СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К проблеме формирования мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Д.Г.Булыгин

Кардинальная смена образовательных ориентиров, произошедшая в течение последних десятилетий в области отечественного образования, повлекла за собой смену приоритетов учащихся, изменения в их мотивационно – потребностной сфере. Формирование общественно значимых мотивов, разумных потребностей личности является одной из важнейших задач социальной политики нашей страны.

Данный феномен находит свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. В соответствии с положениями концепции центральной проблемой модернизация системы образования становится проблема развития личности, творческих способностей, учебно-познавательной мотивации.

«Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» как стратегическая программа совершенствования образования ставят перед школой ряд важнейших задач. Среди них, в первую очередь, обеспечение органического единства обучения и воспитания с целью повышения качества знаний учащихся и их подготовки к труду. В этих условиях проблема формирования мотивации приобретает особую значимость, ибо мотивация - одно из важнейших условий успешности или не успешности учения ребенка.

Среди требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования следует отметить необходимость формирования личностной компетенции, включающей «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества…».

Таким образом, в русле требований ФГОС НОО вопрос мотивации не уступает по значимости знаниям, умениям и навыкам.

Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать свои возможности.

Мотивация составляет ядро структуры личности, движущую силу ее поведения и деятельности. Активность, увлеченность, ответственное отношение к труду взрослого человека закладываются уже в школе, в процессе учебной деятельности ребенка. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желательного, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема формирования мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.

Внимание к проблеме мотивации учебной деятельности младшего школьника определяется, с одной стороны, сензитивностью данного периода для ее формирования. Именно в момент обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность выступает в статусе ведущей, можно создать предпосылки формирования мотивации учения, а к концу обучения в начальной школе придать мотивации определенную форму, т.е. сделать ее устойчивым личностным образованием школьника.

С другой стороны, исследование мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста необходимо в связи со снижением от класса к классу интереса школьников к учению. Это особенно заметно на границе начальной и средней школы. Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, стремятся пропустить уроки, их старательность уменьшается, авторитет учителя падает.

Исследователи учебной деятельности единогласно утверждают, что дети приходят в школу с ярко выраженным желанием учиться, и у большинства из них имеется устойчивая положительная мотивация к учебной деятельности. Исследования М. Ф. Морозова обнаруживают, что сам по себе интерес к явлениям и событиям окружающего мира от класса к классу не только не угасает, но продолжает развиваться, становясь все более напряженным и все более сложным по содержанию. Однако этот интерес, по-видимому, недостаточно удовлетворяется в учебно – воспитательном процессе.

По мнению Д.Б. Эльконина ”учебная деятельность, направленная на овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий”, должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы, непосредственно связанные с её содержанием, мотивы приобретения обобщённых способов действий, мотивы собственного совершенствования и другие. Если удаётся сформировать такие мотивы у учащихся, то поддерживаются, наполняясь новым содержанием, общие мотивы деятельности. Они связаны с позицией школьника, осуществлением им общественно значимой и оцениваемой деятельностью. Противоречие, о котором говорилось выше, стирается.[1]

Смысл учения — это внутреннее пристрастное отношение школьника к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему опыту и к своей жизни. Понимание смысла учения, его личностной значимости не происходит «автоматически» в ходе усвоения знаний. Чтобы знания воспитывали, писал А. Н. Леонтьев, надо воспитать отношение к самим знаниям. Значит, желательно в ходе обучения сформировать у школьников активное внутреннее отношение к знаниям, к способам их приобретения. В этом случае усвоение новых знаний и способов работы приведет к личностному развитию школьников. Смысл учения, его значимость для школьника лежат в основании мотивационной сферы. От смысла учения зависит направленность школьника, т.е. мотивы учения [2].

В классификации учебных мотивов Л.И. Божович выделяет два основных типа учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Одни из них познавательные, «порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связанные с содержанием и процессом учения». Другие - социальные, «порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью», лежат как бы за пределами учебного процесса [3].

