СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ естественнонаучной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ обследования естественнонаучной грамотности.

Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

В 2015 году международные исследования PISA показали неэффективность существующей долгие годы предметной модели содержания образования, ориентированной на знания. Так, в 2015 году, по читательской грамотности россияне заняли 26 место, по математической грамотности – 23 место, по естественнонаучной грамотности – 32 место из 70 стран-участниц.

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим функционально грамотный человек. Академик А.А. Леонтьев определяет «функционально грамотным» человека, который «способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

На ступени общего образования функциональная грамотность рассматривается как метапредметный образовательный результат.

Естественнонаучная грамотность школьников, наряду с читательской и математической грамотностью, оценивается в международном исследовании PISA. Естественнонаучная грамотность в PISA – это набор определенных компетенций. Компетентность можно определить, как способность обучающихся применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях.

Цель диагностической работы: оценить уровень сформированности естественнонаучной грамотности как составляющей функциональной грамотности.

Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки естественнонаучной грамотности выбрана концепция современного международного исследования PISA (Programme for International Students Assessment), результаты которого используются многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения.

Согласно PISA естественнонаучную грамотность определяют три основные компетенции:

- научное объяснение явлений;

- применение естественнонаучных методов исследования;

- интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

В измерительном инструментарии мониторинга эти компетенции выступают в качестве компетентностной области оценки. В свою очередь, объектом проверки являются отдельные умения, входящие в состав трех основных компетенций естественнонаучной грамотности. Основа организации оценки включает три структурных компонента:

- контекст, в котором представлена проблема;

- содержание естественнонаучного образования, которое используется в заданиях;

- компетентностная область, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с естественнонаучным содержанием, необходимым для её решения.

Общая характеристика диагностической работы:

Содержательные области: живые системы, физические системы, науки о Земле.

Исследуемый контекст: личный, местный, глобальный.

Уровни сложности: низкий средний, высокий.

В вариантах используются следующие типы заданий:

- с выбором одного верного ответа

- с выбором нескольких верных ответов

- с кратким ответом (в виде текста (букв, слов, цифр)

- с развернутым ответом

- с выбором ответа и пояснением к нему

- на установление соответствия

- комплексное задание, которое включает в себя краткий ответ или задание на выбор одного верного ответа или задание на соответствие и пояснение к нему в виде развернутого ответа

Время выполнения диагностической работы составляет 40 минут.

Система оценивания

В работу входят задания, которые оцениваются одним баллом, и двумя баллами.

Максимальный балл составляет 19 балла.

По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, условно определяется уровень сформированности естественнонаучной грамотности:

Недостаточный: от 0 до 2 баллов

Низкий: от 3 до 5 баллов

Средний: от 6 до 9 баллов

Повышенный: от 10 до 13 баллов

Высокий: от 14 до 19 баллов

Анализ выполненной работы в 8а классе.

Высокий уровень

Повышенный уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Недостаточный уровень

10 (59%)

7 (41%)

Установлено, что школьники слабо справляются с заданиями:

- содержащие большой объем как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;

- составленные на материале из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения, самостоятельно определить способ действий или информацию, необходимые для постановки и решения проблемы;

- требующие привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащие избыточную информацию и лишние данные;

- комплексные и структурированные, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.

Следует помнить, что для эффективного формирования естественнонаучной грамотности необходимо больше внимания и времени уделять выполнению заданий, мотивирующих обучающихся не столько запоминать и действовать по образцу, сколько мыслить критически, анализировать, сравнивать, экспериментировать. Необходимо как можно чаще организовывать следующие виды деятельности обучающихся:

- объяснение своих идей;

- выполнение практических работ;

- планирование исследования в ходе эксперимента;

- применение естественнонаучных знаний для решения проблем, взятых из жизни;

- формулирование выводов на основе проведенных экспериментов, практических работ;

- планирование собственных исследований или экспериментов;

- проведение обсуждений или дискуссий.

19.12.2021 18:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!