СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аттестация - радостное событие в жизни каждого педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ педагогической деятельности учителя географии Москаленко Елены Викторовны

Я, Москаленко Елена Викторовна, работаю учителем географии в МОУ «Шахтерская ОШ №21», третий год.

В настоящее время одной из важных задач школы является воспитание всесторонне развитой личности. За время своей работы я убедилась, что нельзя воспитывать детей не любя их, и нельзя добиться хороших результатов, не любя свой предмет. Я – учитель географии и придаю своему предмету важное значение в развитии детей. Всегда поддерживаю нестандартность и оригинальность мыслей учеников, их творческие способности. Я убеждена в том, что всё начинается с развития любознательности и смекалки детей, поэтому проблема, над которой работаю звучит так: «Использование системно-деятельностного подхода на уроках географии».

Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии. Научно-исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.

На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное время: написание исследовательской работы, работа на факультативах, спецкурсах и кружках, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.

Вместе с этим на уроках открываются широкие возможности дифференцированного подхода к учащимся, позволяющие рационально использовать интеллектуальные возможности личности.

Исходя из охарактеризованной выше цели были поставлены следующие задачи:

- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явления и др.);

- учить детей думать критически (творчески);

- развивать в них умение работать совместно с другими людьми;

- создать на уроке атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем.

В своей работе я руководствуюсь следующими нормативными документами:

- Закон об образовании.

- Программа общего образования Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

  • Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом МОН от 30.07.2018 №678);
  • приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020 учебном году»;
  • приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1134 «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;

- Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «География: 6-9 кл.»: / для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Панкина В.Е., Харченкова О.Н., Гавенко Н.В., Николенко В.А., Степанова Н.Н. – 3-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 69 с.;

Методическое обеспечение:

  1. География. 5-6 классы. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Полярная звезда) /

А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.

  1. География. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Полярная звезда) / А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.
  2. География. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Полярная звезда) / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2016. – 255 с.
  3. География. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Полярная звезда) / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2016. – 240 с.

- учебно-методических пособий, позволяющих организовать работу по изучению географии родного края, рекомендованных к использованию в общеобразовательных организациях Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики:

  1. Географическое краеведение. Физическая география родного края: 8 класс. 2-е издание, дополненное и переработанное / Сост. Панкина В.Е. / Под общ. ред. А.И. Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016. – 184 с.
  2. Географическое краеведение: Физическая география родного края: 8 класс. Тетрадь для практических работ / Сост. Панкина В.Е., Степанова Н.Н. / Под общ. ред. А.И. Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016. – 76 с.
  3. Экономическое краеведение: Социально-экономическая география родного края: 9 класс. 2-е издание, дополненное и переработанное / Сост. Денисова Е.Д., Гетьманцева Т.В., Бятенко Е.В. и др. / Под общ. ред. А.И.Чернышева. – Донецк, 2016. – 186 с.
  4. Экономическое краеведение: Социальная и экономическая география родного края: 9 класс. Тетрадь для практических работ / Сост. Денисова Е.Д., Вечёркина Н.И., Подолянская Л.Я. и др. / Под общ. ред. А.И. Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016. – 64 с.
  5. Хрестоматия «Путешествуя по родному краю», 8 класс / Сост. Панкина В.Е. / Под общ.ред.

А.И. Чернышева. – Донецк: Истоки, 2017.

  1. Социально-экономическая география родного края: 9 класс. Рабочая тетрадь / сост. Денисова Е.Д., Бятенко Е. В., Вечёркина Н.И., Кондратьева Е. В. – Донецк: Истоки, 2017.
  2. Сборник заданий по географии родного края Сост. Панкина В.Е., Колесник Т.С. / Под общ. ред. А.И. Чернышева. – Донецк: Истоки, 2018.
  3. Хрестоматия по родному краю, 9 класс / Сост. Денисова Е.Д. / Под общ. ред. А.И. Чернышева. – Донецк: Истоки, 2018.
  4. Экономическое краеведение: Сборник заданий, 9 класс. – Донецк: Истоки, 2019.
  • Методических рекомендаций по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году;
  • Рабочего учебного плана МОУ «Шахтёрская ОШ №21» на 2019-2020 уч.г.
  • Календарного учебного графика МОУ «Шахтёрская ОШ №21» на 2019 – 2020 уч.год

Для реализации поставленных задач я использую различные методы работы:

репродуктивный, проблемного изучения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и исследовательский. Все эти методы направлены на развитие учебного успеха ученика на уроках географии.

