СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
«Ассоциативный анализ слова»
Жалсараева Р.В.
Тема исследования: «Ассоциативный анализ слова «Зима».
Метод исследования: свободный ассоциативный эксперимент.
а) Подготовка эксперимента.
Задачи:1.Охарактеризовать метод свободного ассоциативного эксперимента.
2.Провести анкетирование и последующий качественный и количественный анализ.
Выбор методики – свободный ассоциативный эксперимент – связан с тем, что он
-является наиболее разработанной техникой психолингвистического анализа семантики.
- является простым и доступным в исполнении
- при проведение эксперимента испытуемым не ставится никаких ограничений на реакции.
- на основании свободного ассоциативного эксперимента можно также сравнивая ответы-реакции разных испытуемых, найти наиболее частые, общие.
-выявить синонимы к слово стимулу «Зима», т.к. в словаре Русских синонимов на слово «зима» предлагается слово «холод» (частота 7898), «сезон» (частота 2191), морана, зимушка сочетания этих слов.
Ассоциативный эксперимент заключается в том, что испытуемому дается слово-стимул и предлагается назвать (или записать) первое пришедшее в голову слово или словосочетание, связанное с данным словом.
В эксперимент включены все ответы опрошенных девушек и женщин.
В эксперименте приняли участие 6 человек в возрасте от 20до 45 лет, женского пола проживающие в Заиграевском районе.
Б) Проведение эксперимента
Анкетирование было проведено при личной встрече,
Форма эксперимента: устная, письменная, устно-письменная.
При проведении эксперимента использовалась письменная форма.
Условия проведения:
- ограниченность во времени
- ценность первой ассоциации.
- испытуемым не ставится никаких ограничений на реакции.
Ход эксперимента: предъявление испытуемому слова-стимула, на которое он отвечает первыми пришедшими на ум словом. Записывает 10 слов – ассоциаций.
Анкета.
Для ответа на вопрос, пожалуйста, укажите
Ваш пол: Ж Возраст: 22 (домохозяйка, средне-специальное обр)
Вопрос: «В ответ на предъявленное слово-стимул «зима» запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову».
В) Протоколирование и первичное описание экспериментального материала.
Анкета.
Для ответа на вопрос, пожалуйста, укажите
Ваш пол: Ж Возраст: 20 (студент, мед.колледжа)
Вопрос: «В ответ на предъявленное слово-стимул «зима» запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову».
В) Протоколирование и первичное описание экспериментального материала
Анкета.
Для ответа на вопрос, пожалуйста, укажите
Ваш пол: Ж Возраст: 23 (студент, БГСХА)
Вопрос: «В ответ на предъявленное слово-стимул «зима» запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову».
В) Протоколирование и первичное описание экспериментального материала
Анкета.
Для ответа на вопрос, пожалуйста, укажите
Ваш пол: Ж Возраст: 44 (учитель, высшее)
Вопрос: «В ответ на предъявленное слово-стимул «зима» запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову».
В) Протоколирование и первичное описание экспериментального материала
Анкета.
Для ответа на вопрос, пожалуйста, укажите
Ваш пол: Ж Возраст: 34 (Специалист ОК, высшее)
Вопрос: «В ответ на предъявленное слово-стимул «зима» запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову».
В) Протоколирование и первичное описание экспериментального материала
Анкета.
Для ответа на вопрос, пожалуйста, укажите
Ваш пол: Ж Возраст: 36, ( директор, высшее)
Вопрос: «В ответ на предъявленное слово-стимул «зима» запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову».
В) Протоколирование и первичное описание экспериментального материала
«Они обнажают сущность человеческой мысли с такой удивительной отчётливостью и достоверностью, которые вряд ли удастся сохранить, если опубликовать их и сделать достоянием мира».
(Френсис Гальтон, о результатах ассоциативного эксперимента на себе)
Слово – стимул «Зима»
1. Снеговик 2. Новый год 3. Сагалган 4. Елка 5. Родила 6. Холод 7. Рано темнеет 8. Гирлянды 9. Хрустит под ногами 10. оливье |
1. Снег 2. Холод 3. каток 4. коньки 5. белый цвет 6. санки 7. печка 8. снеговик 9. новый год 10. сагалган |
1. Холод 2. Снег 3. пар 4. Белый цвет 5. Елка 6. Новый год 7. Санки 8. Снеговик 9. Лед 10. Гирлянды |
1. Холод 2. Снег 3. Мороз 4. Лед 5. Новый год 6. Елка 7. Снегурочка 8. Дед мороз 9. Снеговик 10. Снежинки |
1. Новый год 2. Снегурочка 3. Дед мороз 4. Снег 5. Санки 6. Снеговик 7. Холод 8. Снежинка 9. Рукавица 10. шуба |
1. Снег 2. Метель 3. Стужа 4. мороз 5. Новый год 6. Дед мороз 7. Шуба 8. Снежинки 9. Снеговик 10. санки |
Количество: 60 ответов
Количественная обработка и интерпретация результатов.
Лингвистический анализ ассоциаций.
После выполнения ассоциативного эксперимента последовательно сравниваются между женщины стимул—реакция. И каждая реакция оценивается по двум категориям: логические связи и грамматические связи.
Логические реакции делятся на подгруппы: центральных и периферических, Логические связи — это связи по смыслу между стимулами и реакциями. Если такая связь есть, то ставится отметка в графу «центральная логическая реакция». Если же эта связь не очевидна для исследователя, является индивидуальной ассоциацией испытуемого, то отметку ставят в графе «периферическая логическая реакция».
Центральные
Снег, холод, новый год, снеговик, санки100%
периферические
родила, сагалган, шуба
0%
Вывод: Большой процент центральных реакций объясняется тем, что среди участников эксперимента (взрослого населения), в противном случае увеличение периферических ассоциативных реакций свидетельствовало бы о плохом знании языка, нарушении динамических особенностей – заторможенности, скачкообразности мыслительных процессов и т.д. В нашем случае женщины дали большой процент центральных реакции.
Периферическая реакция «родила» в ответе 1 женщины является индивидуальной ассоциацией испытуемого, т.к. она родила своего первого ребенка, 5,6 женщины написали слово шуба т.к. связана с покупкой шубы, еще связь с национальным праздником, который отмечается в зимнее время. Были написаны слова «гирлянда» «оливье»
Грамматические реакции.
С точки зрения грамматического критерия можно выделить два варианта ответных реакций. Наиболее распространённое деление ассоциаций на парадигматические и синтагматические.
Вывод: В нашем случае 96% - парадигматические (принадлежат к одной части речи), 4% - синтагматические (к разным). – «хрустить под ногами», «рано темнеет».
© 2020, Жалсараева Роза Викторовна 4226