СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В школьную программу по русскому языку в каждом изучаемом разделе обязательным компонентом введена работа по культуре речи. Это не случайно, т.к. культура речи в жизни общества играет очень важную роль. А язык – один из инструментов этой культуры.
Истинно культурный человек в своей речи не может обойтись кое-каким словом – каждое слово для него ценно и незаменимо, т.к. выражает именно то понятие, о котором идёт речь в конкретном случае.
И прав был А.Твардовский, утверждая
Когда серьёзные причины
Для речи вызрели в груди,
Обычной жалобы зачина
- Мол, нету слов – не заводи.
Все есть слова для всякой сути…
Русский язык так богат и гибок, что позволяет изобразить любую картину, передать самую сложную мысль. Вопрос только в том, умеет ли говорящий пользоваться изобразительно-выразительными средствами родного языка.
Задача учителя и заключается в том, чтобы познакомить учащихся с многообразием ИВС, научить находить их в текстах художественной литературы, определять их роль в создании образов, для понимания идеи произведения, выяснения авторского отношения к изображаемому и использовать их в построении собственной речи. А с введением ОГЭ и ЕГЭ – ещё и подготовить к сдаче итоговых экзаменов.
Проработав в школе много лет, я пришла к выводу, что изучать ИВС так, как даёт нам программа, весьма не эффективно. Почему? Потому, что вся классификация ИВС даётся только в старших классах. Поэтому я посчитала необходимым пересмотреть подход к изучению выразительных средств языка: делать это необходимо не только на уроках по развитию речи, но и на обычных уроках русского языка (сказать про уроки литературы).
Путём проб и ошибок сложилась некая система, которую я зафиксировала в такой таблице. Приведу такой вариант включения ИВС в программный материал по русскому языку.
Класс |
Программа по русскому языку |
ИВС |
5 |
Фонетика |
Ассонанс, аллитерация |
|
Синтаксис и пунктуация Вопросительные предложения Восклицателоные предложения Обращение |
Риторический вопрос Риторическое восклицание Риторическое обращение |
|
Лексика Прямое и переносное значение слов Однозначные и многозначные слова Синонимы Антонимы |
Метафора
Градация. Антитеза, оксюморон |
|
Морфология Имя существительное Существительные одушевлённые и неодушевлённые Число имён существительных Имя прилагательное Глагол
|
Олицетворение
Синекдоха, метонимия Градация, антитеза, оксюморон, эпитет, сравнение
|
6 |
Повторение (Лексика) Морфемика и словообразование Морфология Имя существительное, имя прилагательное, глагол |
ИВС, изученные в 5 классе, и новые: каламбур, перифраз Паронимия Градация, антитеза, оксюморон, эпитет, повтор |
7 |
Морфология Предлог, союз
|
ИВС, изученные в 5-6 классах, и новые: полисиндетон
|
8 |
Синтаксис и пунктуация Порядок слов в предложении Неполные предложения
Предложения с однородными членами
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями
|
Инверсия Эллипсис, умолчание, парцелляция Полисиндетон, асиндетон, ряды однородных членов Риторическое обращение |
9 |
Сложное предложение |
Параллелизм, анафора (единоначатие), эпифора (единоокончание), полисиндетон, асиндетон. период. |
Как я осуществляю это на уроках? Приведу ряд примеров.
При изучении темы «Имя существительное» в 5-м классе задаю вопрос: «Вспомните, что обозначает имя существительное, и ответьте на вопрос: почему имя существительное является одной из самых многочисленных частей речи?» Выслушав их ответы, добавляю, что богатство имени существительного проявляется не только в количественном отношении. Среди существительных мы найдём слова, относящиеся к самым разным группам и разрядам (дети вспоминают изученный материал в теме «Лексика»): слова новые и устаревшие, профессиональные и диалектные, исконно русские и заимствованные, книжные, разговорные, официальные, просторечные, высокие). Используя эти слова в художественном произведении, автор может создать общую тональность текста (высокую, торжественную, непринуждённую и т.д.), может выразить своё отношение к событиям и персонажам, может создать речевую характеристику действующих лиц и т.д.
В процессе изучения темы ребятам предлагаются задания:
1) С помощью толкового словаря определите значение данных ниже слов, их стилистическую и экспрессивную окраску, сферу употребления и т.п. Попробуйте объяснить, с какой целью автор использовал данные существительные, какую роль они выполняют в художественном тексте, какую окраску ему придают.
Лесовик, лешак, леший, кикимора, старуха, старушонка, молодец. извоз, Лиска, Кощеюшко, очи, обедня, чернавка, брег, кафтан, цуг.
2) Прочитайте текст лирического стихотворения из вашего учебника. Найдите в нём ИВС, в которых используются существительные. Объясните их значение и выразительную роль.
Эти знания закрепляются и на уроках литературы. Например:
1) Найдите в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро» противопоставления (антитезы), выраженные именами существительными.
2) Выпишите из этого рассказа несколько сравнений и метафор, выраженных именами существительными.
Глаголы, как и другие знаменательные части речи, используются для построения многих стилистических фигур и тропов. Наиболее часто встречаются глаголы в составе метафор, олицетворений, противопоставлений, градаций, оксюморонов и др. На уроках изучения этой части речи использую для работы следующие упражнения.
Упражнение 1. Найдите в данных текстах глаголы, определите их значение и стилистическую окраску. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.
1. Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать.
Пошло кричать-покрикивать.