Репродуктивный – использую при закреплении, повторении, при самостоятельной работе по составлению описания географического объекта.

Объяснительно-иллюстративный – при изучении нового материала, новых понятий: солнечная радиация, климатические пояса. Дети воспринимают готовую информацию (слушают, смотрят, читают, запоминают) т.е. закладывается основной запас знаний, на базе которого можно самостоятельно добывать новые.

Частично-поисковый исследовательский метод использую на уроках географии в 6-9 классах. При изучении темы «Погода, ее влияние на здоровье человека» (деловая игра).

Формы организации учебной деятельности на уроках разнообразны: индивидуальная, групповая, коллективная.

Осуществляю дифференцированный подход к учащимся в обучении географии, что обеспечивает каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов. При этом мысленно объединяю учащихся в несколько временных типологических групп в соответствии с их интересами или успехами в изучении географии. Строю учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Использую приёмы обучения, отвечающие особенностям каждой группы. Предлагаю детям задания разного уровня сложности: творческие, проблемные задания или репродуктивные. Осуществляю дифференциацию также и по характеру помощи учащимся.

В обучении географии использую лекционно-семинарскую и зачётную формы организации обучения, способствующие воспитанию у школьников самостоятельности, творческого подхода в добывании знаний.

На своих уроках для усвоения новой темы каждым учеником применяю коллективно-групповой способ обучения. Работа в группах – это, прежде всего, возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается в семье, в школе. Коллективно-групповая работа побуждает к действию, к активному сотрудничеству и повышает ответственность учащихся. Она даёт возможность не только поднять интерес к географии, а также развивает творческую самостоятельность учащихся, учит работать с различными источниками знаний. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока. Чем снимается бесконечная традиционность урока. Уроки позволяют применять элементы занимательности. Что повышает интерес к географии. Групповую форму урока применяю в 6-9 классах. Так, в 6-ом классе, при изучении темы «Озёра», я разделила класс на три группы. Учебные возможности детей в классе неровные. При формировании групп для работы на уроке старалась рассадить детей так, чтобы в одной группе были учащиеся с различными уровнями обучаемости, так как на уроке отрабатывала новый материал. Урок по теме «Озёра» был запланирован как урок изучения нового материала. Цели урока: создать условия для развития самостоятельной деятельности учащегося с целью формирования понятия «озеро», представлений о типах озёрных котловин, сточных, бессточных озёрах; способствовать развитию умения работать с текстом учебника; воспитывать умения общаться в коллективе при выполнении совместной работы. Для наиболее успешного достижения поставленных целей урок был организован следующим образом. На начальном этапе для повышения мотивации учащимся предложена загадка по теме урока. Для актуализации знаний использован приём «веер» ( на листе бумаги дети, сидящие на одном ряду записывают свои ассоциации на доске). Цели урока детьми поставлены самостоятельно с уточнениями учителя. Главный акцент урока – понятие «озеро», которое дети ввели самостоятельно), типы озёрных котловин, их происхождение. На этом этапе урока каждая группа, используя текст учебника, рассматривает образование одного из типов озёрных котловин, находит примеры озёр данного происхождения и пытается изобразить на листе вид озера сверху, то есть, установить взаимосвязь между происхождением озёрной котловины и формой озера. По окончании работы, один из участников группы рассказывает у доски о результатах своей работы. Все остальные участники слушают выступление своего одноклассника. Во второй части урока даётся ещё один небольшой блок нового материала по характеристике сточных вод (бессточных озёр). При закреплении материала вновь организована работа в группах. Задание: определить озеро по географическим координатам, по карте выяснить, является ли данное озеро сточным или бессточным, солёным или пресным. По окончании этого этапа работы мною применяется мягкая форма контроля – взаимоконтроль между группами. В результате выявлена группа, справившаяся с заданием и группа, не справившаяся с работой, выявлены основные ошибки, допущенные при выполнении заданий. Заключительный этап урока – рефлексия. Самооценка каждого ученика – что усвоено на уроке и над чем ещё надо потрудиться. Как результат рефлексии – дифференцированное домашнее задание, при выполнении которого каждый ребёнок уже знает, на что следует обратить особое внимание. При групповой работе ученики самостоятельно и с помощью учителя работают с различными источниками знаний, это приобщает их к работе с учебной литературой. Такая организация урока развивает умение отбирать нужный материал, оценивать его, умение кратко излагать свои мысли, делать выводы. Роль учителя на таком уроке – координировать деятельность учащихся, следить за работой групп, оказывать помощь по мере необходимости. В результате учащиеся в ходе изучения нового материала проявляют самостоятельность. Отсутствие скованности на уроке и необычность формы его проведения вызывает интерес к изучаемому материалу.

