© 2023, Скурихина Тамара Петровна 174
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Белый — самый легкий цвет и является ахроматическим (без оттенка), поскольку он полностью отражает и рассеивает все видимые длины волн света. Это цвет свежего снега, мела и молока.
В Древнем Египте и Древнем Риме жрицы носили белый цвет как символ чистоты, а римляне носили белую тогу в качестве символа гражданства. В средние века и в эпоху Возрождения белый единорог символизировал целомудрие. Это был цвет королей Франции и монархического движения, выступавшего против большевиков во время Гражданской войны в России (1917-1922). Греческие и римские храмы были облицованы белым мрамором, и, начиная с 18 века, с появлением неоклассической архитектуры белый стал наиболее распространенным цветом новых церквей, капитолий и других правительственных зданий, особенно в Соединенных Штатах. Он также широко использовался в современной архитектуре 20 века как символ современности и простоты.
Согласно опросам в Европе и США, белый цвет чаще всего ассоциируется с совершенством, добротой, честностью, чистотой, началом, нейтралитетом и точностью. Белый цвет является важным цветом почти для всех мировых религий. Папа, глава Римско-католической церкви, носит белый цвет с 1566 года как символ чистоты и жертвы. В исламе и в синтоистской религии Японии ее носят паломники. В западных культурах и в Японии белый цвет является самым распространенным цветом для свадебных платьев, символизирующих чистоту и девственность. Во многих азиатских культурах белый цвет также является цветом траура.
Белый был одним из первых цветов, используемых в искусстве. Пещера Lascaux во Франции содержит рисунки быков и других животных, нарисованных художниками 18000 - 17000 лет назад. Художники палеолита использовали кальцит, или мел; иногда в качестве фона, иногда как изюминка, наряду с древесным углем и красной и желтой охрой.
В Греции и других древних цивилизациях белый часто ассоциировался с материнским молоком. В греческой мифологии главный бог Зевс питался грудью нимфы Амальтеи. В Талмуде молоко было одним из четырех священных веществ, наряду с вином, медом и розой.
Древние греки видели мир с точки зрения темноты и света, поэтому белый цвет был фундаментальным. По словам Плиния, известные художники Древней Греции использовали только четыре цвета в своих картинах; белый, красный, желтый и черный; для рисования греки использовали свинцовый белый, полученный в результате долгого и трудоемкого процесса.
У древних римлян было два слова для белого: albus - простой белый (источник слова albino) и кандидус (от этого слова произошло слово «кандидат») - ярче белого. Жрицы богини Весты, одетые в белые льняные одежды, белую шаль и белое покрывало, защищали священный огонь и римские пенаты. Белый символизирует их чистоту и целомудрие.
Ранняя христианская церковь приняла римский символизм белого цвета как цвет чистоты, жертвы и добродетели. Это был цвет, который носили священники во время мессы, монахи Цистерцианского ордена, а при папе Пие V стал официальным цветом, который носил сам папа. Монахи ордена святого Бенедикта одеты в белый или серый цвет натуральной шерсти, но позже перешли на черный - смирение и покаяние.
Белый ягненок стал символом жертвы Христа от имени человечества. Иоанн Креститель описал Христа как Агнца Божьего, который взял на себя грехи мира. Белый ягненок был центром одной из самых известных картин средневекового периода — Гентского алтаря Яна ван Эйка.
Белый был также символическим цветом преображения. Евангелие от святого Марка описывает одежду Иисуса в этом случае как «сияющий белый, как снег». Художники, такие как Фра Анджелико, использовали свои величайшие навыки, чтобы показать белизну его одежды. В своей картине преображения в монастыре Святого Марка во Флоренции Фра Анджелико подчеркнул белую одежду, используя светло-золотой фон, помещенный в миндалевидный ореол.
Во время пост-классической истории художники редко когда-либо смешивали цвета; но в эпоху Возрождения влиятельный гуманист и ученый Леон Баттиста Альберти поощрял художников добавлять белые цвета в свои цвета, чтобы сделать их светлее, ярче. Многие художники следовали его совету, и палитра Возрождения была значительно ярче.
Американский художник XIX века Джеймс Макнейл Уистлер (1834-1903), работавший одновременно с французскими импрессионистами, создал серию картин с музыкальными названиями, где он использовал цвет для создания настроений, как композиторы использовали музыку. В его картине «Симфония в белом № 1. Белая девушка» использовались нежные цвета, чтобы изобразить невинность и хрупкость.
В конце 19 века белый свинец все еще был самым популярным пигментом, но между 1916 и 1918 годами химические компании в Норвегии и США начали выпускать титановый белый, изготовленный из оксида титана. Он был самым ярким белым пигментом.
К белому цвету обратились модернистские художники. Он использовался в простейшей форме русским супрематическим художником Казимиром Малевичем в своей картине 1918 года «Белое на белом» («Белый квадрат») - компаньон к его более раннему «черному квадрату». Он также использовался голландским модернистским художником Питом Мондрианом. Его самые известные картины состояли из чистого белого холста с сеткой вертикальных и горизонтальных черных линий и прямоугольников основных цветов.
Немецкий художник Раймунд Гирке писал о белом цвете так:
«Белое есть покой и движение, активность и пассивность.
Белое есть чистота и ясность.
Белое — это неограниченное безмерное пространство, нечто нематериальное.
Белое — это сплошная энергия…
Белое есть нечто активное, постоянно меняющееся. Расширяясь или сокращаясь поочередно, или одновременно, оно едва поддаётся разделению. Колебательное движение белого подвергается членению, образуя обрывы, каскады, разрушаясь в процессе движения по участкам разной ширины…
Никогда не кончаясь, белое, распространяясь, создаёт пространство, безграничное пространство.
Белое переводит картину во взвешенное состояние, снимая с неё тяжесть.
Белое, членясь на горизонтальные участки, силовые поля, меняет свою материю, в результате чего возникает белое разной энергии и силы притяжения».
·
© 2023, Скурихина Тамара Петровна 174