СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Профессия музыканта – педагога в эпоху коренных социальных преобразований, бурного развития компьютерных технологий утратила свою значимость и популярность. Как показало время, ΙΙ половина XX века для музыкальной культуры и в частности для музыкального образования стала периодом расцвета. При советском общественном устройстве занятие музыкой в качестве профессии, помимо творческого и морального удовлетворения, давало материальный достаток и уверенность в завтрашнем дне. Кризис всех систем жизнедеятельности в «перестроечный» период и формирование нового социума западного образца привели к необходимости изменения вектора всей музыкальной деятельности В современном обществе, в котором стали доминировать материальные ценности, как это ни печально осознавать, важнейшая с социальной точки зрения профессия музыканта - педагога оказалась невостребованной. Сам процесс получения музыкального образования с его длительностью (школа – училище - консерватория), с огромной энергозатратностью и трудоемкостью, в конечном итоге, финансовой непривлекательностью способствовал падению престижа данной профессии и перенаправил потоки абитуриентов в экономически более «выгодное» русло. Но ситуация в средних и высших учебных заведениях оказалась также отражением целого ряда проблем, существовавших в базовой ступени образования - музыкальной школе. Появление новых форм производства и потребления музыки, смещение функций музыкального искусства с воспитательной на креативно - развлекательную заставили заново пересмотреть весь процесс
Задачи, стоящие перед современными музыкантами – педагогами, заметно усложнились и стали гораздо шире той узкоспециальной музыкальной профессиональной подготовки, которую они в свое время получили. Современный преподаватель музыкального класса стал нести колоссальную психологическую, культурно - просветительскую нагрузку. Наши главные трудности в настоящее время заключены не только в умении научить ученика высокопрофессиональному владению инструментом, но и в недооценке этого имеющего социальное значение фактора. Преподаватель музыки на любом инструменте является одновременно и учителем, и воспитателем личности. В связи с этим осуществление такой функции в очень большой степени зависит от человеческих качеств преподавателя, его интеллектуальной образованности, мобильности к получению новых знаний, умеющему применять их согласно возрасту и способностям детей на практике. Проблема индивидуализации методов обучения потребовала от педагогов музыкальных школ более фундаментальных знаний в области психологии, возрастной педагогики, эстетики. Лет 10 тому назад никто не мог бы и предположить, что эти предметы будут так востребованы на практике в музыкальных школах. Обилие разнообразных семинаров, мастер - классов по психологии, педагогике, проходящих в рамках курсов повышения квалификации, появившихся в последнее время, дают тому подтверждение. Компьютеризация сознания современных учеников, повышенные требования в общеобразовательных школах, ориентация на западные стандарты обучения заставляют менять подходы и психологические установки, направленные на организацию учебного процесса. Советский метод принуждения и поощрения («кнута и пряника») лишился своего первого постулата. Интенсивный ритм жизни, перегрузки, всепоглощающее влияние компьютера оказывают сильное эмоциональное воздействие на неокрепшую психику ребенка. Неумение концентрировать внимание в течение длительного времени, повышенная нервная возбудимость ученика,
Современные условия жизни таковы, что наша творческая образовательная деятельность ориентирована на запросы потребителя (родителя и ученика), который в большом процентном соотношении хочет учиться «для себя» и тяжело воспринимает монотонный, строго регламентируемый, построенный на многочисленных повторениях, процесс обучения музыке. Сложность решения этой проблемы заключается в том, чтобы умело сочетать высокопрофессиональные методики прошлых лет, не потерявших своей практической значимости, с инновационно – техническими разработками музыкантов – педагогов, стремящимися модернизировать изжившую себя модель обучения. Чтобы регламентировать этот процесс, в каждой школе создаются программы, адаптируемые к современным условиям. Все теоретические изыскания новых форм и методов ведения уроков проходят обязательную апробацию на практике (экспериментальные программы) и лишь после досконального изучения новаторских подходов подтверждаются документально.
Усложнение задач, стоящих перед педагогами, увеличение объема заполняемой документации в виде программ, методических разработок, конспектов открытых уроков и т. д., «гонка» за баллами для портфолио, интенсивность и насыщенность образовательного процесса и многие другие факторы сформировали новый психотип музыканта – педагога, разительно отличающегося от коллег прошлых лет. Реалии современной жизни диктуют свои правила, учат остерегаться незыблемо твердых методических установок, заставляют перекраивать заново свое мышление. Одним из основных инновационных продуктов, характерных для образования нашего времени, является наличие педагогических портфолио. Сама идея возникновения портфолио направлена на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных и личностных характеристик педагога, нацелена на создание интеллектуально насыщенной творческой среды педагогического сообщества, способной внести весомый вклад в воспитание и развитие творческого мировоззрения современного поколения детей. Все позитивные изменения, связанные с внедрением этой инновации, видны и в настоящее время:
• Появились
• Тесное творческое взаимодействие и высокая интенсивность концертной деятельности на культурно значимых общественных площадках (объекты соцзащиты, школы, музеи и т. д.)
• Повышение профессионально педагогического и исполнительского уровня в результате участия в многочисленных конкурсах и фестивалях.
• Обобщение и передача педагогического опыта через открытые уроки, интернет - конкурсы педагогических и методических работ и т. д.
Но сам процесс прохождения аттестации, жизнь «от портфолио до портфолио» привнесли в жизнь педагогов большую долю нервозности и показали негативную сторону этого процесса. Существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс.
• Ориентация большинства педагогов на натаскивание и подготовку конкурентно способных детей для участия в конкурсах в ущерб комплексному художественному
• Увеличение роста концертов для «галочки», проходящих при пустых залах, игра «для себя».
• Повышает степень напряженности тот факт, что возрастной порог у большинства работающих в музыкальной школе педагогов превышает 45 и более лет. Это люди, которые в свое время прошли жесточайший конкурсный отбор в средние и высшие музыкальные учреждения и пришли в эту профессию в основном по призванию. Многие из них обладают высоким статусом в своих коллективах, накопленным обширным профессиональным педагогическим опытом, воспитали ни одно поколение талантливых учеников. Но в силу давности своего обучения, возрастных причин (состояние музыкальной памяти, утраты гибкости пианистического аппарата и т. д.), например, не могут принимать активное участие в конкурсной исполнительской деятельности, отсутствие которой существенно снижает шанс прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию. Они более болезненно переживают происходящие в образовании перемены, «борьба» за баллы для портфолио, а другими словами, «борьба» за сохранение своей заработной платы для этого контингента создает ситуацию унижения, что не способствует созданию здоровой творческой атмосферы, в которой должен происходить учебный процесс в музыкальной школе. С уходом этого поколения из данной сферы деятельности лет через 10-15 может наступить кадровый профессиональный голод, в результате которого потеряется преемственность поколений и наша страна может лишиться лучшего в мире детского фортепианного образования.
Изменения социально - психологического климата вследствие научно - технических революций, катаклизмов приводят всегда к переоценке ценностей, смене приоритетов и несут в себе и негативные, и позитивные моменты. Кризисное состояние заставляет активизироваться и искать новые пути, формы существования и развития личности.
© 2016, Новичкова Анжелика Николаевна 1294