Считаю принципиально важным стимулировать самостоятельную познавательную деятельность школьника, поэтому активно использую на уроках географии ролевые игры, например: «Экскурсионное агентство» (9 класс, тема «Связь. Сфера обслуживания»), «Путешествуем по озерам» (6 класс, тема «Озера») и т. д.

Особое внимание уделяю проблеме профессионального самоопределения. Профориентационные уроки в системе специализированной подготовки учащихся к жизни помогают им сознательно выбрать будущую профессию. Например, при изучении темы «Картографическая съёмка местности» в 6 классе мои ученики знакомятся с профессиями топографа и геодезиста; а, изучая тему «Взаимосвязь основных форм рельефа с тектоническими структурами и геологическим строением» в 8 классе, учащиеся узнают о профессиях геолога, геоморфолога, вулканолога, сейсмолога, эколога.

Остановлюсь подробнее на использовании электронных образовательных ресурсов на уроках географии. Замечу, что применение ИКТ и электронных образовательных ресурсов оправдано только в тех случаях, когда они дают более существенные результаты по сравнению с другими формами обучения. Прежде всего, это организация индивидуального и дифференцированного обучения учащихся, использование виртуальных лабораторий, компьютерных моделей для организации исследовательской деятельности школьников, вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием сети Интернет. Использование ИТ на уроках позволяет мне:

  • Организовать индивидуальное интерактивное обучение;
  • Использовать анимацию, компьютерные модели и виртуальные лаборатории для демонстрации;
  • Организовывать исследовательскую и проектную деятельность учащихся;
  • Осуществлять дистанционное обучение при его необходимости.

В течение года были проведены следующие мероприятия:

  • Подготовка и самостоятельная презентация обучающимися проекта «Эндемики Австралии» -7 кл.
  • Подвижная географическая викторина «По странам и континентам» - 7 кл.
  • Игра «Самый умный» - 8 кл.

Я полагаю, что для успешной педагогической деятельности необходим хороший контакт и содружество между педагогом и учениками, а этого можно достигнуть выдержкой, уважением к личности и профессионализмом. Количество успевающих на «4» и «5» составляет 45-67%.

Я систематически работаю над повышением своего профессионального мастерства, регулярно изучаю новинки методической литературы, внедряю в опыт своей работы новые технологии.

Для усовершенствования своей педагогической деятельности постоянно принимаю участие в школьных традиционных педагогических дискуссиях, круглых столах. Эти формы позволяют оперативно приводить мой профессионально-квалификационный уровень в соответствие с потребностями практики.

Имею благодарность за активную помощь и активное участие при проведении международного конкурса «Лига эрудитов» от проекта konkurs.info, а также свидетельство о подготовке к участию в этом конкурсе учащихся, ставших победителями этого же конкурса.

При проведении тестового определения уровня профессиональных знаний получила сертификаты с результатами: География – 85,63 % и ИКТ – 78,75 %

Считаю, что моя педагогическая деятельность соответствует современным тенденциям образования.

Мое кредо: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

17.03.2020 19:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП