СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рекомендации по анализу современного урока изложены в письме МОНМ РК от 22.11.2016 № 01-14/179.
Данный тип урока может включать в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.
Структура урока:
Применяются различные комбинации структурных элементов различных типов уроков.
1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Сообщение темы, задач урока.
4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).
7. Анализ достижений учащихся.
8. Итоги урока.
Необходима подготовка к посещению урока, а также чёткое определение целей и задач посещения (есть в выше указанном письме (9 и 80 пунктов)
Примерный перечень выводов к анализу (самоанализу) урока
проанализируйте, докажите, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, обобщите (сделайте вывод), выберите способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д.
Предложения, рекомендации, а также выводы, сделанные учителем в ходе самоанализа, должны ориентировать педагога на:
- усовершенствование структуры, содержания и организации урока;
- осуществление индивидуализации и дифференциации обучения;
- внедрение новых образовательных технологий обучения;
- реализацию воспитательного потенциала учебного предмета;
- изучение и внедрение передового педагогического опыта;
- анализ методической литературы;
- моделирование собственной творческой лаборатории и др.
Опорная таблица для педагогического анализа урока
Дидактическая задача этапа |
Содержание деятельности учителя |
Условия получения положительного результата |
Показатели выполнения дидактической задачи |
Этап организации начала урока |
|||
Подготовка учащихся к работе на уроке. |
- приветствие; - определение отсутствующих; - проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски, мела и т.п.; - раскрытие общей цели урока. |
- требовательность, собранность, доброжелательность учителя; - отсутствие многословия; - ярко выраженная волевая направленность педагога. |
- кратковременность оргмомента; - быстрое включение всех учащихся в деловой ритм и организация внимания у всех учащихся; - полная готовность класса и оборудования к уроку. |
Этап проверки выполнения домашнего задания |
|||
Определение правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (или большинством) учащимися. Устранение обнаруженных проблем. |
- определение уровня знаний учащихся по выполненному домашнему заданию; - определение типичных ошибок и причин их появления; - ликвидация пробелов в знаниях. |
- оперативность учителя, которая во многом обеспечивается целевой направленностью проверки домашнего задания; - система приемов, позволяющая проверить выполнение задания всеми (или большинством) учащихся. |
- проверка учителем за короткий промежуток времени уровня знаний у большинства учащихся; - возможность в ходе проверки домашнего задания скорректировать опорные понятия и ликвидировать обнаруженные недостатки. |
Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности учащихся на основном этапе урока |
|||
- подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. - актуализация опорных знаний и умений. - формирование познавательных мотивов. |
- постановка целей урока; - организация деятельности учащихся по постановке целей урока. |
- умение учителя определять цели урока; - владение приемами организации деятельности учащихся по определению целей. |
- формирование дидактической цели вместе с учащимися; - активность каждого ученика по определению целей урока.; |
Этап усвоения новых знаний |
|||
- формирование у учащихся конкретных представлений об сообщаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связях; - выделение главного, связь с изученным. - наработка умений на основе полученных знаний. |
- сообщение учителем нового материала (или самостоятельная работа учащихся); - восприятие учащимися этого материала; - осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация его. |
- опора на жизненный опыт учащихся; - индивидуальный подход по дозе помощи; - организация учащихся на оперирование усваиваемым содержанием. |
при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качество знаний учащихся на последующих этапах обучения. |
Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала |
|||
- определение осознанности усвоения содержания нового учебного материала. - усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами. - выявление и устранение пробелов в знаниях. |
- проверка учителем полноты и осознанного усвоения знаний с помощью тренировочных упражнений. |
- использование учителем заданий, требующих мыслительной и практической активности учащихся; - создание нестандартных ситуаций при использовании знаний и т.д.; - учет ответов при выявлении пробелов в понимании учащимися нового материала. |
- показывают ли при выполнении заданий сильные и слабые учащиеся понимание основного содержания усваиваемых знаний; - привлекается ли класс к выполнению и оценке ответа товарищей; - устранялись ли выявленные пробелы на последующих этапах урока. |
Этап закрепления знаний |
|||
- организация деятельности учащихся по применению изученных знаний к объяснению разных процессов, а также решению задач. |
- организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков конкретизации знаний. - закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. |
- включение учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и по оперированию полученными знаниями; - организация деятельности школьников по включению новых знаний в систему раннее изученного. - использование разнообразных форм закрепления знаний. |
- умение учащихся распознавать, воспроизводить новое содержание; - применять новые знания к объяснению явлений, к решению задач; - умение учащихся соотносить между собой факты; - умение выделять существенные признаки, ведущих понятий, конкретизировать их; - активность учащихся. |
Этап обобщения и систематизации знаний |
|||
Усвоение системы понятий по предмету и метапредметных понятий, интеграция знаний |
Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного предмета и межпредметные. |
- умение учителя ставить вопросы, давать задания, направленные на обобщающую деятельность учащихся по включению части в целое. |
- знание учащихся не только отдельных фактов, правил, но и законов, теорий, сформированности у них целостной картины мира. |
Этап контроля и самопроверки знаний |
|||
Выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями и навыками |
- проверка полноты, осознанности и прочности знаний, умений и навыков; - проверка сформированности общих учебных умений; - рекомендации учащимся по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью одноклассников. |
- использование учителем заданий, позволяющих обеспечить всестороннюю проверку и действенность знаний; - использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний; - опора на помощь учащихся путем рецензирования ответов и др. |
- рецензирование ответов учителем и учащимися с указанием положительного и недостатков в знаниях; - конкретность предложений по ликвидации пробелов или стимулированию дальнейшего интереса к предмету; - активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. |
Этап подведения итогов урока |
|||
Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности Выявление уровня осознания содержания пройденного. Определение типичных пробелов в знаниях, умениях и навыках. |
- дать общую характеристику работы класса; - показать успешность овладения содержанием урока; - вскрыть недостатки, показать пути их преодоления. |
- умение быстро охватывать педагогические приемы, помогающие успешному усвоению знаний, и определять типичные недостатки процесса преподавания; - умение учесть реальные возможности учащихся |
- рефлексия - краткость и емкость анализа работы класса - поиск способов саморегуляции и сотрудничества |
Этап домашнего задания |
|||
Домашнее задание на основе выявленных результатов усвоения нового материала направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к дальнейшему обучению |
- сообщить домашнее задание; - разъяснить методику его выполнения . |
-умение дать методические советы по выполнению домашнего задания. |
- работа по инструктированию в рамках времени урока; - запись домашнего задания на доске; - конкретность и дифференцированность домашнего задания. |
© 2019, Фурсов Константин Петрович 1629