СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аутизм. Что это?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аутизм – нарушение развития, при котором мысли, чувства и желания подчиняются собственному мироощущению и не согласуются с действительностью. Симптомы становятся очевидны на втором году жизни, с двух до пяти лет формируются аутистические защиты: в это время дети максимально уходят в себя.

Звонок будильника их оглушает, свет настольной лампы, словно прожектор, бьет по глазам, одежда царапает кожу, а лица кажутся пугающей мозаикой – примерно так воспринимают мир миллионы больных аутизмом. Швейцарские нейрофизиологи Камилла и Генри Маркрам (Kamilla,Henry Markram) из Института мозга в Лозанне утверждают, что смогли понять механизм этого заболевания. До сих пор большинство ученых считали, что проявления аутизма вызваны сбоями в работе некоторых отделов головного мозга. Маркрамы полагают, что причина болезни иная: не нарушения, а избыточная активность мозга, которая обусловлена генетическими особенностями или спровоцирована негативным воздействием на эмбрион (например, лекарств, которые принимала мать) в первом триместре беременности.

В основе аутизма лежит гиперреактивность и гиперпластичность мозга. Когда мозг не успевает соединить в целое множество деталей, человек воспринимает мир как фрагментарный и чрезмерно насыщенный. Аутисты воспринимают, чувствуют, помнят слишком ярко и слишком много, поэтому их мозг перегружен и не справляется с потоком информации. Стараясь спрятаться от назойливого мира, аутист замыкается в себе, в своих привычных ритуалах, маниакально повторяя то, что однажды запомнил. В то же время гиперпластичность мозга в некоторых случаях стимулирует сверхспособности (феномен знатока) и сверхпамять.

Еще в младенчестве можно заметить, что младенец гипервозбудим и страдает: не может спать, то захлебывается, то не берет грудь и голодает. Или, наоборот, малыш слишком покорный: часами сосредоточен на одном ощущении, не просится на руки, может долго оставаться один. Позднее таким детям неприятны прикосновения, они не понимают игр вроде «ладушек», не используют и не воспринимают указательные жесты, поэтому так трудно привлечь их внимание.

Чем можно им помочь?

Чтобы ребенок смог жить среди людей, нужно убедить его, что живое лучше, чем неживое. Это очень непросто: аутисты предпочитают все неизменное и пугаются других людей просто потому, что лица выражают разные эмоции, меняются. Поэтому им легче нарисовать человека со спины, а мамин портрет их иногда привлекает больше, чем сама мама. Им нравится делать одно и то же, например, бесконечно пересказывать «Симпсонов» – и только потом можно попросить их придумать новую серию с теми же персонажами. Они любят общаться с компьютером, доверяют ему и с его помощью осваивают многое из того, что мы понимаем интуитивно.

Аутичным детям бывают необходимы лекарства, диета, помогают разные виды психотерапии, например холдинг-терапия, когда мать, долго удерживая ребенка в объятиях, постепенно восстанавливает телесную и эмоциональную связь с ним. Чтобы достучаться до аутичного ребенка, нужно действовать очень осторожно, деликатно. Это долгая, но необходимая работа.

05.02.2022 10:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!