СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ассоциативный эксперимент

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

«Ассоциативный анализ слова»

Жалсараева Р.В.

Тема исследования: «Ассоциативный анализ слова «Зима».

Метод исследования: свободный ассоциативный эксперимент.

а) Подготовка эксперимента.

  • Цель эксперимента - Выявить разнообразие ассоциативных связей на примере слова - стимула «Зима».

Задачи:1.Охарактеризовать метод свободного ассоциативного эксперимента.

2.Провести анкетирование и последующий качественный и количественный анализ.

  • Выбор экспериментальной методики и ее краткая характеристика

Выбор методики – свободный ассоциативный эксперимент – связан с тем, что он

-является наиболее разработанной техникой психолингвистического анализа семантики.

- является простым и доступным в исполнении

- при проведение эксперимента испытуемым не ставится никаких ограничений на реакции.

- на основании свободного ассоциативного эксперимента можно также сравнивая ответы-реакции разных испытуемых, найти наиболее частые, общие.

-выявить синонимы к слово стимулу «Зима», т.к. в словаре Русских синонимов на слово «зима» предлагается слово «холод» (частота 7898), «сезон» (частота 2191), морана, зимушка сочетания этих слов.

Ассоциативный эксперимент заключается в том, что испытуемому дается слово-стимул и предлагается назвать (или записать) первое пришедшее в голову слово или словосочетание, связанное с данным словом.

  • Отбор экспериментального (стимульного) материала

В эксперимент включены все ответы опрошенных девушек и женщин.

  • Отбор испытуемых: количество и социальные признаки испытуемых ( пол, возраст, образование, место жительства и т.п.)

В эксперименте приняли участие 6 человек в возрасте от 20до 45 лет, женского пола проживающие в Заиграевском районе.

Б) Проведение эксперимента

  • Место и время проведения эксперимента.

Анкетирование было проведено при личной встрече,

Форма эксперимента: устная, письменная, устно-письменная.

При проведении эксперимента использовалась письменная форма.

  • Инструктирование и мотивирование испытуемых.

Условия проведения:

- ограниченность во времени

- ценность первой ассоциации.

- испытуемым не ставится никаких ограничений на реакции.

Ход эксперимента: предъявление испытуемому слова-стимула, на которое он отвечает первыми пришедшими на ум словом. Записывает 10 слов – ассоциаций.

Анкета.

Для ответа на вопрос, пожалуйста, укажите

Ваш пол: Ж Возраст: 22 (домохозяйка, средне-специальное обр)

Вопрос: «В ответ на предъявленное слово-стимул «зима» запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову».

В) Протоколирование и первичное описание экспериментального материала.

  1. Снеговик
  2. Новый год
  3. Сагалган
  4. Елка
  5. Родила
  6. Холод
  7. Рано темнеет
  8. Гирлянды
  9. Хрустит под ногами
  10. оливье

Анкета.

Для ответа на вопрос, пожалуйста, укажите

Ваш пол: Ж Возраст: 20 (студент, мед.колледжа)

Вопрос: «В ответ на предъявленное слово-стимул «зима» запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову».

В) Протоколирование и первичное описание экспериментального материала

  1. Снег
  2. Холод
  3. каток
  4. коньки
  5. белый цвет
  6. санки
  7. печка
  8. снеговик
  9. новый год
  10. сагалган

Анкета.

Для ответа на вопрос, пожалуйста, укажите

Ваш пол: Ж Возраст: 23 (студент, БГСХА)

Вопрос: «В ответ на предъявленное слово-стимул «зима» запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову».

В) Протоколирование и первичное описание экспериментального материала

  1. Холод
  2. Снег
  3. пар
  4. Белый цвет
  5. Елка
  6. Новый год
  7. Санки
  8. Снеговик
  9. Лед
  10. Гирлянды

Анкета.

Для ответа на вопрос, пожалуйста, укажите

Ваш пол: Ж Возраст: 44 (учитель, высшее)

Вопрос: «В ответ на предъявленное слово-стимул «зима» запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову».

В) Протоколирование и первичное описание экспериментального материала

  1. Холод
  2. Снег
  3. Мороз
  4. Лед
  5. Новый год
  6. Елка
  7. Снегурочка
  8. Дед мороз
  9. Снеговик
  10. Снежинки

Анкета.

Для ответа на вопрос, пожалуйста, укажите

Ваш пол: Ж Возраст: 34 (Специалист ОК, высшее)

Вопрос: «В ответ на предъявленное слово-стимул «зима» запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову».

В) Протоколирование и первичное описание экспериментального материала

  1. Новый год
  2. Снегурочка
  3. Дед мороз
  4. Снег
  5. Санки
  6. Снеговик
  7. Холод
  8. Снежинка
  9. Рукавица
  10. шуба

Анкета.

Для ответа на вопрос, пожалуйста, укажите

Ваш пол: Ж Возраст: 36, ( директор, высшее)

Вопрос: «В ответ на предъявленное слово-стимул «зима» запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову».

В) Протоколирование и первичное описание экспериментального материала

  1. Снег
  2. Метель
  3. Стужа
  4. мороз
  5. Новый год
  6. Дед мороз
  7. Шуба
  8. Снежинки
  9. Снеговик
  10. санки

«Они обнажают сущность человеческой мысли с такой удивительной отчётливостью и достоверностью, которые вряд ли удастся сохранить, если опубликовать их и сделать достоянием мира».

(Френсис Гальтон, о результатах ассоциативного эксперимента на себе)

  • Подсчитывается общее количество полученных ответов.

Слово – стимул «Зима»

1. Снеговик

2. Новый год

3. Сагалган

4. Елка

5. Родила

6. Холод

7. Рано темнеет

8. Гирлянды

9. Хрустит под ногами

10. оливье

1. Снег

2. Холод

3. каток

4. коньки

5. белый цвет

6. санки

7. печка

8. снеговик

9. новый год

10. сагалган

1. Холод

2. Снег

3. пар

4. Белый цвет

5. Елка

6. Новый год

7. Санки

8. Снеговик

9. Лед

10. Гирлянды

1. Холод

2. Снег

3. Мороз

4. Лед

5. Новый год

6. Елка

7. Снегурочка

8. Дед мороз

9. Снеговик

10. Снежинки

1. Новый год

2. Снегурочка

3. Дед мороз

4. Снег

5. Санки

6. Снеговик

7. Холод

8. Снежинка

9. Рукавица

10. шуба

1. Снег

2. Метель

3. Стужа

4. мороз

5. Новый год

6. Дед мороз

7. Шуба

8. Снежинки

9. Снеговик

10. санки

Количество: 60 ответов

Количественная обработка и интерпретация результатов.

Лингвистический анализ ассоциаций.

После выполнения ассоциативного эксперимента последовательно сравниваются между женщины стимул—реакция. И каждая реакция оценивается по двум категориям: логические связи и грамматические связи.

Логические реакции делятся на подгруппы: центральных и периферических, Логические связи — это связи по смыслу между стимулами и реакциями. Если такая связь есть, то ставится отметка в графу «центральная логическая реакция». Если же эта связь не очевидна для исследователя, является индивидуальной ассоциацией испытуемого, то отметку ставят в графе «периферическая логическая реакция».

Центральные

Снег, холод, новый год, снеговик, санки100%

периферические

родила, сагалган, шуба

0%

Вывод: Большой процент центральных реакций объясняется тем, что среди участников эксперимента (взрослого населения), в противном случае увеличение периферических ассоциативных реакций свидетельствовало бы о плохом знании языка, нарушении динамических особенностей – заторможенности, скачкообразности мыслительных процессов и т.д. В нашем случае женщины дали большой процент центральных реакции.

Периферическая реакция «родила» в ответе 1 женщины является индивидуальной ассоциацией испытуемого, т.к. она родила своего первого ребенка, 5,6 женщины написали слово шуба т.к. связана с покупкой шубы, еще связь с национальным праздником, который отмечается в зимнее время. Были написаны слова «гирлянда» «оливье»

Грамматические реакции.

С точки зрения грамматического критерия можно выделить два варианта ответных реакций. Наиболее распространённое деление ассоциаций на парадигматические и синтагматические.

Вывод: В нашем случае 96% - парадигматические (принадлежат к одной части речи), 4% - синтагматические (к разным). – «хрустить под ногами», «рано темнеет».

Категория: Прочее
27.11.2020 16:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!