В отечественной психологии мотивация как психологическая категория была исследована и раскрыта в работах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейна.

Предметом исследования многих ученых является проблема формирования учебной мотивации в школьном возрасте. Условия формирования учебной мотивации современного школьника систематизированы П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А. К. Марковой.

Сущность теории П.Я.Гальперина предполагает такое построение учебной деятельности, при котором на основе внешних предметных действий, организованных по определенным правилам, формируются знания, умения, навыки. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа действия (ООД) - система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего выполняемого действия. Чтобы безошибочно выполнять какое-либо действие, человек должен знать, что при этом произойдет и на каких аспектах происходящего будет сконцентрировано его внимание, - это позволит не выпустить желаемые изменения из-под контроля. Данные положения и составили основу рассматриваемой теории, согласно которой обучение строится в соответствии с ООД, усвоенной обучаемым [5].

Любая деятельность, по мнению Д.Б. Эльконина, характеризуется определенной структурой, включающей специфические потребности, мотивы, цели и соответствующие задачи, действия, операции. Предметом является то, по отношению к чему субъект действует, результат – это то, что субъект приобретает, порождает. Таким образом, предметом учебной деятельности является обобщенный опыт знаний, дифференцированный на отдельные науки. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Впервые субъект сам для себя выступает как самоизменяющийся. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет.

Учебная деятельность – деятельность, предмет которой есть ее субъект, в ходе которой субъект преобразует самого себя как человека. Продукт учебной деятельности – опять же сам человек, научившийся чему-либо, изменившийся. Таким образом, учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Учебная деятельность, по мнению Д. Б. Эльконина, направлена на освоение учебного материала и решение учебных задач, осваиваются общие способы действий и научные понятия, имеет предваряющий способ действия, ведет к изменениям в самом субъекте, изменения субъекта происходят в зависимости от результатов его собственных действий.[1].

В.В. Давыдов обосновал необходимость освоения теоретических понятий в учебной деятельности. Учебная деятельность школьников строится в соответствии со способами получения научных знаний, со способом восхождения от абстрактного к конкретному. Мышление школьников в процессе учебной деятельности имеет нечто общее с мышлением ученых, получающих результаты своих исследований посредством содержательных абстракций, обобщений и теоретических понятий, функционирующих в процессе восхождения от абстрактного к конкретному. Но мышление школьников не тождественно мышлению ученых. Школьники не создают понятий, образов, норм, а присваивают их посредством учебной деятельности. В своей учебной деятельности школьники воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм. В процессе систематического выполнения школьниками учебной деятельности у них, наряду с усвоением теоретических знаний, развиваются теоретическое сознание и мышление. Организация обучения, построенного по теоретическому типу, по мнению В.В. Давыдова, наиболее благоприятна для умственного развития ребенка, поэтому такое обучение называют развивающим.[6]

А.К. Маркова, изучая мотивы учебной деятельности младших школьников, отмечает, что становление мотивации - не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а усложнение структуры мотивационной сферы. По мнению А. К. Марковой, формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося. Формировать мотивацию – это значит поставить ученика в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности [4].

Формирование мотивации учения - решение вопроса воспитания личности, это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в обществе, в сочетании с их активным поведением и активной жизненной позицией. Характерные, часто актуализирующиеся мотивы учения становятся достоянием личности, устойчивыми ее свойствами.

Список Литературы

  1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Д.Б.Элбконин.- М; Педагогика, 1989.- 560 с.
  2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб.пособие для вузов. М.: Академия: Смысл, 2005. -346 с.
  3. Божович Л. И. Проблема формирования личности: Избр. психолог.труды / ред. Д.И. Фельдштейн. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 2001. -349 с
  4. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. -96 с.
  5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка – М., 1985.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М, ИНТОР, 1996.-544 с

28.09.2023 16:41


© 2023 60

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!