СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа для родителей "Развитие функциональной грамотности младших школьников"

Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально - грамотных людей.

– Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Если Вы умеете применять знания, полученные в школе для эффективного решения собственных жизненных задач И/ИЛИ умеете находить нужные для этого знания, сведения, информацию, то Вы – ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

- Вы спросите, для чего нужна функциональная грамотность?

Функциональная грамотность ПОМОГАЕТ:

• адекватно выбрать будущую профессию;

• решать бытовые задачи,

• взаимодействовать с людьми,

• организовывать деловые контакты,

• выбирать программы досуга,

• ответственно относиться к обязанностям гражданина,

• ориентироваться в культурном пространстве,

• использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий,

• контактировать с различными социальными структурами и организациями,

• взаимодействовать с природной средой.

Функциональная Неграмотность заключается в том, что человек не может выбрать нужный товар в магазине, ему трудно заполнить документы, квитанции, оплатить счета за электроснабжение, трудно разобраться с инструкцией к электроприборам, не может освоить компьютер, телефон и т.д.

Основные направления формирования функциональной грамотности:

  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление
  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность

Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Существует проблема снижения читательского потенциала у российских школьников по мере их взросления.

Низкая читательская грамотность подростков означает, что они с трудом понимают смысл текстов, не умеют их анализировать, сопоставлять и находить нужную информацию.

- Как быть родителям в ситуации, когда учебники и школа не успевают за реалиями современного мира? Организация экономического сотрудничества и развития рекомендует:

- Постараться показать детям, что чтение может приносить удовольствие. Согласно исследованиям, чем больше подросток любит читать, чем шире круг источников чтения, тем лучше он или она успевает в учебе и ориентируется в жизненных ситуациях

Математическая грамотность — способность определять и понимать роль математики, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и находить необходимые математические инструменты для решения современных повседневных задач и научных проблем.

Математика лежит в основе критического мышления, а критическое мышление — один из важнейших навыков XXI века, который необходим, чтобы не утонуть в море ненужной информации.

С помощью математики мы отвечаем на простые бытовые вопросы и сложные вопросы социальной и политической жизни:

w Во сколько нужно выйти из дома, чтобы успеть до окончания регистрации рейса, с учетом дня недели, времени суток и вида транспорта, на котором мы будем добираться?

w Как создать безопасный пароль, не используя даты рождения близких (в любых комбинациях) и при этом легко его запоминать?

w Можно ли выиграть в лотерею и как?

w Как покупать через Интернет и на что обращать внимание при распродажах.

Что же можно сделать родителям, чтобы помочь ребенку справиться с боязнью математики? Профессиональные математики советуют для начала постараться поверить в себя.

Если ваш ребенок лучше усваивает информацию визуально, можно перейти на математические сайты. Здесь вы найдете интерактивные визуализации и миниатюры к известным математическим правилам и задачкам. Попробуйте разобраться в них вместе, например, рассчитать, какой путь от станции метро «Маяковская» до станции «Курская» короче: по Садовому кольцу или через Красную площадь? Скучно точно не будет!

Информационная грамотность — умение искать, оценивать, обобщать, эффективно обмениваться и использовать информацию при помощи технологических средств.

Проще всего начать осваивать информационную грамотность с интернета, ведь это самая динамичная и активно развивающаяся информационная среда. Постарайтесь показать ребёнку, что интернет — это не только место для развлечения и общения, но и это удобный инструмент для увлекательного освоения нового!

Начините с собственного примера:

w чаще открывайте интересные и познавательные видео;

w устраивайте виртуальные экскурсии для всей семьи в лучшие музеи мира; w снимите вместе с ребёнком ролик для YouTube или stop-motion анимацию; w предложите вместе послушать лекцию на тему, интересную ребёнку; w следите за новейшими научными открытиями и обсуждайте их дома.

Есть пять способов становления функциональной грамотности не только нынешнего поколения детей, но и взрослых людей.

Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений.

Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора.

Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух.

Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.

Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

Введение заданий на развитие функциональной грамотности в различные предметные области, несомненно, помогут нашим учащимся формировать этот навык.

Быть грамотным в 21 веке — это значит работать с информацией, представленной в разных форматах, разных контекстах и с разными целями. Эти умения необходимы, чтобы полностью использовать возможности, предоставляемые современным обществом, для эффективной работы, жизни и учебы.

25.01.2023 13:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!