СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анатомо-физиологическая характеристика нарушений зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патология зрения

Патология зрения это- органические и функциональные поражения зрительного анализатора человека, ограничивающие его способность видеть, а также поражения придаточного аппарата глаза. Зрительные нарушения обусловлены расстройством функции центрального или периферического отдела зрительного анализатора.

Зрение – это одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

Нарушением у детей считается зрение остротой менее 0,3, с диапазоном просмотра менее 15 угловых градусов. Эти данные позволяют выявить детей, которым необходима медицинская помощь. Нарушение зрения мешает малышам познавать окружающий мир, ограничивает их ориентацию в пространстве, лишает их возможности заниматься любимыми видами деятельности.

Краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим:

  • Миопия (близорукость) – дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы.
  • Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.
  • Гиперметропия (дальнозоркость) – дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи. У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.
  • Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры. Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).

Наиболее распространенными формами нарушения зрения являются:

Спазмы аккомодации, которые заключаются в чрезмерном напряжении мышцы вокруг глаза. Оно не прекращается, даже когда глаз в нём не нуждается. Спазмы сопровождаются зрительным переутомлением при работе на близком расстоянии, напряжением зрения вдаль. Если у человека прогрессирует напряжение цилиарной мышцы, он становится более раздражительным, быстро устающим, снижается его успеваемость, начинаются головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния здоровья организма, образа жизни человека, своевременности диагностики и правильности назначенного лечения органов зрения.

Близорукость считается приобретенным заболеванием, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения наступают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. Результатом такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость врожденное состояние, связанное с особенностями строения глазного яблока. Первые признаки проявления дальнозоркости – падение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть читаемый текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях – понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм - особый вид оптического строения глаза. Проявление этого врожденного или приобретенного заболевания обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм проявляется в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Косоглазие связано с положением глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. Развитие косоглазия связано с нарушением согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

Причины нарушения зрения

Часто имеет место сочетание нескольких причин, по которым утрачивается или значительно ухудшается зрение, поэтому сложно бывает определить, что именно повлияло на здоровье глаз. Проблема снижения зрения стоит остро во всем мире, в настоящее время каждый третий житель Земли имеет те или иные глазные заболевания, большинство из которых проявляются уже в детском и подростковом возрасте.

По статистике, если оба родителя имели проблемы со зрением, то вероятность развития того же зрительного нарушения у ребенка очень высока.

Причины, вызывающие нарушения зрения, бывают врождённые и приобретённые. Под нарушением врачи понимают не только снижение остроты зрения, но и искажение изображение, наличие темных пятен перед глазами, плохую видимость в темное время суток, неправильное восприятие цветов.

Врожденные причины плохого зрения кроются в неправильном развитии плода, осложнениями при беременности и родах. Самые распространённые из них:

  • Генетические мутации у плода;
  • Получение травм при беременности;
  • Употребление алкогольных напитков наркотических веществ;
  • Эндокринные заболевание к матери;
  • Инфекции, перенесённые беременной женщиной (краснуха, токсоплазмоз, сифилис и др.).

Профилактика отклонений заболеваний зрения невозможна, но зная о патологиях родителей можно как можно раньше выявить их у ребенка и начать лечение.

Приобретённые нарушения зрения возникают в течение жизни в результате травм, заболеваний и воздействия неблагоприятных внешних факторов. Большая часть патологий возникает после 40-45 лет, когда начинаются возрастные изменение зрительного аппарата.

Наиболее часто встречаются следующие причины полной или частичной потери зрения:

  • Инфекционные, паразитические, грибковые и прочие заболевания глаз;
  • внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;
  • в связи с повышением внутриглазного давления;
  • на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;
  • недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.

Особенности физического развития детей с нарушением зрения

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

У некоторых детей с нарушением зрения отмечается значительное отставание в физическом развитии и физической подготовленности от нормально видящих сверстников. Мышечная сила ослаблена, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамического равновесия.

Вторичные отклонения в физическом развитии детей, обусловленные нарушением зрения: плоскостопие, мышечная слабость, нарушение осанки. При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что в свою очередь приводит к заболеваниям органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, снижению иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям. Поэтому инструктору необходимо ознакомиться с медицинскими показаниями на каждого ребенка и наличием медицинской справки о допуске к занятиям по плаванию. Сопутствующие заболевания детей с нарушением зрения диктуют некоторые ограничения. Им необходима индивидуальная нагрузка.

Таким образом в связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. У некоторых детей с нарушением зрения отмечается значительное отставание в физическом развитии и физической подготовленности от нормально видящих сверстников. Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей с нарушениями зрения наблюдается значительное отставание в физическом развитии и физической подготовке по сравнению с их нормально видящими сверстниками. Мышечная сила ослаблена, движения угловатые, медленные и нерешительные, нарушено статическое и динамическое равновесие. Инструктору необходимо ознакомиться с медицинскими показаниями для каждого ребенка.

Категория: Биология
22.04.2023 23:25


© 2023 85

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!