятно, что овладение новыми знаниями требует воплощение прогрессивных методологий обучения. Еще одной из причин, которая заставляет активизировать усилия, направленные на реформу всей системы обучения и изменения её технологии, является низкая познавательная активность учащихся.

Наиболее эффективным обучение станет тогда, когда ученик проявит максимальную активность, а учитель – активнее начнет пользоваться ролью консультанта и организатора учебного процесса.

Как учитель в своей практической деятельности я постоянно исследую, ищу ответы на вопросы:

- Каким должен быть урок?

- Как его провести, организовать, чтобы получить максимальную отдачу?

- Как добиться качественных знаний и умений, использования их в повседневной жизни?

Существует много новых форм и методов обучения. На своих уроках я стараюсь объединить традиционные и инновационные методы обучения, использую основные дидактические принципы Я.А. Коменского.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Научность и доступность

Сознательность, активность, самостоятельность

Дифференцированный подход к личности

Воспитывающее обучение

Целостность знаний и умений

Наглядность

Систематичность и последовательность

Связь теории с практикой

Развитию познавательной активности учащихся на уроках химии способствуют лабораторные исследования, практические работы, семинарские занятия.

Итак, четкость и глубина изучаемого материала, поурочная самостоятельная работа по изучению информационных блоков становится привычной для учащихся, помогает им овладевать крепкими знаниями. А радость успеха формирует у воспитанников познавательные возможности и желания расширять и углублять уровень своих учебных достижений.

На уроках химии я чаще всего использую такие интерактивные методы:

  1. Метод «Микрофон»

9 класс.

Тема «Общие свойства металлов».

Вопрос к классу: «В каком виде могут находиться металлы в природе? Почему? Обоснуйте собственный ответ». Передавая «Микрофон», ученики отвечают на вопросы.

10 класс.

Тема «Предельные углеводороды».

Вопрос к классу: «Как вы считаете, изучив строение молекул метана и его гомологов, предельные углеводороды являются химически активными веществами или нет? Ответ мотивируйте».

  1. Метод «Мозговой штурм»

9 класс.

Тема «Растворы».

Вопрос к классу: « Из чего состоит раствор? Как называются вещества, которые растворяют другие, а которые растворяются сами? От каких факторов зависит растворимость? Как называются вещества – соли, которые содержат воду в кристаллическом состоянии? Как называется раствор, в котором при данной температуре вещество больше не может растворяться? Как называется раствор, в котором много растворителя?»

10 класс.

Тема «Ненасыщенные углеводороды».

Вопрос к классу: «Какая общая формула алкенов? Составьте формулы гексена, пропена, октена, пентена. Какую формулу имеет молекула этилена? Какой характер связей между атомами углерода в молекуле ацетилена? Встречаются ли ненасыщенные углеводороды в природе? Почему?»

3. «Метод-пресс»

8 класс.

Тема «Строение твердых веществ. Типы кристаллических решеток». Вопросы: «Какими свойствами должны обладать вещества с атомными, ионными, молекулярными кристаллическими решетками? Приведите конкретные примеры».

9 класс.

Тема «Электролиты и неэлектролиты». Во время урока демонстрируются опыты по электропроводимости растворов: дистиллированной и проточной воды, твердой кухонной соли, её раствора, раствора хлоридной кислоты. Вопросы: «Почему одни из этих растворов проводят электрический ток, а другие – нет?».

Активизация познавательной деятельности учащихся восьмых классов резко возрастает на уроках во время выполнения практических и лабораторных работ. Ученики особенно любят такие уроки, записывают в выводах свои переживания перед проведением различных экспериментов: это может быть и простое нагревание воды в пробирке, и проведение реакций на распознавание веществ. Этот принцип можно поставить на первое место среди других, которые активизируют учеников. Поэтому я стараюсь постоянно сочетать теорию с практикой, закреплять теоретический материал опытами на практике. На протяжении всего времени обучения в восьмом классе у учеников есть желание проводить опыты, предугадывать результаты, а я в свою очередь дополняю увиденное ими при помощи химической символики, подталкивая тем самым детей к овладению теоритическими знаниями. Опыты могут проводиться фронтально, по группам и индивидуально. В девятом классе практические занятия начинаются практически сразу и также становятся стимулом для обучения. В десятом и одиннадцатом классах учебной программой предусматривается значительно меньше опытов, но больше внимания уделяется разнообразным упражнениям, задачам, проблемным вопросам. При проведении практической работы «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ» учащиеся десятого класса решают проблемные вопросы, которые нельзя решить, не владея теорией.

Основная функция самостоятельной работы заключается в том, чтобы обеспечить активную познавательную деятельность учащихся в овладении знаниями и способами деятельности, формировании мировоззрения, развитии интеллектуальных и моральных качеств учащихся.

Самостоятельная работа на уроках химии может выполняться в виде упражнений, лабораторных работ, экспериментальных задач, нахождения решения проблемных вопросов, решения расчетных задач. Я использую разнообразные активные методы обучения для достижения данной цели. Это может быть «метод удивления», «заманчивой цели», «отсроченной отгадки». Например, в восьмом классе при изучении темы «Химические уравнения», использую вначале метод «цепочки», в котором принимают участие все учащиеся, затем следует проверка домашнего материала самими учениками.

Кроме использования различных интерактивных методов для активизации познавательной деятельности учащихся, я использую на уроках технологии ситуативного моделирования, а именно дидактические игры. Игра – это не только творчество, но и большой труд. Каждая игра проходит по определенной схеме. Сюжетно- ролевые игры соединяют в себе знания не только по химии, но и по другим дисциплинам. Примерами таких игр являются «судебные заседания», диспуты, пресс- конференции, деловые игры. Игровые технологии использую с целью развития логического мышления у учеников, поддержания интереса к изучению предмета, желания обучаться, самостоятельно повышать уровень знаний, развивать умение видеть взаимосвязь химии с другими дисциплинами. Игровые методы использую во время изучения нового материала, проверки домашнего задания, обобщения знаний. Так после изучения валентности предлагаю учащимся найти ошибочно определенную валентность в формулах:

II II IV II II II V II V II III II IV II

CuO, SiO2, ZnO, SO3, Cl2O7, MnO2, CO

Когда учащиеся изучили оксиды, предлагаю составить формулы оксидов, используя геометрическую фигуру, которая разделена на секторы с символами элементов, стоящими рядом по вертикали или горизонтали.

Са

O Al2

O3 Ba O

K2 O Fe2 O3

А детская игра «крестики-нолики» превращается в химическую игру после темы «классификация оксидов», где двум ученикам необходимо соревноваться между собой, зачеркивая кислотные оксиды и обводя в круг – основные.

CO2

MgO

P2O5

Fe2O3

CaO

SO3

BaO

Cl2O7

NO2

Al2O3

SiO2

K2O

После изучения формул кислот использую игру «кислотные часы», где вместо цифр размещены кислотные остатки и атомы гидрогена. Ученики не только повторяют материал по теме, но и записывают время, которое показывает та или иная кислота. Вместе с часами использую «химическое колесо» для составления формул солей.

Использование ребусов, кроссвордов, сканвордов занимает отдельное место на уроках. Даю дополнительное задание на итоговых уроках самостоятельно придумать кроссворд на определенную тему. Как пример:

2.

4.

3.

5.

1.

О

К

С

И

Д

  1. Единица измерения «количества вещества».
  2. Мельчайшая частичка вещества,

сохраняющая его свойства.

  1. Ar(R) = 31, R – ?
  2. Элемент, проявляющий в формулах постоянную валентность -III
  3. Число, показывающее количество атомов в

химических формулах.

На уроках даю задания найти элементы названые в честь стран, частей света, мифических персонажей. Придумать сказку про «соседние элементы» или «элементы – дальние родственники». Такие задания подбадривают детей, помогают им в изучении символов элементов, развивают зрительную память.

При прохождении темы «Горение» вспоминаю легенду, по которой Архимед уничтожил вражеский флот своей придумкой. В чем она заключалась?

Во время изучения темы «искусственные волокна» в 11 классе рассказываю про синтез искусственного шелка химиком Кардене, про демонстрацию изделий из него на Парижской выставке в 1889 году и внезапную остановку производства шелка после этого. Почему?

Во время проведения обобщающих уроков можно использовать такие игры, как КВН или «Первый миллион». Активизацию познавательной деятельности учеников побуждают тренировочные игры такие как: «Химическая змейка», «Эстафета», «Кто быстрее», «Кто лишний», «Верю – не верю».

Обобщающие уроки я провожу в форме путешествия: «Путешествие в страну Алканию», «Остров неорганических веществ», «уроки – пресс конференции», «уроки – исследования».

Категория: Химия
13.12.2015 18:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!