СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
С поступление ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. В целом же с поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном возрасте, а четырьмя различными видами деятельности: ведущая, игровая, трудовая и учебная. В.В. Давыдом считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему освоенные психологические новообразования. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. Учебная деятельность здесь только начинается, и поэтому о ней нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ее предстоит совершенствовать в течении долгих лет жизни, если человек будет все это время продолжать учиться. Если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок приобретает новые или изменит существующие у него знания, умения и навыки. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются оновные состовляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция. По мнению В.В. Давыдова учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет суствующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе, потребности интеллектуального роста и персонального развития. В конце 50-х гг. 20 века Д.Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении учебно-познавательной деятельности состоит в том, что ее результатом является изменение самого обучающегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление учебно-познавательной деятельности способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического сосзнания и мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. В структуре учебно-познавательной деятельности выделяются потребность, задача, мотивы и операции. Исходная форма учебной деятельности - ее коллективно распределенное осуществление учащимися под руководством учителя. Формирование и развитие учебной деятельности проходит несколько этапов, каждому из которых соответсвуют определенные ступени образования. При переходе с этапа на этап видоизменяются ее основные характеристики (содержание, формы организации и т.д.). На этапе начального образования возникают и формируются основные компоненты структуры учебной деятельности (у дошкольников имеются лишь их предпосылки). В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится главной и ведущей среди других видов деятельности. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развернутой учебно-познавательной деятельности она остается коллективно распределенной, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициатике ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. К числу психологических факторов успешности учебной деятельности можно отнести умение взаимодействовать с людьми в совместной с ними деятельности, прежде всего с учителями, и товарищами по учебной деятельности как учения. Все перечисленные факторы относятся не только к ученику, но также и к учителю, однако к последнему - в их специфическом преломлении, связанном с обучением других людей. Важное значение в процессе приобретения знаний имеет установка на учение, т.е. постановка учителем и принятие обучающимся учебной задачи, смысл которой для уителя заключается а в том, чтобы научить, а для ученика - чему-либо научиться. Каждый обучающийся становится индивидуальным субъектом учения, его учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебников. Учебная деятельностьь теряет свой ведущий характер; главную роль в психическом развитии подростков приобретает общественно значимая деятельность (спортивная, трудовая, художественная и пр.). Но в сфере умственного развития учебная деятельность продолжает занимать главное место. В старшем школьном возрасте учебная деятельность вновь становится ведущей, но в ней появляется профессиональный уклон, позволяющий старшеклассникам осуществлять профессиональное самоопределение. В студенческие годы учебная деятельность приобретает исследовательских характер и может быть названа учебно-познавательной деятельностью. При любом способе обучения у некоторых обучающихся может быть стихийно сформироваться целенаправленная учебная деятельность. Однако наивысшего уровня развития она достигает при планомерном формировании, построенном на принципах теории учебной деятельности. Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению в школе еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации ребенка к школе. Для того чтобы сохранить первоначальный интерес к школе и к учебным предметам, необходимо включать в действие доплнительные стимулы учебной деятельности. Применительно к детям шести-семилетнего возраста такие стимулы могут быть как моральными, так и материальными. Моральные стимулы не случайно поставлены на превое место, так как в стимулировании детей младшего школьного возраста к учению они зачастую оказываются более действенными, чем материальные. К их числу относятся, например, одобрение, похвала, постановка ребенка в пример другим детям. Важно, внимательно наблюдая за поведением ребенка, вовремя заметить, на что он лучше всего реагирует, и чаще обращаться к формам морального поощрения, связанным с этим. На первых порах обучения в школе желательно исключать или сводить к минимуму какие-либо наказания за плохую учебу. Что же касается материальных поощрений за успехи, то они, как показывает практика, педагогически и психологически мало результативны и действуют в основном ситуативно. Их можно применять, но нельзя ими злоупотреблять. При этом обязательно сочетание материальных с маральными способами стимулирования учения ребенка. Первоначально процесс преподавания в младших классахьшколы строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности. Эти компоненты, по В.В. Давыдову, следующие: учебные ситуации, учебные действия, контроль и оценка. Детально и не спеша необходимо демонстрировать детям определенную последовательность учебных действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешнеречевом и умственном планах. При этом важно создавать блаоприятные условия для того, чтобы предметны действия приобретали умственную форму при должной их обобщенности, сокращенности и освоенности. В учебных ситуциях дети осваивают общие способы решения некоторого класса задач, причем воспроизведение этих спообов выступает как основная цель учебной работы. Овладев ими, дети сразу целиком применяют найденные способы решения в конкретных задачах, с которыми они встречаются. Действия, направленные на усвоение общего образца - способа решения задачи, соответствующим образам мотивируются. Ребенку объясняют, зачем нужно увоить именно данный материал. Работа по освоению общих образцов действий должна предшествавать практике их применения при решении конкретных задач и выделяться как особая в учебном процессе. Одно из основных требований психологии - так организовать начальное обучение, чтобы преподавание большинства тем и разделов программы происходило на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторого понятия или общих образцов решения задач определенного класса. Исследования пказывают, что ряд существенных недостатков в овладении отдельными понятиями и способами решения задач дети не были обучены выполнению все необходимых уебных действий. В умении преобразовывать конкретно-прекические задачи в учебно-теоретические проявления наиболее высокий уровень развития учебной деятельности школьников. Если в младшем школьном возрасте это умение ддолжным образом не сформированно, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическими источниками успешного учения. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции. В развитии мышления и речи детям помогают спонтанные рассуждения вслух. В одном из экспериментов группу детей 9-10 лет обучали рассуждать вслух во время выполнения задания. Контрольная группа такого опыта не получила. Дети из экспериментальной группы с выполнением интеллектуального задания справились гораздо быстрее и эффективнее, чем дети из контрольной группы. Первое, чему нужно научить младшего школьника при выполнении домашних заданий, это выделение учебной задачи. Учебная задача является основным структурным компонентом учебной деятельности. Хорошие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте и в которых они с удовольствие учавствуют.
© 2018, Дьяченко Вероника Евгеньевна 1106