СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Анализ обследования естественнонаучной грамотности.
Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
В 2015 году международные исследования PISA показали неэффективность существующей долгие годы предметной модели содержания образования, ориентированной на знания. Так, в 2015 году, по читательской грамотности россияне заняли 26 место, по математической грамотности – 23 место, по естественнонаучной грамотности – 32 место из 70 стран-участниц.
В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим функционально грамотный человек. Академик А.А. Леонтьев определяет «функционально грамотным» человека, который «способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
На ступени общего образования функциональная грамотность рассматривается как метапредметный образовательный результат.
Естественнонаучная грамотность школьников, наряду с читательской и математической грамотностью, оценивается в международном исследовании PISA. Естественнонаучная грамотность в PISA – это набор определенных компетенций. Компетентность можно определить, как способность обучающихся применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях.
Цель диагностической работы: оценить уровень сформированности естественнонаучной грамотности как составляющей функциональной грамотности.
Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки естественнонаучной грамотности выбрана концепция современного международного исследования PISA (Programme for International Students Assessment), результаты которого используются многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения.
Согласно PISA естественнонаучную грамотность определяют три основные компетенции:
- научное объяснение явлений;
- применение естественнонаучных методов исследования;
- интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
В измерительном инструментарии мониторинга эти компетенции выступают в качестве компетентностной области оценки. В свою очередь, объектом проверки являются отдельные умения, входящие в состав трех основных компетенций естественнонаучной грамотности. Основа организации оценки включает три структурных компонента:
- контекст, в котором представлена проблема;
- содержание естественнонаучного образования, которое используется в заданиях;
- компетентностная область, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с естественнонаучным содержанием, необходимым для её решения.
Общая характеристика диагностической работы:
Содержательные области: живые системы, физические системы, науки о Земле.
Исследуемый контекст: личный, местный, глобальный.
Уровни сложности: низкий средний, высокий.
В вариантах используются следующие типы заданий:
- с выбором одного верного ответа
- с выбором нескольких верных ответов
- с кратким ответом (в виде текста (букв, слов, цифр)
- с развернутым ответом
- с выбором ответа и пояснением к нему
- на установление соответствия
- комплексное задание, которое включает в себя краткий ответ или задание на выбор одного верного ответа или задание на соответствие и пояснение к нему в виде развернутого ответа
Время выполнения диагностической работы составляет 40 минут.
Система оценивания
В работу входят задания, которые оцениваются одним баллом, и двумя баллами.
Максимальный балл составляет 19 балла.
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, условно определяется уровень сформированности естественнонаучной грамотности:
Недостаточный: от 0 до 2 баллов
Низкий: от 3 до 5 баллов
Средний: от 6 до 9 баллов
Повышенный: от 10 до 13 баллов
Высокий: от 14 до 19 баллов
Анализ выполненной работы в 8а классе.
Высокий уровень |
Повышенный уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Недостаточный уровень |
10 (59%) |
7 (41%) |
Установлено, что школьники слабо справляются с заданиями:
- содержащие большой объем как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
- составленные на материале из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения, самостоятельно определить способ действий или информацию, необходимые для постановки и решения проблемы;
- требующие привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащие избыточную информацию и лишние данные;
- комплексные и структурированные, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.
Следует помнить, что для эффективного формирования естественнонаучной грамотности необходимо больше внимания и времени уделять выполнению заданий, мотивирующих обучающихся не столько запоминать и действовать по образцу, сколько мыслить критически, анализировать, сравнивать, экспериментировать. Необходимо как можно чаще организовывать следующие виды деятельности обучающихся:
- объяснение своих идей;
- выполнение практических работ;
- планирование исследования в ходе эксперимента;
- применение естественнонаучных знаний для решения проблем, взятых из жизни;
- формулирование выводов на основе проведенных экспериментов, практических работ;
- планирование собственных исследований или экспериментов;
- проведение обсуждений или дискуссий.
© 2021, Спивак Наталья Львовна 3764