СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы организации музыкальной деятельности как средство качества образовательной деятельности. Творчество на музыкальных занятиях ( из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Активные методы организации детских видов деятельности как средство повышения качества образовательной деятельности»

Из опыта работы «Творчество на музыкальных занятиях»

«Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка».

Для начала определим само понятие творчества. Рассмотрим три варианта:

  1. «Создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» («Словарь русского языка» С. И. Ожегова);
  2. «Творение, созидание, деятельное свойство» («Толковый словарь русского языка» В. И. Даля);
  3. «То, чего нет, но что может быть, если приложить усилия» (педагог и художник Василий Максимович Евлаков).

Развитие творческих задатков у дошкольников – задача, не теряющая актуальности. Ведь общий уровень развития самых разных сфер нашего общества во многом зависит от того, насколько подрастающее поколение сможет овладеть способами творческой самореализации. Крайне важно предоставить им возможность самовыражаться, мотивировать на творчество.

Выделяют два вида творческой деятельности:

1) действие стандартизировано, по личной инициативе возможно внедрение творческого изобретения;

2) выполнение действия требует постоянной готовности к творчеству из-за обилия нестандартных ситуаций.

Существуют определенные упражнения, позволяющие проверить степень выраженности творческого начала у человека.

  • Практика для педагогов

Задача: «Изобразить на листе бумаги пять кругов»

1 уровень – репродуктивный (воспроизведение прототипа идёт без изменений, творчества нет);

2 уровень – репродуктивно-творческий (изменение прототипа достигается за счёт цвета или формы, творчество присутствует в минимальном количестве);

3 уровень – творческо-репродуктивный (изменение прототипа достигается за счёт комбинирования отдельных свойств, результат – новый образ);

4 уровень – высший-творческий (достигается за счёт новых свойств действий).

Как мне кажется, для раскрытия темы музыкального творчества больше подойдет понятие «креативность». Несмотря на то, что термины «творчество» и «креативность» очень близки, они не тождественны.

Творчество

Креативность

Творческий потенциал заложен в мозге каждого человека, но для творчества требуется формирование стандартных навыков и знаний, поэтому проявление творчества наблюдается у ограниченного количества людей.

Творчество-удел гениев.

Личное качество человека, формируется за счёт влияния социальной среды. Человек вкладывает творческое начало во все виды деятельности.

Креативным может быть каждый человек.

Детское творчество – не привилегия одарённых детей, оно всегда рядом, здесь и сейчас, в каждом виде детской музыкальной деятельности. Поделюсь своим опытом мотивирования детей на проявление креативных свойств личности в разных видах музыкальной деятельности.

Творчество начинается с первой минуты занятия, с «Приветствия». Оно настраивает детей на позитив, создаёт атмосферу доброжелательности, способствует формированию коммуникативных навыков. В игровой непринуждённой обстановке решаются многие задачи, связанные с ритмом или интонированием, но главное – это мотивация к творчеству. Если на занятие приходит какой-то герой, я спрашиваю: «Как бы он с нами поздоровался?», и дети самостоятельно придумывают и пропевают варианты. Если за окном дождь, я озадачиваю детей: «Как бы с нами поздоровался дождик?» и получаю от них массу песенных идей. Всем хочется проявить себя.

Безусловно, легкость импровизации пришла не сразу. На занятиях дети поэтапно узнавали о средствах музыкальной выразительности (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко, плавно-отрывисто), способной ярко передать музыкальный образ. А упражнения и творческие задания способствовали постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса и чистоты интонации. Результаты меня очень радуют – постепенно к детям пришла уверенность и тяга к песенному творчеству, они не боятся ошибиться, проявляют энтузиазм.

