СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аутизм не приговор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое аутизм, каковы его причины?

Если кратко: это нарушение развития, которое проявляется в возрасте до 3-х лет. Оно затрагивает все три сферы социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Обычные дети буквально живут социальной средой: следят за каждым движением и эмоцией взрослого или сверстника, хотят взаимодействовать с окружающими людьми. А дети с аутизмом отстранены от всего этого. Исследований причин аутизма много, но однозначных ответов пока нет. В последнее время всё больше исследований говорят о связи аутизма с генами и генными мутациями.

Симптомы.

Симптомов аутизма очень много, но не обязательно они являются проявлением именно этого заболевания. Это могут быть признаки энцефалопатии или нарушения слуха.

Вот какие жалобы обычно бывают

  • ребёнок не произносит отдельных слов к возрасту 1.5 года, а к 2-м годам не говорит фраз;
  • он ведёт себя так, как будто абсолютно не слышит мою речь;
  • он не улыбается в ответ на мою улыбку, а ему уже больше года;
  • мой ребёнок перестал говорить или как-то коммуницировать, хотя раньше он умел это делать (потеря каких-либо навыков);
  • мой ребёнок не смотрит в глаза или избегает прямого контакта в глаза;
  • часто повторяет чужие слова или фразы из мультиков (эхолалия — неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи);
  • у него необычная жестикуляция, размахивает руками, ходит на носочках;
  • редко обращается с просьбами и не делится переживаниями;
  • попытки общения нарушены, не откликается на своё имя;
  • не использует местоимение «я»;
  • если ребёнку указать на какой-то объект рукой, он смотрит на руку, а не на объект, не понимает этого жеста и сам не использует его;
  • часто играет с предметами, расставляя их в определённом порядке, любит раскручивать предметы;
  • избегает общения с другими людьми и со сверстниками;
  • не выносит перемен обстановки или обычного строя жизни;
  • ему сложно понять чувства или намерения другого человека, нелегко проявлять эмпатию, сопереживать;
  • мой ребёнок может очень сильно реагировать на слабый раздражитель: запах, свет, слабый шум, вид ткани, из которой сшита одежда и при этом не реагировать на сильные: громкое падение предмета, сильное прикосновение, плач другого ребёнка.

Главное, что нужно понять: чем в более раннем возрасте проведена диагностика, тем раньше можно начать специализированно заниматься с малышом, например, поведенческой терапией, а значит — достичь лучших результатов.

Является ли аутизм «приговором», как многие считают?

Часто диагноз «аутизм» полностью меняет жизнь родителей ребёнка. Появляется напряжение, отторжение, теряется время на принятие проблемы, а не на помощь малышу. Раннее вмешательство может хорошо адаптировать ребёнка к окружающему миру. Для успешного продвижения и максимальной адаптации ребёнка очень важно эффективное взаимодействие всех членов семьи, их взаимная помощь и поддержка.

Как ребёнок-аутист видит мир? Каковы особенности восприятия окружающей действительности аутистом?

Оказалось, дети с аутизмом рассматривают не мультяшного героя и его помощников, а полочку на заднем плане, какой–то предмет на полу и так далее, которые никакой социальной и информационной нагрузки не несут. То есть ребёнок в таком случае не может проанализировать ситуацию и, конечно, правильно отреагировать на неё. Нейротипичный ребёнок смотрит в глаза персонажу, обращает внимание на его эмоции, слушает речь и, таким образом, формирует представление о происходящем.

Насколько отличается в интеллектуальном плане ребёнок с аутизмом от здоровых детей?

При аутизме могут быть любые уровни умственного развития, но примерно в трёх четвертях случаев имеется отчётливая умственная отсталость. Реже наблюдается высокий интеллектуальный уровень, таких детей обычно замечают сразу: у них более благоприятный прогноз развития. Но нужно учитывать, что даже с высоким интеллектом особенности коммуникации, поведения, мышления остаются, и это отличает их от нейротипичных детей. Однако склонность к систематизации и ослабленная способность к целостному восприятию может привести к более успешным достижениям в науке или другой области, заинтересовавшей конкретного ребёнка с расстройством аутического спектра.

Как правильно выстраивать общение с таким ребёнком? Сможет ли ребёнок с аутизмом ходить в обычную школу и детский сад?

Российский и зарубежный опыт обучения детей с расстройством аутического спектра доказывает, что такие ребята должны обучаться в очной форме в коллективе сверстников, поскольку индивидуальное обучение на дому ведёт к дефициту социальных впечатлений, ограничению контактов привычной домашней обстановкой. Это способствует их вторичной аутизации и лишает возможности социальной адаптации. Полученный на данный момент опыт обучения детей с расстройством аутического спектра доказывает, что необходимы разработка и использование разных моделей обучения, учитывающих всё разнообразие психофизических особенностей этих детей. Но важно понимать: нельзя просто посадить детей в класс без грамотного психолого-педагогического сопровождения.

Несколько советов для выстраивания коммуникации с ребёнком с расстройством аутического спектра:

  • Будьте терпеливы. Вспышки ваших эмоций не приведут ни к чему хорошему, вы должны быть позитивно настроены.
  • Проявляйте чуткость. Если ребёнок игнорирует вас, вы не должны воспринимать это за личную обиду: он по-другому мыслит.
  • Уделяйте достаточно внимания ребёнку. Не нужно становиться навязчивым и требовательным.
  • Речевая атмосфера. Говорите чётко, без криков, коротко и ясно. У вас должен быть план или дневник на каждый день: ребёнку так будет легче воспринимать изменения.
  • Мотивируйте похвалой. Развиваете ребёнка в игровой форме. Обучите ребёнка желаемому поведению — прочитайте основы поведенческой терапии.

Вот несколько примеров улучшения состояния детей с расстройством аутического спектра:

  • улучшился зрительный контакт, стало легче договориться с ребёнком,
  • появились первые целенаправленные слова: зовёт маму, теряет её из виду,
  • стало меньше истерик и раздражений, не кусается после курса лечения,
  • ребенок стал проситься в туалет.

Помните, аутизм не приговор!

В комфортных условиях ребенок с РАС может социализироваться, освоить профессию и жить без дискомфорта и с минимальными ограничениями. Аутизм не опасен для жизни, хоть и влияет на ее качество. Будущее ребенка напрямую зависит не только от формы и степени тяжести болезни, но и от своевременного ее обнаружения, а также от правильно подобранной терапии и методов реабилитации и коррекции. Помните, особое значение имеет психологическая реабилитация, грамотное и регулярное лечение. Профессиональное сопровождение психолога поможет адаптировать ребенка к социуму, научить его коммуницировать с окружающими людьми и обеспечивать свои собственные потребности.

20.02.2023 19:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП