СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Авторскую песню в системе дополнительного образования я преподаю уже тридцать лет. За эти годы накоплен уникальный опыт, которым я делюсь с другими педагогами.
Стремление молодёжи к игре на гитаре и исполнению песен под собственный аккомпанемент распространено в нашей стране повсеместно. Гитара - очень популярный и многоплановый инструмент, дающий возможности для исполнения под ее аккомпанемент различных музыкальных направлений и песен различных жанров, в том числе и такого музыкально-поэтического жанра, как авторская песня.
Возможности авторской песни, как системы обучения и воспитания, безграничны. Ведь авторская песня - она и для ума, и для сердца, и обладает мощным духовным потенциалом. Она отличается искренностью чувств, социальной правдивостью, высотой нравственных критериев. Её отличает высокая поэзия и искренность, человечность и проникновенность. Это исповедь автора, разговор по душам со слушателями. Поэтому она так и притягательна для подростков и молодежи.
Сегодня очень остро стоит вопрос системного преподавания классической авторской песни для подрастающего поколения. Оторвать молодёжь от низкопробной поп-культуры, тюремного шансона, бесцельного времяпровождения в пивных барах и дискотеках способно вовлечение в здоровое, умное, необыкновенно доброе по сути, массовое песенное движение – авторскую песню.
На сегодняшний день количество клубов и кружков авторской песни в нашей стране велико и продолжает расти. Однако до сих пор не существует целостной отработанной системы преподавания авторской песни для молодёжи. Существующие самоучители игры на гитаре изначально не соответствуют цели педагогического процесса. Методические материалы и разработки каждому руководителю клуба или объединения приходится самостоятельно выискивать по крупицам из разных сборников. Развитие этого направления в системе дополнительного образования наталкивается на почти полное отсутствие методической базы. Существуют программы по обучению аккомпанементу на шестиструнной гитаре и отдельные программы по изучению авторской песни, как жанра, но в них отсутствует комплексный подход и в большинстве из них не уделяется должного внимания исполнительскому и сценическому мастерству. Составляя и апробируя свою программу, я старалась компенсировать эти недочеты.
Авторская образовательная программа объединения «Игра на гитаре» и КСП «Перекресток» является обобщением 25-летнего опыта работы с детьми в жанре авторской песни. К программе прилагаются учебно-методические пособия: «Аккомпанемент на шестиструнной гитаре» - небольшой учебник, содержащий необходимый минимум музыкальной грамоты и теории музыки, необходимый гитаристу, учебное пособие «Сборник бардовских песен» содержащий популярные бардовские песни с аккордами для гитары и сборник «Песни Казанских бардов». Все учебные пособия пользуются популярностью и большим спросом у любителей авторской песни.
__
История клуба
Началось все с кружка "Игра на гитаре". Мне тогда было 20 лет, и по возрасту я почти не отличалась от своих учеников-старшеклассников, поэтому мне было очень легко найти с ними общий язык. Рядом со мной собралась очень хорошая, дружная компания мальчишек и девчонок, которым было интересно со мной, которые ездили по фестивалям, посещали бардовские концерты, просто ходили в походы, и в конце концов мы решили попробовать на базе кружка создать Клуб Самодеятельной Песни. Начали проводить различные мероприятия, в частности провели вечер, посвященный Визбору, в подготовке которого участвовали практически все, вечер, посвященный творчеству Б.Окуджавы, который показывали по казанскому ТВ, вечер песен В.Высоцкого, причем проходили эти вечера не в большом зале, а в уютной обстановке кабинета, в котором проходят занятия клуба. Наконец, в апреле 1997 года состоялась презентация КСП, на которой участники клуба показали себя как авторы и исполнители. Клуб решили назвать "Перекресток", хотя вариантов названия было очень много. Чуть раньше появился и ансамбль «Версаль».
Мероприятия в клубе проводились постоянно, где-то 1- 2 раза в месяц для всех желающих проводились концерты, творческие встречи. Были встречи со многими известными бардами, например, с Эльмирой Галеевой, Виталием Харисовым, Валерием Боковым, Артемом и Эдуардом Скворцовыми, Сергеем Корычевым, Григорием Данским, Сергеем Бальцером, Юлией Зиганшиной, Дмитрием Бикчентаевым, Владимиром Муравьевым и др. Также постоянно проводились концерты членов клуба, где каждый мог полностью проявить свои творческие способности. Мы устроили даже театрализованный концерт по творчеству Юлия Кима с костюмами и декорациями, сами написали сценарий, потом решили сыграть в бардовский КВН «Особенности национального бардизма». Не так давно провели театрализованный концерт по песням из кинофильмов «Синема-синема».
Мы вместе с учениками придумываем для себя новые интересные дела, клубные мероприятия, праздники и фестивали, походы в лес, которые устраиваются для себя и для других. Вместе планируем, вместе проводим и вместе анализируем, что из наших задумок и каким образом получилось и во что бы нам хотелось еще «поиграть».
Подготовка и проведение большинства клубных мероприятий требует богатого воображения, выдумки, нестандартного мышления. В нашем клубе создаются условия, позволяющие каждому найти себя и реализовать свои возможности в любой области и любой деятельности: организаторской, художественной, музыкальной, поэтической, технической, оформительской, хозяйственной, режиссерской, актерской и т.д. Важно то, что ребята сами планируют дела и мероприятия клуба, сами их проводят и в них участвуют.
В клубе есть свои авторы, есть те, кто пишет стихи. Есть и те, кто просто любит послушать и попеть бардовские песни. КСП «Перекресток» выпустил 2 а/кассеты с записью авторов и исполнителей клуба, CD диск анс. «Версаль», литературный сборник "Встречи на Перекрестке", сборник стихов авторов клуба «Я вижу - крылья мои растут…». Визитная карточка КСП - ансамбль "Версаль". Ансамбль неоднократно становился лауреатом Республиканских и Российских фестивалей авторской песни.
Но даже не это самое главное. Главное то, что у нас собралась хорошая команда единомышленников. Здесь мы нашли настоящих друзей. А многие нашли в клубе - и свою половинку. В клубе сыграно 6 свадеб! И сейчас в наших мероприятиях участвуют уже дети «Перекрестка». Несколько раз в год мы собираемся большой компанией с детьми и проводим конкурсы, концерты, ездим на сплав, выезжаем вместе на природу и, конечно же, поем песни! Теперь наши дети участвуют в фестивале «Песня, гитара и Я» и занимают призовые места!
Сейчас уже очень трудно нам всем представить свою жизнь без клуба. Придя в клуб, мы менялись и росли вместе с ним. И вот уже прожили вместе более 20 лет. Самая большая ценность нашего клуба – люди. Яркие и творческие! Среди них я нашла не только единомышленников, но и верных друзей. Без них ничего бы не было. Мы теперь связаны вместе и общим делом, и общей песней, и дружбой. Теперь «Перекресток» - наша общая судьба.
Наше «авторское» мероприятие – Региональный молодежный фестиваль бардовской песни «Песня, гитара и я», который начинался с районного конкурса и проводится уже 20 лет. Фестиваль каждый год открывает новые таланты среди молодых авторов и исполнителей бардовской песни.
Этот фестиваль проводится ежегодно уже более 15 лет, в нем принимают участие молодые авторы и исполнители бардовской песни не только нашего города и Республики, но и других регионов нашей страны.
В подготовке, проведении и организации этого фестиваля принимают участие все мои ученики вместе со мной, рука об руку, перенимая мой опыт и получая свой собственный, впитывая в себя эту атмосферу творчества, атмосферу настоящего праздника авторской песни, имея возможность напрямую общаться с участниками фестиваля из разных городов, с членам жюри и гостями фестиваля. Участие в таких мероприятиях дает всем бесценный опыт, массу положительных эмоций и впечатлений, огромный заряд позитива и творческое вдохновение. Ученики объединения, знакомясь с авторской песней, приобщаются к значимому пласту русской культуры, знакомятся с «поющейся поэзией», реализуют своё стремление к творчеству и развитию. Таким образом, авторская песня является хорошим инструментом для духовно-нравственного развития детей и подростков и приобщения к российской культуре в целом.
© 2019, Гребнева Алла Юрьевна 585