СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути их совершенствования.
Достижение обязательных результатов обучения всеми учащимися становится сегодня одной из важнейших задач обучения. На это нацеливает учителей и программа по любому учебному предмету, в которой организация достижения школьниками уровня обязательной подготовки, повышение качества знаний рассматривается как принципиальная особенность учебного процесса.
Естественно, что степень достижения обязательных результатов обучения проверяется учителем посредством проведения различного вида контрольных работ.
Остановлюсь на контрольных работах по русскому языку, проведенных в прошлом учебном году. Так как во 2 классе 1 полугодие безотметочное обучение, то входного контроля у нас не было. В конце 2 четверти (16 декабря) я провожу контрольный диктант и для себя делаю анализ.
В результате диктант написали без ошибок «5»- 3 человека(21%), на «4»- 7человек (50%), на «3»-4 чел(29% ), неудовлетворительных оценок нет.
Итоги контрольной работы по русскому языку за диктант показали: успеваемость – 100%, качество – 71 %.
Анализ результатов проведенной работы позволил выделить типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении работы:
1) Замена, пропуск, искажение букв-(40%.) Эти учащиеся плохо читают, при чтении допускают ошибки, чётко не читают окончания, пропускают буквы.
2) Правописание безударных гласных, проверяемые ударением- 14%.У этих учащихся речь развита плохо, они не могут подобрать проверочные слова, затрудняются с постановкой ударения в словах.
3) Мягкий знак разделительный-14%.Не сформировано умение отличать, когда мягкий знак разделительный знак, а когда показывает мягкость согласного звука, стоящего перед ним.
4)Правописание парных звонких и глухих согласных-21%. Недостаточно сформировано умение подбирать проверочные слова, не все могут применить правило.
5) Правописание ча, ща-7%. не может запомнить это правило и пишет с ошибками. Слабо развита память, внимание.
При выполнении грамматических заданий получили такие результаты :на «5» выполнил 1 человек-(7%), на «4»- 6 человек ( 43%,),на «3»- 6 человек (43%), на « 2»- 1 человек (7%)
Итоги контрольной работы по русскому языку за выполнение грамматических заданий показали следующие результаты: успеваемость – 100%, качество – 50%.
Всякий раз, проверяя работу ученика, задаешься вопросом: почему опять допущена ошибка? Что не увидел ученик? Вроде и правило знает, и что-то шепчет под нос во время диктанта, и комментирует правильно, а результат почему- то не радует. Каковы же основные причины, порождающие ошибки учащихся? Это:
Важными условиями работы над ошибками являются учёт ошибок, их предупреждение и преодоление.
Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.
Для предупреждения ошибок провожу различного вида ( предупредительные, объяснительные )диктанты.
После каждого диктанта выполняю работу над ошибками. Для этой цели отвожу целый урок. Сначала коллективная работа, и ее я веду по тем ошибкам, которые допущены большинством учащихся, а затем – дети выполняют самостоятельно, пользуясь памяткой для работы над ошибками. (она есть у каждого ученика) Ежедневно в рабочих тетрадях, выполняя домашнее задание, сначала делают работу над ошибками и только потом упражнение.
Пользуюсь различными приёмами в работе над ошибками:
учащиеся объясняют правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки;
подбирают проверочные слова к данным ;
выбирают слова из «Словаря» для сопоставления и проверки их написания;
подбирают аналогичные примеры с данной орфограммой;
выполняют письменный орфографический разбор или разбор слова по составу;
выписывают слова и словосочетания из текста диктанта с определёнными орфограммами и составляют с ними предложения.
В качестве проверочных тематических работ использую тесты. Тестовые задания для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания.
Использую электронное приложение к учебнику. При выполнении задания на диске программа, не давая прямой подсказки, заставляет ученика:
воспринять аналоговый сигнал об ошибке;
самостоятельно (!) найти вариант верного написания слова.
После проведённой работы в мае провела итоговый контрольный диктант.
И вот результат: за диктант5 - «5» - (28%), 8 -«4» - (44%), 5 - «3» - (28%), а «2»- нет. С работой справились на 100%, а качество знаний составило 72%
За грамматические задания «5»- 5 чел(28%), «4»- 6 чел(33%), «3» - 7 чел (39%), «2»-0,качество знаний составляет - 61 %,успеваемость 100%.
Если сравнить результаты диктантов, то можно сказать, что успеваемость осталась на прежнем уровне- 100%, а качество знаний увеличилась с 71 до 72 на 1%
В сентябре этого года я провела входной контроль. Класс участвовал в мониторинге, который проводился в виде тестирования на сайте Знаника.
Задания теста включали все разделы русского языка предыдущего класса. По результатам тестирования -3чел показали высокий уровень (19%), 7чел – повышенный(44%), 4 (25%)- базовый, и 2человека (12%)- не достигли базового уровня.
По результатам мониторинга успеваемость обучающихся, т.е. процент обучающихся, справившихся с заданиями с оценкой «удовлетворительно» и выше, составила 88%. Качество, т.е. процент обучающихся, справившихся с заданиями с оценками «хорошо» и «отлично», составило 63%.
Если сравнить результаты итоговой контрольной работы прошлого года и входного контроля этого года можно увидеть значительное снижение успеваемости. Я могу объяснить тем, что мониторинг был проведён на 2 неделе сентября. Ребята ещё не настроились на учебный процесс.
На основе анализа заданий мониторинга выявлены такие ошибки как : 1.Разбор слов по составу
2.Звуко - буквенный анализ слова
3. Определение соответствие текста и предложенного плана.
Ошибки выявлены, есть над чем работать. Сейчас этим мы и занимаемся.
Используя различные формы, методы и приемы, анализируя деятельность учащихся, прихожу к выводу, что работа над ошибками – одна из основных форм преодоления пробелов в знаниях и умениях учащихся. Эта работа приносит пользу только тогда, когда она находится постоянно в центре внимания учителя.
Анализ мониторинга по математике:
По результатам мониторинга успеваемость обучающихся, т.е. процент обучающихся, справившихся с заданиями с оценкой «удовлетворительно» и выше, составила 100%. Качество, т.е. процент обучающихся, справившихся с заданиями с оценками «хорошо» и «отлично», составило 75%
© 2018, Казмина Елена Ивановна 382