СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азбука общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Азбука общения

Оглянемся вокруг. Нам иногда встречаются люди вполне нормальные с медицинской точки зрения, но болезненно раздражительные, неадекватно реагирующие на все, вплоть до мелочей. Одного нечаянно толкнули в автобусе, и он долго будет изводить обидчика, а за одно и всех, кто едет вместе с ним. Другому сделали замечание, что он слишком часто и подолгу ведет личные разговоры по служебному телефону — он швырнул трубку. Третьей показалось, что ей недолили в стакан сока, и она обрушилась на продавщицу с бранью. Подобные издержки поведения, безусловно, следствие отсутствия культуры и прежде всего культуры общения.

Иногда приходится слышать, что умение общаться — врожденное. Одному «на роду написано», другому — не дано. Такие рассуждения очень похожи на отговорки и нежелание трезво взглянуть на вещи. А ведь каждый способен научиться общаться продуктивно. Современная психология накопила достаточно знаний, которые помогают овладеть поведением. При этом желательно не ограничиваться только советами специалистов, а попытаться расширить знания в области психологии, чтобы сознательно строить свои отношения с людьми.

Для начала задумаемся над некоторыми вопросами.

  1. Умеем ли мы обратиться к человеку, спросить о чем-то так, чтобы ему было приятно ответить?
  2. Можем ли внимательно выслушать собеседника и вызвать у него интерес, расположение, доверие?
  3. Станем ли мы на грубость, адресованную нам, реагировать иными средствами, нежели встречной грубостью?
  4. Способны ли вовремя пошутить, когда накаляется атмосфера? Стремимся ли настоять на своем тактично, так, чтобы не оттолкнуть людей, а лишь убедить их в своей правоте?
  5. Умеем ли мы говорить «да» и «нет»?

Если на все эти вопросы вы отвечаете однозначным «да», то изучение психологии общения для вас не слишком актуально. Если вы колеблетесь или знаете свои ошибки, то вам следует осознать: ваша манера общаться — это то, что стоит между вами и другим человеком. И в ваших силах превратить общение в протянутую руку или в непреодолимый барьер.

Американский психолог Дейл Карнеги в книге «Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей» сформулировал 10 простых правил-заповедей бесконфликтного общения с окружающими. Речь идет не о привычке бесконфликтного существования по принципу «моя хата с краю», а о том, что не стоит усложнять жизнь себе и окружающим из-за несовпадения мнений и интересов. Увы, многие наши «непреодолимые» трудности возникают на голом месте и влекут за собой сильные переживания и другие нервные затраты, никак не соответствующие побудившим их причинам (т.е. мы часто «делаем из мухи слона»).

10 заповедей общения:

  1. Меньше критикуйте и обсуждайте других, реже жалуйтесь.

Поскольку критика часто ущемляет чувство собственного достоинства, гордости, ощущение собственной значимости, то большинством людей воспринимается болезненно, особенно если это критика «не по делу». Критическое отношение должно присутствовать, но в меру. Неправы те люди, кто склонен быстро судить и на основании малейшего проступка человека делать обобщения, типа: «Сказал (один раз ) неправду — лгун».

2. Демонстрируйте неподдельный интерес к другим людям. Т.е. умейте выказывать уважение к интересам каждого человека (не обязательно для этого быть друзьями). Станьте чуткими к чужому «Я».

3. Будьте хорошим слушателем. Внимательно выслушать человека — это уже на 90% ему помочь.

4. Помогайте людям чувствовать свою значимость. Здесь не имеются в виду такие низкие проявления личности, как подхалимство и лесть. Речь о другом. Каждый человек стремится быть нужным, полезным кому-нибудь и нуждается в подтверждении своей значимости, он имеет на это право.

5. Уважайте мнение других людей. Это не так легко сделать, особенно когда сталкиваешься с противоположным мнением. Мы часто спешим сказать: «Вы не правы!» вместо того, чтобы поставить себя на место этого человека и попытаться посмотреть на вещи с его точки зрения.

6. Избегайте ненужных споров. Чем вступать в словесную перестрелку, лучше молча выслушать собеседника, чтобы найти пути достижения согласия.

7. Убеждайте, а не приказывайте. Кому нравится получать приказы? Большинство людей внушаемо и легко поддается убеждению.

8. Запоминайте имена. Они — один из наиболее приятных компонентов нашей речи. Запоминайте имена (и отчества, и фамилии — в зависимости от обстоятельств). Без колебаний просите повторить имя, если вы сразу не расслышали или не поняли.

9. Придерживайтесь положительной установки. Негативизм отталкивает людей. Старайтесь в своем общении делать упор на положительное, что вас объединяет.

10. Улыбайтесь. Улыбка — знак дружественности, готовности к общению, открытости. Если она идет от сердца, то может растопить лед самого сильного недоверия.

5 основных принципов общения с людьми.

1. Вместо того, чтобы обвинять, постарайтесь понять человека. Это значительно полезнее критики даже для вас, так как воспитывает в человеке умение относиться к вам терпимо, с сочувствием и добротой («Если любишь мед, не разоряй соты!»).

2. Прежде всего необходимо возбудить в человеке заинтересованность, чтобы он сам захотел сделать что-либо для вас.

3. Когда мы заняты решением своих проблем, то тратим 95% времени на мысли о себе, что неправильно. Надо перестать думать ТОЛЬКО о собственных желаниях и достоинствах, а попытаться лучше узнать хорошие качества других людей и выразить им одобрение от всей души, искренне.

4. Лучший способ повлиять на человека — это говорить с ним о том, чего он хочет, и постараться помочь ему добиться желаемого.

5. Необходимо всегда учитывать точку зрения других людей, их стремления и планы.

Размышляя о перечисленных «заповедях» Карнеги, вы, возможно, отметите, что они отличаются от привычных нам способов поведения. Но не спешите с окончательным суждением, не торопитесь ни принимать, ни отвергать предложенные советы. Лучше всего поэкспериментируйте: попытайтесь один день, а еще лучше неделю прожить, внимательно выполняя эти принципы обращения с людьми, — и тогда делайте выводы!

Категория: Внеурочка
02.03.2017 12:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!