СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Уголки».
Этот прием можно использовать после чтения текста в классе, после лекции, после просмотра фильма на какую-то дискуссионную тему, которую учащимся предстоит рассмотреть. Суть приема заключаются в самом буквальном отстаивании учащимися определенной точки зрения и привлечении действенных аргументов для ее защиты. Уголки также поощряют внимательное отношение к тому, что говорят другие, и предусматривают возможность изменить свое мнение, если мысли оппонентов звучат достаточно убедительно.
1. Определите, какие точки зрения могут выдвинуть ученики данному вопросу, важно всегда давать учащимся несколько точек зрения, на выбор. Сформулировать возможные точки зрения учитель может сам, заранее или учащиеся определяют их непосредственно на уроке, методом мозговой атаки. Попросите теперь учеников написать за три минуты некое произведение в защиту своей точки зрения, используя аргументы, которые они сочтут наиболее убедительными и привлекательными.
2. Когда они закончат писать, попросите тех, кто поддерживают первую точку зрения, пройти в один угол классной комнаты, тех же, кто поддерживают вторую позицию, идут в другой угол комнаты. Те, кто не имеют выраженного мнения по этому поводу, могут собраться в центре или в третьем углу. Если существует еще какая-то четвертая точка зрения, это группа также должна найти для себя место в помещении. Теперь, в течение следующих пяти минут члены каждой группы должны обменяться друг с другом своими записями, обсудить вслух все аргументы, которые они выдвинули в защиту своей точки зрения. Кроме того, группа должна выбрать одного или двух ораторов, которые будут представлять точку зрения группы в формальных дебатах, которые сейчас состоится.
3. Пригласите участников к дебатам, предложив одной из сторон заявить свою точку зрения и привести главные доводы, которые имеет группа для ее поддержки. Попросите группы сделать это поочередно.
Как только формальное начало дебатам положено, другие члены группы тоже могут быть привлечены к участию в разговоре. Если группам требуется некий подталкивающий момент для
того, чтобы они приняли участие в дебатах, можно задать несколько наводящих вопросов, таких, допустим, как: «Почему вы, члены первой группы, не принимаете точку зрения второй группы? В чем вы с ней не согласны?» или «А вы, не имеющие четкого мнения? Что могло бы подвигнуть вас к выбору более определенной точки зрения?» или «Почему вас, вторую группу, не убеждают доводы, приведенные первой группой?»
Теперь объясните, что некоторые участники дебатов могли уже изменить точку зрения — благодаря только что услышанному. В таком случае, они вправе совершенно свободно поменять группу, причем сделать это разрешается в любой момент. Для этого им достаточно просто физически перейти из группы, где они находятся в группу, с мнением которой они теперь согласны. На самом деле, вы должны поощрять такие переходы — как только у кого-то из участников поменялось мнение. Это возлагает на остальных членов группы дополнительную ответственность, и они постараются подбирать достаточно убедительные аргументы, чтобы не ослаблять группу, а наоборот — привлекать наибольшее количество сторонников. Было бы разумно, чтобы участники дебатов делали пометки, фиксировали свои размышления, когда они слушают других и во время общего обсуждения. Это поможет им позже, когда им придется излагать свою точку зрения по этому вопросу в письменной форме и, затем, ее защищать.
4. Как только дискуссия закончилась, и все уже бесповоротно примкнули к тем группам, чью точку зрения они поддерживают, попросите каждую группу подвести итог, суммировать свою точку зрения и доводы, которые они выдвигают в ее защиту. Затем попросите всех учащихся письменно изложить свою индивидуальную позицию и привести аргументы в ее поддержку. В более сложной письменной работе принимаются во внимание также и доводы противоположной стороны, и выбранная автором позиция защищается с приведением контраргументов.
© 2016, Алямкина Вероника Александровна 725