СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Автомобильный транспорт в наше время.
Экономические, социальные и экологические аспекты.
Соловьева Г.Х., учитель химии, МБОУ Школа№71, город Казань
Автотранспорт играл и играет огромную роль в жизни общества. Поэтому не будет преувеличением сказать: на двигателе внутреннего сгорания (ДВС) построена значительная часть материального благополучия последнего. Но от работы ДВС общество многое и теряет. И прежде всего с точки зрения экологии. Загрязняют внешнюю среду пока, к сожалению, все производства. Но особенно транспорт: на него приходится 40% всего наносимого ущерба. Есть ли выход из данного положения? Есть, и достаточно очевидный. Предприятия производящие автомобили, должны направлять часть прибыли - в местный бюджет, а именно в здравохранение, Такое решение не может не заинтерисовать производителей, поскольку оно приведет к снижению налога с оборота, а значит, к увеличению дохода предприятия. С другой стороны, оно будет стимулировать выпуск автомобилей с улучшеными потребительскими (в том числе экологическими) свойствами, от чего выиграют все без исключения. Чем дышит водитель? Всего в состав выбросов автомобилей входит более 200 различных химических веществ. Это продукты неполного сгорания в виде оксида углерода, альдегидов, кетонов, углеводородов, в том числе канцерогенные (канцерогенными называют вещества, которые приводят к развитию раковых заболеваний.), водорода, перекисных соединений, сажи, продуктов термических реакций азота с кислородом (за счет чего образуются оксиды азота), соединений неорганических веществ, которые входят в состав топлива (соединения свинца и других тяжелых металлов, диоксид серы и др.), избыточного кислорода. Вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей, могут вызывать прогрессирующие поражения центральной нервной системы, печени, почек, мозга, половых органов, летаргию, синдром Паркинсона, пневмонию, эндемическую атаксию, подагру, бронхиальный рак, дерматиты, интоксикацию, аллергию, респираторные и другие заболевания. В случае применения этилированных бензинов около 50% свинца осаждается в виде нагара на деталях двигателя и в выхлопной трубе, остаток уходит в атмосферу. Свинец присутствует в отработавших газах в виде мельчайших частиц размером 1-5 мкм, которые долго сохраняются в атмосфере. Свинец - вызывает серьезные поражения органов пищеварения, центральной и периферической нервной системы. Причем чем больше количество вредных веществ в организме и чем дольше организм подвергается их воздействию, тем больше вероятность возникновения заболеваний. К сожалению, полное решение проблемы загрязнения городского воздуха автотранспортом невозможно даже при использовании только дизельных или газобаллонных автомобилей. Применение неэтилированного бензина уменьшает выбросы свинца, но не спасает от других загрязнителей. Выбросы дизельных двигателей не содержат свинца и характеризуются низким содержанием окиси углерода, но при этом содержат больше окислов азота. Кроме того, выбросы недостаточно хорошо отрегулированных дизельных двигателей обогащены сажей, содержащей канцерогенные вещества и углеводороды. Конечно, и газобаллонные двигатели не идеальны, но они характеризуются значительно менее пагубным воздействием на окружающую среду, следовательно, они предпочтительнее других видов углеводородных двигателей. В этом году в Европе начат эксперимент по применению водородных двигателей. У них отработавшие газы полностью экологичны они представляют собой пары воды. Также, одним из решений может является использование менее токсичного моторного топлива. В соответствии с техническим регламентом производство автомобилей, соответствующих устаревшему стандарту «Евро-3», должно было прекратиться еще в 2010 году. Об этом автопроизводителей предупреждали за два года (т. е. в 2008 году), но кризис заставил власти пересмотреть эту директиву и все же перенести «Евро-4». Автомобили устаревшего стандарта не должны были производиться с начала этого года, однако до сих пор только начинают переходить на «Евро-4». Нужно отметить, что экологический стандарт «Евро-4» намного выше стандарта «Евро-3»: при переходе на него наличие в атмосфере окислов азота уменьшится на 30 %, а токсичных веществ – на 80 %. В отличие от России многие зарубежные автопроизводители уже выпускают автомобили класса «Евро-5». «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» – эти слова обрели в наше время реальный смысл. Более 10 млн. людей имеют автомобиль в личном пользовании. Вследствие нехватки гаражей тысячи индивидуальных автомобилей хранятся на открытых площадках, во дворах жилых застроек. Положение усугубляется ещё и тем, что сеть ремонтных служб для автомобилей личного пользования недостаточно развита. Это вынуждает их владельцев производить ремонт и техническое обслуживание своими силами, что они и делают, конечно, без учёта экологических последствий. Взять, к примеру, мойку автомобилей. Из-за нехватки моечных пунктов эту операцию зачастую выполняют на берегу реки, озера или пруда. Между тем автолюбители всё в больших объёмах пользуются синтетическими моющими средствами, которые представляют определённую опасность для водоёмов. Один из основных источников шума в городе – автомобильный транспорт, интенсивность движения которого постоянно растёт. Опасность возможной потери слуха из-за шума в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека. Некоторые теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, другие могут работать при сильном шуме почти всю жизнь без сколько-нибудь заметной утраты слуха. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышенную усталость для каждого человека. Вдумайтесь в цифры: наша огромная страна занимает 45-е место в мире по продолжительности жизни, 36-е место по уровню детской смертности и первые места по загрязнению атмосферы, водоемов, содержанию вредных химических веществ в почве и продуктах сельского хозяйства. Все чаще в питьевой воде и пищевых продуктах обнаруживаются вредные для здоровья примеси. В заключении, хотела бы также поделиться своими рекомендациями: по возможности переходить на использование газобаллонных двигателей; уменьшить количество отработавших газов с помощью качественной регулировки двигателя; использовать нейтрализаторы отработавших газов для бензиновых и дизельных двигателей; выбирать рациональный режим работы двигателя, глушить его при продолжительных остановках, воздерживаться от движения в не отведенных для этого местах. Около 17% глобального выброса парниковых газов попадает в окружающую среду из-за работы автотранспорта. Главная альтернатива машинам - общественный транспорт, которым даже сейчас пользуется большинство горожан (до 80%) в своих поездках по городу. Также примерно раз в год в разных городах проводятся дни без автомобилей. Людей призывают на день оставить свои транспортные средства, чтобы помощь экологии. Такие жесткие меры могут помочь в защите окружающей среды, хоть и не в больших количествах. Впервые дни без авто спонтанно начали проводиться в европейских городах в 1973 году во время нефтяного кризиса. В 1998 году во Франции он стал проводиться на официальной основе, а к 2011 году его отмечали тысячи городов из 35 стран мира. Первым в Татарстане Всемирный день без автомобиля поддержал президент Татарстана Рустам Минниханов. Он добрался до рабочего места – Дома правительства на площади Свободы – на велосипеде. Думаю, что эти рекомендации помогут нам улучшить экологическую и социальную ситуацию и мы сможем жить в более благоприятных условиях. |
© 2015, Соловьева Гулия Хамзовна 1413