СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Влияние художественной литературы на становление внутреннего мира дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель контроля:

  • Систематичность и последовательность в работе с детьми по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;
  • Результативность исследованных методов и приемов по художественной литературе, влияющих на становление внутреннего мир ребенка.

Структура тематического контроля:

  • Просмотр занятий;
  • Анализ календарного планирования воспитателей по ОО «Художественная литература»;
  • Грамотность оформления и наполняемость развивающей среды;
  • Творческое построение работы с родителями и социумом.

Важной целью системы современного образования является воспитание человека, идентичного самому себе и несущего образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром. Одним из направлений в реализации этой цели является обращение к возможностям искусства в процессе воспитания и обучения. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И.Толмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умный, умелый, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувство и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

К сожалению, в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книг появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они безусловно яркие, их воздействие активно, но не требует того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы. Сейчас актуален вопрос, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги.

Для реализации вышеперечисленного педагогами ДОУ были проведены следующие занятия:

  • Рассказ воспитателя о зиме. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Белые медведи» - 2-ая младшая группа, Филина С.Д.
  • Чтение сказки Л.Н. Толстого «Три медведя» - 1-ая младшая группа, Дорошенко М.П.
  • В.Бианки «Где раки зимуют» - старшая группа, Вавринюк О.Н.

Проведенная непосредственная образовательная деятельность с детьми по ОО «Чтение художественной литературы» оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления с художественными произведениями создает реальные, психические условия доля формирования социальной адаптации ребенка.

Особое место в работе с детьми по художественной литературе занимает сказка. Сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка. В нашем детском саду сказка традиционно используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развитие художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками на специально организованных занятиях по литературному образованию. Герои сказок вместе с детьми учатся писать, рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Во время тематического контроля было выявлено, что среди многочисленных методов, средств и приемов педагогического воздействия особое место принадлежит сказке. С детьми были прочитаны следующие сказки:

  • «Гуси-лебеди», «Ивасик-Телесик», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Маша и медведь» - средняя группа Ткаченко В.Н.
  • «Колобок», «Заюшкина избушка», «Снегурушка и лиса», «Три медведя», «Лисичка-сестричка и серый волк» - 2-ая младшая Филина С.Д.
  • «Заяц хваста», «Зимовье зверей», «Колосок» - старшая группа Вавринюк О.Н.
  • «Мороз и морозец» (литовская народная сказка), «Двенадцать месяцев», «Кот в сапогах», «Снегурочка», «Два мороза» - подготовительная группа Разовая Н.М.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Через художественные образцы устанавливаются эмоциональные отношения взрослого (воспитателя) и детей, происходит не толь знакомство с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры «в сказку» - все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.

Анализ календарного планирования работы по ОО «Художественная литература» свидетельствует о соблюдении требований программы, учете возрастных способностей, системности изучаемого материала. Педагоги ДОУ всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. Прослеживается тщательная и предварительная подготовка педагогов. В утренний и вечерний промежуток времени воспитатели ежедневно планируют: разучивание и чтение стихотворений, рассказов:

  • А. Босев «Трое», В.Орлов «Мороз», В.Берестов «тучи», В.Сухомлинский «Мальчик и сосулька», П.Воронкова «Снег идет», Б.Харчук «Как медведь зимует», А.Яшин «Покормите птиц», А.Ануфриев «Выпал беленький снежок», О.Высоцкая «Снежный кролик» - 2-ая младшая группа, Филина С.Д.
  • О.Высотская «Снежный кролик», И.Токмакова «Подарили собаку!», Н.Некрасов «Мороз-воевода», С.Гордиенко «Снежный мотылек», «Зима-художница», С.Есенина «Поет зима – аукает» - средняя группа, Ткаченко В.Н.
  • Н.Калинина «Про снеженный колобок», В.Осеева «На катке», В.Сухомлинский «Мальчик и снежинка», М.Дружинина «Снег ложится на дома», А.Фет «Кот поет, глаза прищурил», А.Пушкин «Зимнее утро» - старшая группа, Вавринюк О.Н.
  • Б.Житков «На льдине», А.Пушкин «Зимний вечер», Л.Яковенко «Опасные приключения», И.Зыкова «Медвежонок», Р.Халилов «Снеговик», Г.Скрибицкий «Четыре художника», С.Эмин «Хлопьями падает снег», Э.Огнецвет «Михеич», З.Албатлы «Пасмурная зима» - старшая разновозрастная группа с крымскотатарским языком обучения Бекирова М.Н.

Таким образом помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагоги провели с детьми следующие мероприятия:

  • Составление альбома «Как живут звери в лесу» (ситуативные беседы), конкурс рисунка «Снежинка для медвежонка» (мини - театр) – 2-ая младшая группа, Филина С.Д.
  • Составление альбома «Праздник в детском саду (ситуативные беседы), конкурс рисунка «Зимняя сказка» - средняя группа, Ткаченко В.Н.
  • «Вечер сказок» (рассказ любимых сказок), выставка книжек-малышек «моя любимая сказка» - старшая разновозрастная группа с крымскотатарским языком обучения Бекирова М.Н.

В группах создана достаточно богатая предметно-развивающая среда для чтения художественной литературы. Всё грамотно используется педагогами для коллективной индивидуальной работы с детьми. В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей, художественная литературы подбирается воспитателями грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать книги». Воспитателями старших и подготовительной группы периодически проводятся выставки книг одного писателя. В каждой группе имеется фланелиграф для обыгрывания и показывания сказок.

Анализ работы с родителями, воспитателями и соцуиумом по данной теме тематического контроля показал следующее, были проведенный:

  • Консультации для родителей «Развитие театрализованной деятельности» - Ткаченко В.Н.
  • Консультации для воспитателей: «Использование художественной литературы, как средство развития связной речи дошкольников» - Дорошенко М.П., «Воспитание будущего читателя» - Филина С.Д.
  • Открытый просмотр. Проект (долгосрочный) «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре через ознакомление с русскими народными календарными праздниками» - Матвеева Л.О.

Проведен тематический контроль на тему: «Влияние художественной литературы на становление внутреннего мира дошкольника», показал, что проблема актуальна, и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения совместной деятельности педагогов с детьми.

Рекомендации:

  1. Систематически планировать и проводить тематические выставки в книжном уголке группы – (срок - постоянно)
  2. Организовать для детей творческие мастерские для разнообразной творческой деятельности детей на основе художественных текстов и книг: рисование иллюстраций, лепка литературных персонажей, сочинение сказок и историй, издание книжек-самоделок, журналов, изготовление кукольного, пальчикового, теневого театра и разыгрывание знакомых художественных произведений ( срок – постоянно)
  3. Приобрести портреты современных писателей (в течении учебного года)
  4. Уделить больше внимания роботе с родителями по данной теме (в течении учебного года)
01.03.2016 14:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!