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
(Н.А.Некрасов)
2. Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья,
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.
(К.Д.Бальмонт)
Приведу ещё один пример.
При изучении причастия в 7 классе говорю о том, что причастие может использоваться при создании метафор, зпитетов, градаций и др. Примеры упражнений: найдите причастия в текстах; определите их выразительную роль.
1. В общем, битый, тёртый, жжёный,
Раной меченный двойной,
В сорок первом окружённый.
По земле он шёл родной.
(А.Т.Твардовский)
2. Примёрзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький лежу.
(А.Т.Твардовский)
Изучая тему «Союз» в 7 классе, сообщаю учащимся, что в отличие от предлогов, которые не создают самостоятельных ИВС, союзы не только помогают другим частям речи, но и сами организуют две важные синтаксические фигуры: многосоюзие и бессоюзие. Термин бессоюзие, с греч. асиндето, т.е. несвязанное. Это такое построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Бессоюзие усиливает выразительность фразы. Чаще асиндетон используется в поэтической речи. Термин многосоюзие, с греч. полисендитон, означает многосвязное. Это такое построение речи, при котором число союзов между словами увеличено. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает отдельные слова, усиливает общую выразительность речи. Как и бессоюзие, чаще встречается в поэтической речи.
Вопросы и задания для проверки усвоения материала. Примеры распечатываю и использую различные виды работы: фронтально, в парах, группах. Примеры заданий.
1) Какой цели добивается автор путём использования такого приёма, как многосоюзие?
2. Какие чувства лирического героя выражены при помощи многосоюзия в приведённых примерах?
1. Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей… (А.Пушкин)
2. И болотами дышит Фиалка,
И беззвучная кружится прялка,
И прядёт, и прядёт, и прядёт.
Цепенею, и сплю, и грущу,
И таю мою долгую думу,
И смотрю на полоску зари.
И проходят, быть может мгновенья,
А быть может, - столетья. (А.Блок)
Вопросы и задания для проверки усвоения материала.
1) Найдите примеры бессоюзия в строке.
2) Какие качества придаёт бессоюзие поэтической речи?
Примеры
1. Падают, плавятся, льются
Льдинки, втыкаясь в сугроб.
Лужи, как тонкие блюдца,
Светятся около троп. (Н.Заболоцкий)
2. Тени сизые сместились,
Цвет поблекнул, звук уснул;
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул. Ф.Тютчев)
Анализируя примеры, советую детям учиться искусству речи у русских писателей и поэтов, потому что в их произведениях можно найти весь спектр языковых средств и художественных приёмов.
Работа по изучению ИВС, конечно же, продолжается и на уроках литературы. Так, например, в 5 классе при знакомстве со стихотворением «Бородино» провожу урок по развитию речи на тему: «Изобразительно-выразительные средства в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Работу провожу в группах: 5 групп получают по 4 вопроса (всего 20 вопросов). В качестве вступительного слова говорю детям, что М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Бородино» широко использует все виды переносных значений: метафору, метонимию, синекдоху. Особенно выразительна в этом стихотворении синекдоха. Затем даю задания.
Упражнение 1. Найдите в тексте синекдоху. Рассуждайте по образцу.
О б р а з е ц: В предложении «и слышно было до рассвета, как ликовал француз» слово «француз» употребляется как название целого – «французы» (существительное в единственном числе используется вместо существительного во множественном)
Подобную работу на уроке литературы провожу в 6 классе при изучении стихотворения А.С.Пушкина «Узник».
Вот пример одного из заданий: Прочитайте выразительно заключительную строфу стихотворения. Как меняется настроение героя? Обратите внимание на выделенный звук А и подумайте, как с его помощью можно подчеркнуть эти изменения? Очень важно, что выделенный звук А входит в рифмованные пары, причем во всех случаях он ударный.
Мы вольные птицы: порА, брАт, порА!
Туда, где за тучей белеет горА,
Туда, где синеют морские крАЯ,
Туда, где гуляем лишь ветер… дА Я!
9 класс. Выразительные средства лексики
1. Актуализация знаний.
Упражнение 1. Сопоставьте название тропа с его толкованием. Подберите правильное толкование
№п/п |
Название тропа |
Толкование |
1. |
Каламбур |
Выражение отвлечённого понятия в конкретном художественном образе; иносказание |
2. |
Метонимия |
Художественное преувеличение |
3. |
Эпитет |
Изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде |
4. |
Литота |
Употребление слов в смысле, прямо противоположном их значению |
5. |
Гипербола |
Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов; игра слов |
6. |
Ирония |
Художественное преуменьшение. Троп, противоположный гиперболе |
7. |
Сарказм |
Троп, в котором слово (или выражение) употребляется в в переносном значении, основанном на сходстве (от греч. слова metafora, «перенос») |
8. |
Аллегория |
Троп, в котором слово (или выражение) употребляется в переносном значении, основанном на смежности (от греч. слова metinimia, «переименование») |
9. |
Синекдоха |
Вид метафоры; перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые |
10. |
Олицетворение |
Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл |
11. |
Метафора |
Высшая степень иронии; презрительная, язвительная насмешка |
12. |
Перифраз |
Вид метонимии, называние части вместо называния целого, частного вместо общего, и наоборот |
13. |
Сравнение |
Слово (или выражение), содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой. В отличие от метафоры, обязательно присутствуют союзы как, как будто, словно |
14. |
Гротеск |
Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо |
© 2022, Монетова Людмила Юрьевна 357