СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арт- терапия на уроках изобразительного искусства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Арт-терапия на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Макарова Г.П., учитель ИЗО, г. Уфа

Еще К. Юнг писал, что занятие изобразительным искусством является внутренней потребностью, своего рода инстинктом. Он рассматривал символический язык изобразительного искусства как наиболее адекватный, более точный и емкий чем слова. Начальная школа – один из наиболее значимых периодов в развитии ребенка. Формируется самая молодая функция психики – речь. Поэтому именно у младших школьников по разным причинам могут возникать затруднения в общении и в выражении своих чувств и мыслей. Но они с удовольствием «говорят» не вербально, посредством рисунка. Сказанное подтверждается исследованиями психологов и педагогов, согласно которым детское рисование является своеобразным аналогом речи. Отчего же у детей появляется нерешительность, боязнь не справиться с работой? Причины могут быть разными, но основные – это навязывание взрослыми штампов и стереотипов (трава зеленая, небо синее); алгоритмов изобразительной деятельности (повторение образца); исключается возможность самовыражения ребенка в цвете (не используются «смешанные» цвета, а только «чистые», те которые есть в наборе красок); ограничение изобразительного материала. Но самая главная причина, это неумение развивать эстетическое и эмоциональное восприятие у детей.

Педагогическая наука имеет давний опыт использования изобразительного творчества в работе с детьми. Однако только в последние годы в нашей стране наметилось становление педагогического направления арт- терапии или лечения искусством. Арт- искусство, терапия- лечение. Можно сформулировать это так. Арт- терапия – это метод изменения состояния структуры мироощущения человека посредством самостоятельной творческой деятельности, позволяющей выразить эмоции и иные содержания психики. Специалисты подчеркивают роль терапевтического процесса в повышении адаптационных способностей человека, в развитии потенциала психического здоровья детей, формировании здоровой, творческой личности. (Практикум по арт- терапии, под ред. А.Д. Копытина. – СПб, 2001) Особенно необходимо использование некоторых арт- терапевтических приемов и техник в работе с младшими школьниками.

Уроки изобразительного искусства в школе привязаны к определенным дидактическим целям. Содержание и порядок деятельности учащихся на уроках задается и контролируется учителем. Напротив, арт- терапия предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. Такую степень свободы получают дети в изостудии. Наиболее действенной работа проводилась бы в специально оборудованной мастерской, в окружении натурных постановок, в которой создается особая художественная атмосфера. Но, даже не имея такого специального помещения, не стоит отказываться от заданий с разнообразными художественными материалами: уголь, сангина, восковая и сухая  пастель, акриловые, гуашевые краски и т.д., от работ в трудоемких техниках «батик», «граттаж», «монотипия», применение отпечатывания, коллажа. С младшими школьниками рисование пальчиками, ладошками, большой кистью – «пятнами», выдувание клякс, цветных мыльных пузырей. Так педагог на занятиях обеспечивает выбор разнообразных техник, художественных материалов, показывает способы работы новыми материалами, а ребенок в зависимости от выбранной темы определяет композицию, материал. За ребенком остается право выбирать. Вмешательство педагога в творчество детей снижает терапевтический эффект занятия, особенно если стиль общения авторитарный.

Памятка ведущему занятия с элементами арт- терапии. На занятии неприемлемы команды, указания, требования, принуждения. Ребенок вправе выбирать подходящие для него изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе. В арт- терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания. Таким образом, арт- терапия позволяет каждому ученику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе.

 

 

Категория: ИЗО
15.02.2015 18:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!