СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения "Песнь о Вещем Олеге"-7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ "Песнь о Вещем Олеге" - 2 вариант История создания Произведение «Песнь о вещем Олеге» было написано в 1822 году. В это время Александр Сергеевич пребывает в южной ссылке (1820-1824). Поэт всегда интересовался историей, поэтому он обращается к труду историка Н.М. Карамзина «История государства российского», где упоминается о таинственной смерти древнерусского князя Олега. Легенда о том, что вещий Олег встречает волхва, «любимца богов», также встречается в древнем тексте и шедевре древнерусской литературы «Повести временных лет». Поэт был приговорен к ссылке за написание эпиграмм, в которых он высмеивал власть имущих. Благодаря помощи влиятельных друзей (того же Н.М. Карамзина) ему удалось миновать сибирское заточение (Пушкину грозила судьба А. Радищева). Наказание было заменено на южную ссылку. Этим можно объяснить такой интерес автора к истории родной страны, которая всегда славилась жестокими нравами. Поэта привлекали противоречивые и сильные характеры правителей прошлого. Жанр, направление, размер Произведение «Песнь о вещем Олеге» является исторической балладой. Это средний лирический жанр. Он содержит, как правило, фабулу ( в основе «песни» лежит легенда о князе Олеге), что сближает его с эпосом, и ориентированность на эмоции героя, например: «И думает: «Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье! / Мой конь и доныне носил бы меня»». Почему «Песнь о вещем Олеге» относится к романтизму? Баллада была написана в романтический период творчества Александра Сергеевича. Для этого направления характерно обращение к историческому прошлому, фольклору и мифологии. Главный герой не такой какой, как все, избранный (князь Олег — не простая фигура, он — предводитель, ему суждено свершать великие дела), и его окружают исключительные обстоятельства. В стихотворении это встреча с волхвом. Также сюжет очень динамичен, например, в «Песнь…» эпизод прощения Олега с конём резко сменяется описанием пира. Персонажи наделены особой эмоциональностью. Волхв отказывается в достаточно грубой форме от подарков князя. Правитель — тщеславный человек: «Олег усмехнулся — однако чело / И взор омрачилися думой». Описание отличаются особой красочностью. «Песнь о вещем Олеге» написана четырёхстопным амфибрахием, перекрёстно-парной рифмовкой, мужской (1,3, 5 и 6 стоки) и женской рифмой ( 2 и 4 строки). Смысл названия Князь Олег был реальным историческим деятелем. Он правил с 879 по 912 года. Прозвище «вещий» он получил после очень удачного похода на Царьград в 907 году. Византия обязалась платит дань древнерусскому государству, а в знак победы князь прибил к воротам города свой щит. Слово «вещий» в современном русском литературном языке означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый». В современном языке второе значение тоже сохранилось, но используется крайне редко. Слово «песнь» отсылает читателя к произведением более древнего происхождениях. В таких литературных памятниках прославлялись подвиги и победы бравых героев, например, «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Сиде» и так далее. Название баллады «Песнь о вещем Олеге» иронично: «Вещий» Олег не предвидел своего финала, хотя знал его заранее. Он оказался не вещим, а слепым из-за своей гордыни. Образы и символы Композиция произведения построена на противопоставлении образа князя Олега и старика-кудесника. Князь — мирской человек; он живёт битвами и сражениями. У него есть власть, но только светская и над людьми. Однако гордый и тщеславный князь хочет обмануть судьбу и властвовать над своей жизнью. Воителю слава — отрада; / Победой прославлено имя твое; / Твой щит на вратах Цареграда; /И волны и суша покорны тебе;». Волхв же владеет тайными знаниями, недоступными для обычных людей. Он сравним с поэтом, который тоже не преклоняется перед царями и говорит то, что угодно Богу и Музе. Он служит правде, а не чину. Как и волхв, поэт — бессеребреник. Описание волхва очень похоже на описание поэта в творчестве Пушкина. Кудесник служит истине, не взирая на звания и статусы: «Волхвы не боятся могучих владык, /А княжеский дар им не нужен;/ Правдив и свободен их вещий язык /И с волей небесною дружен.». Несмотря на разный социальный статус, два этих героя для повествователя равны. Более того, волхв одерживает нравственную победу над князем: правителю не удалось одурачить судьбу и миновать то, что уже предрешено. Олег тщеславен и самолюбив, в начале баллады он предлагает волхву подарки, таким образом, стремясь подчеркнуть своё более высокое социальное положение, а после хочет доказать, что предсказание было неверным. Старик же отказывается от любых даров и говорит о том, что «волхвы не бояться могучих владык…». Он не боится князя и готов ему сказать правду, несмотря ни на что и игнорируя плохие последствия. Здесь Пушкин проводит