© 2017 6509
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
М. М. Пришвин – удивительный писатель, певец русской природы. Своеобразие его дарования заключается в умении опоэтизировать окружающую действительность. Природа Пришвина – прежде всего школа познания и самопознания. Жизнь растений, животных, леса, реки, земли раскрывается Пришвиным именно в непрестанном сопоставлении и взаимоотношении с жизнью человеческой. Природа у Пришвина одухотворена, пронизана мыслью и переживаниями, наделена всеми особенностями внутреннего мира человека.
Пришвин – удивительный лирик и философ одновременно. Всё его творчество философично. Писатель никогда не ограничивается просто изображением увиденного, а всегда философски осмысливает изображаемое. Любая обобщающая мысль о природе и действительности – это прежде всего осмысление себя. Своё поэтическое восприятие мира Пришвин сформулировал так: «Понимать весь мир в себе самом».
Ещё одна важная особенность, характерная для творчества М. М. Пришвина, – жизнеутверждающая сила, неиссякаемая радость бытия. Обратимся к текстам. Предлагаемый для анализа текст состоит из двух миниатюр: «Пасмурно» и «Осеннее утро» (Из книги «Глаза земли»).
«Утро пасмурное, небо сплошь серое, а потом всё светлеет, светлеет, яснится, как будто спящий после тяжёлого сна глаза открывает и радуется: то был сон…
Сегодня утро сырое, туманное, пробуждается не скоро, слышит, а глаз не хочет открыть.
Туман сгущается, и капли оседают на жёлтых листьях: скатится капелька на другой листик – станет там две, упадут, и листик не выдержит, падает вместе с каплями.
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.
И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:
– Летите, летите!
Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят; а там гуси, грачи – и всё кончится».
Миниатюры М. М. Пришвина очень глубоки и объёмны в смысловом отношении. В них рассказывается об утре в жизни человека и природы.
Удивительное пришвинское дарование опоэтизировать самую простую окружающую действительность сказывается и в этом тексте. Описание начала дня проникнуто таким лиризмом, что мы невольно переполняемся светлой грустью. Именно этим чувством хотел поделиться с нами автор.
Грусть оттого, что «всё кончится». Но ведь это осеннее утро, значит, это не конец, а начало, пробуждение. На нас веет ощущением гармонии, потому что всё живёт: и листики (хоть и упавшие с липы), и птички, и ветер, и даже день, который «открывает глаза».
Желая заставить нас ощутить, пережить это удивительное чувство (светлую грусть), автор использует художественный стиль, отличающийся необычайной образностью и выразительностью.
Природа у Пришвина одухотворена: утро слышит, день открывает глаза. И эти олицетворения, и сравнение (утро, похожее на тяжело спящего человека) делают текст более живописным, выразительным.
Композиционно текст можно разделить на две части. В первой даётся описание природы, во второй – описание состояния человека. Почему автор даёт два описания? Наверное, потому, что Пришвин не только созерцает какую-либо картину, испытывая при этом разнообразные чувства, но и осмысливает увиденное и свои ощущения и делится этим с нами.
Вся первая часть текста проникнута движением, хотя и замедленным. «Утро пробуждается, туман сгущается; капли оседают, скатываются, падают: листики летят; ветер поднимает. Использование глаголов настоящего времени делает картину такой яркой и живописной, что мы и вправду видим и листики, летящие парашютиком, мотыльком, винтиком, и капельки, катящиеся по ним.
Во второй части и так замедленное сгущающимся туманом действие как бы замирает. Односоставное определённо-личное предложение {Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь) передаёт ощущение необъяснимой неги и благодати в душе человека. И следующее безличное предложение (И так-то бывает грустно, и так хорошо.) ещё более живописует это удивительное состояние человека.
Пространство в тексте, как бы сдавленное туманом, постепенно раздвигается: листики падают на крышу, на землю, потом «летят… к реке». И человеку хочется улететь «душой вместе с птичками куда-то». Это состояние полёта усиливается многократным употреблением слов с корнем -лет-: летит, перелётный, разлетелись, полетят, летите.
В тексте много глаголов, существительных и почти нет прилагательных. Почему? Наверное, автору хотелось создать предметный мир. Но отсутствие прилагательных не лишает текст выразительности.
Особую эмоциональность придают тексту слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: листики, парашютики, капельки, птички, винтики. Они показывают любовное отношение автора к тому, о чём он пишет.
С точки зрения синтаксиса текст тоже необычайно интересен. О роли односоставных предложений уже говорилось выше. Читаем второе предложение текста и сразу обращаем внимание на инверсию: утро сырое, туманное, пробуждается не скоро. Зачем автор использует эту стилистическую фигуру речи? Вероятно, он хочет акцентировать внимание на негативных ощущениях этого тяжело пробуждающегося утра: туманности, сырости. Всё усугубляется ещё и тем, что «туман сгущается». И мы словно растворяемся в этом тумане. Инверсия меняет интонацию предложения. Движение и время замедленны. Казалось бы, перед нами безрадостная картина. И тем удивительнее то состояние гармонии и благодати в душе, при котором хочется летать.
Использование такой стилистической фигуры, как многосоюзие, опять-таки замедляет движение, и без того изменённое туманом. Частотность употребления союза и (и капли оседают, и листик не выдержит. и ветер с крыши поднимает. и летят они. и так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь.) делает картину, описанную автором, более полной, ощутимой, чувственной. Повторение союза придаёт тексту необычайную музыкальность, ритмичность.
Использование сложных синтаксических конструкций, преимущественно с сочинительной и бессоюзной связью, позволяет автору выразить более глубокие, ёмкие мысли. Последнее предложение, сложное по своей конструкции (с сочинительной и бессоюзной связью, состоит из пяти простых предложений), вмещает в себя огромный диапазон чувств, ощущений: радости, состояния полёта, грусти, связанной с тем, что «всё кончится».
Этими словами заканчивается текст. И они рождают в нас ощущение какой-то потери, утраты. Но те чувства гармонии и радости бытия, которые мы переживали во время чтения текста, в нас всё ещё живы. И поэтому грусть – светлая. И на память почему-то приходят пушкинские строки: «Печаль моя светла…»
Источник: Цепке Т. И. Анализируем лирические миниатюры М. М. Пришвина // Русский язык в школе и дома. 2005. – № 3. – С. 6–8.
*
См.:
Карта сайта
Пришвин М. М.
Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…
© 2017 6509