СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Приемы анализа текста

2. Интересный материал по теме"Работа с текстом на уроках русского языка как эффективное средство формирования коммуникативной компетентности у учащихся школы в рамках подготовки к итоговой аттестации "

3. Разработка урока литературы в 10 классе.Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова

4. Методическая тема ""Комплексная работа с текстом как средство развития коммуникативной, компетенции учащихся 5-7 классов"

Примерная схема работы над текстом

1.Беседа по содержанию рассматриваемого текста.

2. Стиль текста. (Ученики обосновывают свой ответ примерами из текста.)

3. Все ли понятно в отрывке, нет ли в нем слов, не встречавшихся до сих пор?

4. Какое впечатление произвел этот текст?

5. Какова идея, т.е. основная мысль автора.

Далее рассматривается синтаксис предложений, затем морфология, лексика, морфемика, орфография, фонетика. Очень важно, чтобы все виды разбора каким-то образом были связаны с содержанием текста.

Необходимо выделить слова, которые являются важными для понимания смысла, помогают понять авторскую мысль. Детям предлагается подобрать слова, интересные с точки зрения словообразования, орфографии, морфологии, лексики, употребления. В парах или группах ученики сами пробуют составить задания по различным разделам языка.

Приведу примеры комплексной работы над текстом в 5 классе.

Вот и пришла долгожданная в_сна. Засв_.тило яркое солнышко, на улиц_ стало тепло. Поб_жали весел_е ручейки.

С юга прилетели птицы. Они так звонко чирика_т, как будто радуются тому, что вернулись в родные края.

На полянках расцвели первые цветы – подснежники. Иногда их называют первыми вес_никами весны, потому что они появляют_ся раньше всех остальных цветов, прямо из-под снега. Подснежники бывают разных цветов: желтого, белого, фиолетового.

Весной просыпается хозяин леса - медведь. Он сейчас г_лодный, потому что у него закончились зимние запасы. Радуются весне все обитатели леса.

Скоро начнет_ся ледоход на Лене, и тогда до лета перекроют переезд через реку.

Задания.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему и основную мысль. Назовите слова, наиболее важные для раскрытия основной мысли текста.
  3. Разбейте текст на законченные смысловые части, озаглавьте их. Назовите микротемы абзацев.
  4. Дополните текст (новой микротемой, вступлением, заключением).
  5. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
  6. Постройте схему предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.
  7. Выполните синтаксический разбор последнего предложения
Категория: Литература
11.01.2018 22:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!