параллель между поэтом и кудесником. Художник слова, как и старик-предсказатель из баллады, несёт правду и неподвластен княжеской воле. Это пророк, служитель высших сил, дарующий людям истину. Темы Основная тема произведения «Песнь о вещем Олеге» — судьба. Александр Сергеевич обращается к тема рока и неизбежности судьбы. Происходящее с людьми и предначертанное им свыше изменить невозможно. Жизнь уже заранее предрешена для героев. Олег, как и предсказывал волхв, «принимает смерть от коня своего». Он пытается изменить судьбу, например, отказывается от своего коня и оставляет его на попечение слуг, но рок так или иначе достигает героя. Также в произведении можно увидеть тему поэта-пророка. Для Александра Сергеевича этот образ всегда был двойственным. Поэт разрывался между поэтом-служителем искусства и поэтом-пророком, который борется за истину. В «песне» художник слова предстаёт во втором обличии. Вольнолюбие и стремление к правде становятся главными чертами его характера. Тема правды не менее важна. Чтобы знать ее, необходимо отречься от своих полномочий и статусов. Люди боялись Олега, поэтому недоговаривали ему то, что следовало бы. Поэтому он привык сомневаться в словах окружающих и всех оценивать по одной мерке. Можно сунуть человеку золото и ждать хорошего прогноза — таково мнение царя о приближенных. Но волхв доказал ему: истину не купишь и не испугаешь. Она все равно прорвется и обнажит себя, даже если ей предстоит проникнуть в покои князя. Проблемы Проблематика произведения «Песнь о вещем Олеге» представлена в списке: Бунт против судьбы. Главный герой, что традиционно для романтизма, борется против рока и идет наперекор судьбе. Но его попытка лишена смысла и трагична, ведь обречена на поражение. Олег думал, что он обманул судьбу, но сам оказался обманутым своей же гордыней. Гордыня. Олег ослеплен своим земным могуществом. Ему кажется, что он может менять судьбы, тасовать карты рока. Удача и высокое происхождение сделали его высокомерным и самонадеянным. Но он был наказан за свою гордыню. Против смерти он не выстоял, а предсказание оказалось верным из-за его маловерия. Он же пришел к коню посмеяться над волхвом, а в итоге смерть посмеялась над ним. Предназначение волхва. Другая проблема связана с образом волхва, его предназначением. Кому должен служить кудесник? Княжеской власти или истине? Для автора ответ однозначный: поэт неподвластен земной воле, он — пророк, его устами говорят высшие силы. Смысл Автор задумывается о том, может ли человек управляет своей судьбой или же всё уже предрешено? Для А.С. Пушкина верным является второе утверждение. Основная идея баллады «Песнь о вещем Олеге» — фатализм и необратимость судьбы. Она проходит через всю балладу. Пытаясь обмануть судьбу, возвыситься над ее знаками, мы лишь приближаем свой финал и придаем комичности нашему року. Ведь если бы Олег не пошел посмотреть на останки коня и отпраздновать свой триумф, он мог бы остаться жить. Но волхв как будто увидел в характере князя эту нелепую самонадеянность. Он как будто знал, что Олег не выдержит и придет, чтобы высмеять предначертание судьбы. Тут-то его и настигнет рок. Участь Олега была и правда предрешена, потому что он не изменил свой характер и не поборол гордыню. Она же привела его к смерти. Такова главная мысль баллады «Песнь о вещем Олеге». Чему учит? Произведение «Песнь о вещем Олеге» учит читателя не отворачиваться от своей судьбы. На примере князя Александр Сергеевич показывает, что рок — это высшая сила, рано или поздно он достигнет всех. Надо не избегать, а, наоборот, повиноваться ему. Именно тогда человек сможет насладиться радостями бытия сполна. Олег попытался изменить судьбу, ради одной только попытки пожертвовал своим верным и смелым другом. Кто знает, как бы сложилась жизнь великого князя, если бы он смирился со своей участью и оставил коня при себе? Произведение «Песнь о вещем Олеге» заставляет задуматься о том, что люди обречены на мрачные предсказания именно по той причине, что предсказуемы. Если мы не меняемся с годами в лучшую сторону, если не исправляем недостатки и не преумножаем достоинства, то наш путь будет подвластен злому року. Ведь Олег мог избежать своей участи, но не изменился и пошел на тропе гордыни. Средства художественной выразительности Тропы в балладе «Песнь о вещем Олеге» представлены в списке: Эпитеты: «вещий Олег», «Буйный набег», «верный конь», «тёмный лес», «вдохновенный кудесник», «мудрый старец», «могучий владыка», «роковая непогода», «гробовая змия», «жаркое кровью». Метафоры: «Не ведаешь ран», «годы таятся во мгле ». Сравнения: «гробовая змия, … как чёрная лента.», «И кудри их белы, как утренний снег.» Олицетворения: «лукавый кинжал», «ковши круговые, «заленясь шипеть», «обманчивый вал». Архаизмы предают особый колорит баллады: «кудесник», «волхв», «секира», «почил непробудным снов», «позлащённое стремя», «сеча», «пращ», «врата». Появляется аллитерация на звук «р», когда повествование ведётся о князе Олеге (и в его речах). https://www.chitalnya.ru/work/3387915/

