СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ и самоанализ комбинированного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по анализу современного урока изложены в письме МОНМ РК от 22.11.2016 № 01-14/179.

Данный тип урока может включать в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Структура урока:

Применяются различные комбинации структурных элементов различных типов уроков.

1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Сообщение темы, задач урока.

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

7. Анализ достижений учащихся.

8. Итоги урока.

Необходима подготовка к посещению урока, а также чёткое определение целей и задач посещения (есть в выше указанном письме (9 и 80 пунктов)

Примерный перечень выводов к анализу (самоанализу) урока

  1. Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию.
  2. Методическая структура урока соответствует поставленным целям и задачам.
  3. Осуществляет планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающимися.
  4. Обоснован оптимальный отбор методов, приемов и средств обучения, которые соответствуют содержанию учебного материала.
  5. Умеет организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины.
  6. Умело формулирует и обосновывает цели и задачи урока в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
  7. Планирует приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления обучающихся.
  8. Задает на уроке высокий темп и оптимальный ритм образовательного процесса.
  9. Соблюдает логическую связь между новым материалом и ранее изученным.
  10. Использует оптимальное соотношение нагрузки на память и мышление учащихся.
  11. Сочетает усвоение знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска.
  12. Применяет различные формы работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых.
  13. Использует установки в форме убеждения и внушения, аргументации выбранной позиции.
  14. Добивается активного учения каждого школьника.
  15. Обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся, сочетание его с коллективной работой в классе.
  16. Определяет деятельность обучающихся формулировками:

проанализируйте, докажите, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, обобщите (сделайте вывод), выберите способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д.

  1. Обеспечивает полноту изложения программного материала.
  2. Использует элементы новизны, развивающие любознательность обучающихся.
  3. Включает в содержание урока задания творческого характера.
  4. Предлагает практические задания на отработку изученного материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения.
  5. Организует работу в группах, формирует лидерские и координаторские способности.
  6. Соблюдает единый орфографический режим.
  7. Ведет учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей обучающихся.
  8. Урок вызывает у обучающихся интерес, воспитывает познавательную потребность.
  9. Чередует виды деятельности для предупреждения утомляемости на уроке.
  10. На уроке доминирует атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
  11. Следит за степенью усвоения нового материала.
  12. Оказывает индивидуальную помощь обучающимся, испытывающим затруднения в обучении.
  13. Следит за соблюдением обучающимися правильной осанки и рабочей позы.
  14. Применяет здоровьесберегающие технологии, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся.
  15. Обеспечивает достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока (в полном объеме, частично).
  16. Урок насыщен современными образовательными технологиями.
  17. Умело связывает теорию с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
  18. Проводится работа по формированию навыка исследовательской работы и проектной деятельности.
  19. Реализует проблемное обучение.
  20. Применяет диалоговые формы общения обучающихся.
  21. Обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
  22. Создает нестандартные ситуации для использования сформированных компетенций обучающихся при решении поставленных задач.
  23. Урок носит нравственную и мировоззренческую направленность.
  24. Планирует в системе повторение ранее пройденного материала.
  25. Обоснованно выбирает и применяет на уроке наглядные средства обучения, включая ИКТ в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач.
  26. Осуществляет межпредметные и межкурсовые связи.
  27. Обеспечивает объективность контрольно-оценочной деятельности обучающихся в соответствии с установленными критериями.
  28. Формирует навыки самоконтроля и самооценки.
  29. Уважает человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
  30. Соблюдает нормы педагогической этики (самообладание, педагогический такт, стиль поведения).
  31. Умело проводит самоанализ урока, объективно оценивает его результативность.
  32. Проводит инструктаж домашних заданий, соблюдает оптимальный объем, доступность, дифференциацию заданий, предоставляет право выбора.

Предложения, рекомендации, а также выводы, сделанные учителем в ходе самоанализа, должны ориентировать педагога на:

- усовершенствование структуры, содержания и организации урока;

- осуществление индивидуализации и дифференциации обучения;

- внедрение новых образовательных технологий обучения;

- реализацию воспитательного потенциала учебного предмета;

- изучение и внедрение передового педагогического опыта;

- анализ методической литературы;

- моделирование собственной творческой лаборатории и др.

Опорная таблица для педагогического анализа урока

Дидактическая задача этапа

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Показатели выполнения дидактической задачи

Этап организации начала урока

Подготовка учащихся к работе на уроке.

- приветствие;

- определение отсутствующих;

- проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски, мела и т.п.;

- раскрытие общей цели урока.

- требовательность, собранность, доброжелательность учителя;

- отсутствие многословия;

- ярко выраженная волевая направленность педагога.

- кратковременность оргмомента;

- быстрое включение всех учащихся в деловой ритм и организация внимания у всех учащихся;

- полная готовность класса и оборудования к уроку.