В таком виде музыкальной деятельности, как «Детское исполнительство», также необходимо уделить время песенной импровизации. На первом этапе, в младших группах, используется эпизод «Знакомство», когда дети с удовольствием пропевают своё имя. На втором этапе важно нацелить малышей на создание своих мелодий. Здесь отлично подойдут различные звукоподражания (тиканье часов, бой барабана), имитация голосов (кукование кукушки, мяуканье кошки), передача голосом настроения персонажей (котик выздоровел – заболел). Хорошо работают певческие переклички: «Лена, где ты?» - «Я здесь». На третьем этапе можно попробовать сочинить мелодию на заданный текст (стихи А. Барто). А уже к подготовительной группе дети способны самостоятельно сочинять мелодии в заданном жанре. Такие песенные импровизации придумываются на слоги: тра-та-та – марш; а-а-а – вальс; ля-ля – полька; пение с закрытым ртом м-м-м – песня. Эта работа способствует развитию позитивного самоощущения, повышает уверенность в себе.

При работе с «Восприятием» дети знакомятся с произведениями разного жанра и характера, учатся выражать испытываемые чувства. Для облегчения понимания музыкального произведения после повторного слушания я предлагаю выполнить различные творческие задания. После того, как общими усилиями определяется характер музыки, каждый ребенок получает возможность высказать свои идеи. Например, дети определили веселый, бодрый, танцевальный характер музыки. Ваня придумал интересный ритмический рисунок хлопками. Алина говорит: «Это музыка-танец, она веселая и танцевать её надо легко и весело». Я мотивирую детей: «А можно увидеть, как именно нужно танцевать?» И вот полька получает новую интерпретацию в движениях детей. Один за другим ребята включаются в танец. Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.

Слушая произведения из Детского альбома» П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» и «Полька», дети сами включаются в танцевальные импровизации, придумывая композиции для игрушек. Я обратила внимание, что далеко не все готовы к танцевальным импровизациям. Многие не могут раскрепоститься, выразить себя в движении, большинство повторяют за другими. В этом направлении есть над чем потрудиться.

При восприятии музыкального произведения я часто использую пластическое игровое интонирование – исполнительское участие рук, корпуса, наклонов головы при воссоздании пульса музыкального произведения, его темпа, ритма. Широко использую образные танцевально-двигательные движения: если музыка громкая – размах движений крупный, если музыка затихает – амплитуда движений более мелкая. Таким образом, дети ощущают музыку в движении, что побуждает их активно проникать в исполнительские возможности.

Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества я использую сюжетный танец. Так создаётся игровая ситуация, дети получают возможность перевоплотиться в любого персонажа. Однако, здесь необходим определённый запас танцевальных движений.

Подобные танцы всегда присутствуют на наших праздниках, и это требует большой подготовительной работы. Предварительно мы с детьми разбираем образы героев, составляем танцевальные композиции. Я предлагаю им выбрать музыку и завершаю композицию танца, учитывая их предложения. А на утренниках все видят танцевальный шедевр, творческое самовыражение детей. В этом виде деятельности очень важен процесс, ребёнок осознаёт, что он может многое.

Очень действенным методом в развитии творческих способностей является «Игра на музыкальных инструментах». Работа над элементарным музицированием дает мне возможность экспериментировать, по-новому взаимодействовать с ребенком. Я предлагаю следующие творческие задания:

  • озвучивание стихотворений, сказок;
  • озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;
  • сочинение собственных рассказов и их озвучивание.

С огромным удовольствием дети озвучивают сказки–шумелки, самостоятельно подбирают инструменты и способы звукоизвлечения. Важно активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука и громкости звучания в зависимости от содержания текста.

На музыкальных занятиях даю возможность играть не только на музыкальных инструментах, мы используем и ритмические палочки, и пластмассовые стаканчики, с помощью которых можно развивать ритмическое творчество. Уже к средней группе дети сами могут придумывать ритмические рисунки, используя палочки или стаканчики. В игре они задают ритм, дети его повторяют и передают стаканчики по кругу. Тем самым постепенно накапливается опыт в ритмических импровизациях, развивается координация движений, внимание. Всё это в дальнейшем облегчает работу над танцевальными постановками.

Для себя я сделала вывод, что самое главное в творчестве – это создавать поисковую активность во всех видах музыкальной деятельности, учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиски. Обучение через творчество способствует развитию креативности, которая заложена в каждом ребёнке. Работая в этом направлении, я отмечаю, как у детей появляется способность оценивать свой творческий результат, растет уровень мотивации к учебной деятельности, повышается самооценка.

11.03.2022 10:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!