Анализ Песни о Вещем Олеге - 3 вариант Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» было создано Пушкиным в 1822 г., когда он находился в Кишиневе (южная ссылка). Источником вдохновения для поэта стало летописное свидетельство о смерти древнерусского князя Олега. Косвенными источниками стали народные сказания и легенды. Олег был очень популярен в Древней Руси. Главными положительными чертами, которыми характеризовали великих людей в то время, считались храбрость и отвага. За Олегом же в народе закрепилось прозвище Вещий, что означало уважение к его умственным способностям. Произведение написано в жанре баллады. Пушкин придал ему характер летописного повествования. «Песнь…» излагается очень красивым музыкальным языком с обилием эпитетов и образных выражений. Перечисляются победоносные походы князя, его мужество во время сражений. Все красочные описания служат фоном для главной темы произведения – неотвратимости рока в судьбе человека. Прославленный князь встречает волхва, которому известна воля богов. Древнерусские волхвы, даже после принятия христианства, долгое время пользовались огромным авторитетом. Им приписывалось возможность видеть будущее. Даже Олег, прозванный Вещим, с уважением обращается к старцу и просит его раскрыть тайну своей судьбы. В образе волхва Пушкин символически изображает поэта-творца, который неподвластен времени и земной власти. Возможно, это намек на собственную ссылку, которая не способна повлиять на убеждения поэта. Гордый старец отвергает награду Олега за предсказание и раскрывает суровую правду о том, что князь примет смерть от своего коня. Олег с горечью прощается с боевым товарищем. Через долгие годы, покрытые победами и славой, князь узнает о смерти своего коня. Он проклинает «лживого старика», но умирает от змеи, выползшей из конского черепа. Только перед смертью к нему приходит осознание истинности предсказания. Смерть Олега можно расценить двояко. Это и исполнение предсказания, и месть волхва за поругание собственного имени. Пушкин вновь ставит на место всех правителей и начальников, которые считают себя всесильными. Он напоминает, что никто не властен над своей судьбой. Умение увидеть, распознать миллионы случайностей и попытаться спрогнозировать будущее – удел творческих людей. К ним нельзя относиться с пренебрежением, так как в руках волхвов, поэтов, пророков ключ к грядущему. «Песнь о вещем Олеге» при всех своих художественных достоинствах — одна из первых попыток Пушкина философского осмысления места поэта в жизни общества. Исторические события («Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина) отразились в проблематике произведения, а также в выборе центрального персонажа. Реальное историческое лицо и народные представления в эпоху его правления составляют историческую основу произведения. Главный герой В основу сюжета произведения А. С. Пушкина легла история о Вещем Олеге. Князь Олег был реальным историческим деятелем. Начинается «Песнь» с описания похода князя Олега на хазар, что тоже было исторически достоверно. А. С. Пушкин хотел рассказать о человеке, который многое сделал для Руси. Военные походы князя Олега отражены в «Песне о Вещем Олеге». Историческое лицо прославляется А. С. Пушкиным, прославляются его подвиги и желание сохранить и увеличить территорию Древней Руси. При описании действий князя Олега описываются и предметы орудия, которыми пользовалась дружина. Здесь также проявляется историческое осмысление. Так, историческая основа «Песни о Вещем Олеге» заключена в выборе главного героя произведения. Описание князя и его подвигов становится признаком достоверности. То, что А. С. Пушкин указывает на то, что князь Олег имел прозвище Вещий, вновь подчеркивает историческую достоверность. До сих пор существуют споры по поводу того, почему князь Олег получил такое прозвище, но то, что оно существовало в реальности, подчеркивается всеми исследователями. Литературная основа Легенда о князе Олеге помещена в «Повесть временных лет». Именно там рассказывается о том, что князь Олег встретит свою смерть от собственного коня. Когда Вещий Олег приходит на могилу к своему коню, из черепа выползает змея, и от ее укуса князь умирает. По поводу действительности данного события до сих пор ведутся споры. Народные суеверия А. С. Пушкин отразил историческое прошлое не только при описании военного быта, но и при описании народной жизни. Легенда о смерти князя Олега является примером народных суеверий. Люди верили в колдовство и предсказания. Поэтому то, что в «Песне» князю Олегу волхв предсказывает судьбу, говорит об исторических фактах. А. С. Пушкин поднимает тему рока, в который так верили люди той эпохи. В «Песне» появляется и образ змеи, который в народе считался символом смерти.

Категория: Литература
25.09.2022 10:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!