Этап проверки выполнения домашнего задания

Определение правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (или большинством) учащимися.

Устранение обнаруженных проблем.

- определение уровня знаний учащихся по выполненному домашнему заданию;

- определение типичных ошибок и причин их появления;

- ликвидация пробелов в знаниях.

- оперативность учителя, которая во многом обеспечивается целевой направленностью проверки домашнего задания;

- система приемов, позволяющая проверить выполнение задания всеми (или большинством) учащихся.

- проверка учителем за короткий промежуток времени уровня знаний у большинства учащихся;

- возможность в ходе проверки домашнего задания скорректировать опорные понятия и ликвидировать обнаруженные недостатки.

Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности учащихся

на основном этапе урока

- подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока.

- актуализация опорных знаний и умений.

- формирование познавательных мотивов.

- постановка целей урока;

- организация деятельности учащихся по постановке целей урока.

- умение учителя определять цели урока;

- владение приемами организации деятельности учащихся по определению целей.

- формирование дидактической цели вместе с учащимися;

- активность каждого ученика по определению целей урока.;

Этап усвоения новых знаний

- формирование у учащихся конкретных представлений об сообщаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связях;

- выделение главного, связь с изученным.

- наработка умений на основе полученных знаний.

- сообщение учителем нового материала (или самостоятельная работа учащихся);

- восприятие учащимися этого материала;

- осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация его.

- опора на жизненный опыт учащихся;

- индивидуальный подход по дозе помощи;

- организация учащихся на оперирование усваиваемым содержанием.

при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоя­тельной работы, а также качество знаний учащих­ся на последующих этапах обучения.

Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала

- определение осознанности усвоения содержания нового учебного материала.

- усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами.

- выявление и устранение пробелов в знаниях.

- проверка учителем полноты и осознанного усвоения знаний с помощью тренировочных упражнений.

- использование учителем заданий, требующих мыслительной и практической активности учащихся;

- создание нестандартных ситуаций при использова­нии знаний и т.д.;

- учет отве­тов при выявлении пробелов в понимании учащимися нового ма­териала.

- показывают ли при выполнении заданий сильные и слабые учащиеся понимание основного содержания усваиваемых знаний;

- привлекается ли класс к выполнению и оценке ответа товарищей;

- устранялись ли выявленные пробелы на последующих этапах урока.

Этап закрепления знаний

- организация деятельности учащихся по применению изученных знаний к объяснению разных процессов, а также решению задач.

- организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков конкретизации знаний.

- за­крепление методики предстоящего ответа уче­ника при очередной проверке знаний.

- включение учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и по оперированию полученными знаниями;

- организация деятельности школьников по включению новых знаний в систему раннее изученного.

- использование разнообразных форм закрепления знаний.

- умение учащихся распознавать, воспроизводить новое содержание;

- применять новые знания к объяснению явлений, к решению задач;

- умение учащихся соотносить между собой факты;

- умение выделять существенные признаки, ведущих понятий, конкретизировать их;

- активность учащихся.

Этап обобщения и систематизации знаний

Усвоение системы понятий по предмету и метапредметных понятий, интеграция знаний

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного предмета и межпредметные.

- умение учителя ставить вопросы, давать задания, направленные на обобщающую деятельность учащихся по включению части в целое.

- знание учащихся не только отдельных фактов, правил, но и законов, теорий, сформированности у них целостной картины мира.

Этап контроля и самопроверки знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями и навыками

- проверка полноты, осознанности и прочности знаний, умений и навыков;

- проверка сформированности общих учебных умений;

- рекомендации учащимся по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью одноклассников.

- использование учителем заданий, позволяющих обеспечить всестороннюю проверку и действенность знаний;

- использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний;

- опора на помощь учащихся путем рецензирования ответов и др.

- рецензирование ответов учителем и учащимися с указанием положительного и недостатков в знаниях;

- конкретность предложений по ликвидации пробелов или стимулированию дальнейшего интереса к предмету;

- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Этап подведения итогов урока

Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности

Выявление уровня осознания содержания пройденного.

Определение типичных пробелов в знаниях, умениях и навыках.

- дать общую характеристику работы класса;

- показать успешность овладения содержанием урока;

- вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.

- умение быстро охватывать педагогические приемы, помогающие успешному усвоению знаний, и определять типичные недостатки процесса преподавания;

- умение учесть реальные возможности учащихся

- рефлексия

- краткость и емкость анализа работы класса

- поиск способов саморегуляции и сотрудничества

Этап домашнего задания

Домашнее задание на основе выявленных результатов усвоения нового материала направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к дальнейшему обучению

- сообщить домашнее задание;

- разъяснить методику его выполнения .

-умение дать методические советы по выполнению домашнего задания.

- работа по инструктированию в рамках времени урока;

- запись домашнего задания на доске;

- конкретность и дифференцированность домашнего задания.

29.04.2019 16:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП